Фаузия Кулешова
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Секреты «Кока-Колы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для развития познавательной активности у детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, формирование навыков исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные
-Обобщить и закрепить представление о вредном влиянии газированных напитков на организм человека путем проведения опытов с «Кока-Колой»;
-Учить детей обследовать предметы и экспериментировать с ними.
Развивающие :
Публикация «Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию „Секреты „Кока-Колы“» размещена в разделах
- Кока-кола. Исследовательские проекты, занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
-Развивать у детей умение выдвигать гипотезы, делать выводы,
- Устанавливать причинно-следственные связи;
- Активизировать словарь детей, развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ.
Воспитательные:
-Воспитывать желание вести здоровый образ жизни, правильно питаться.
-Воспитывать аккуратность, внимательность, умение действовать по руководству воспитателя.
Материалы для проведения экспериментов: одноразовые шапочки, бутылки с «Кока-колой», прозрачные пластиковые стаканы и миски, пластиковые ложки, салфетки, старые монеты, воздушные шарики, бутылка с водой, блюдце, конфеты «Ментос», яичные скорлупы, молоко, сахар, макет «Тело человека», муляжи полезных и вредных продуктов, тележка покупательская, мусорное ведро.
Предварительная работа: беседы с детьми на тему : «Мой любимый напиток», «Полезные и вредные продукты», консультация для родителей на тему «Знаете ли вы о вреде «Кока-Колы»?», оформление папки-передвижки «Правильное питание-залог здоровья», создание мультимедийной презентации «Кока-Кола : вред или польза?», опыт с яичной скорлупой (готовится за 5 дней до демонстрации).
Ход занятия.
1. Вводная часть. Приветствие.
Дети встают полукругом напротив воспитателя.
В. : Ребята, сегодня к нам с утра в детский сад почтальон принёс посылку. Интересно, что же там? Вы хотите узнать что там? Ну, что откроем посылку?
ПОД: Да!
В. : Тут есть письмо, давайте прочитаем!
«Здравствуйте, друзья! Письмо вам пишут дети из другого детского сада. Мы очень любим «Кока-Колу». Только мы не знаем полезна ли она для здоровья. Нам известно, что у вас есть исследовательская лаборатория, и вы не могли бы провести опыты и проверить полезна Кока-Кола или нет. Мы очень просим прислать нам ответ.»
Интересное письмо. А здесь еще что-то есть. Бутылка с какой-то жидкостью…
ПОД: Это «Кока-Кола».
В. : Ребята, поднимите руку, кто из вас пробовал «Кока-Колу»?
Вам понравилась она на вкус? Кому то понравилась, кому то нет. А кому понравилась, чем она понравилась?
ПОД: Сладким вкусом, приятным запахом, необычным цветом.
В. : А вы знаете, откуда появилась Кока-Кола? Кто же ее придумал?
ПОД. Нет.
В. : Этот напиток появился в Америке очень давно, более 100 лет назад, а придумал ее фармацевт. Кто такой фармацевт?
ПОД: Это человек, работающий в аптеке, который изготавливает лекарства.
В. : Правильно! И этого человека звали Джон Пембертон (Показ портрета) и придумал он Коку-Колу как сироп, как лекарственное средство при головных болях. Т. е. Кока – Кола в виде сиропа продавалась в аптеке, а потом уже через много лет его превратили в всемирно известный напиток, который и в Америке и у нас он стал очень популярным. В состав «Кока-Колы» входили листья коки и орехи тропического дерева колы. Отсюда и такое название.
Хотите узнать, что находится внутри этой красивой бутылки? Какие секреты скрывает «Кока-Кола»? Как «Кока-Кола» влияет на организм человека, пить её или не пить? И что же приносит «Кока-Кола» человеку – вред или пользу?
Чтобы ответить на эти вопросы, куда же мы отправимся? Где проводят опыты и изучают свойства разных предметов и веществ? Где создают новые лекарства и совершают научные открытия?
ПОД: В лабораторию!
2. Основная часть.
В. : Правильно, мы направимся в исследовательскую лабораторию и проведем настоящие опыты, чтобы выяснить, как «Кока-Кола» влияет на наш организм.
А что должно быть в настоящей лаборатории для проведения опытов и экспериментов?
ПОД: различные приборы и оборудования…
В. : Но прежде чем заняться опытами, давайте вспомним правила поведения, как же нужно себя вести в лаборатории?
ПОД: Не шуметь, не трогать ничего без разрешения, ничего не пробовать на вкус, соблюдать аккуратность, работать только на своём месте.
В. : Правильно! Давайте пройдём в лабораторию.
Подходят к своим столам.
В. : Когда вы сядете за столы- перед вами будут лежать шапочки, как у настоящих лаборантов. Ребята, а кто такие лаборанты? ПОД: Лаборанты – ученые, которые проводят опыты и эксперименты, делают выводы. В. : Правильно! Мы с вами на голову наденем шапочки и превратимся в ученых! А мне разрешите быть ведущим научным сотрудником лаборатории. Я буду руководить лабораторией, контролировать работу лаборантов, проводить самые сложные опыты. Ну что коллеги, предлагаю вам приступить к работе. Готовы? И первое, что мы с вами будем доказывать, что же содержится в Кока-Коле, что это за напиток? И первый наш опыт будет называться:
1 Опыт «А что внутри?»
Коллеги, попрошу вашего внимания! Что же я буду делать. Я сейчас открою бутылку с Колой и сверху на горлышко одену воздушный шарик и посмотрим, что с ним произойдет. Немножко встряхнем бутылку и что же произошло с шариком?
ПОД: шарик надулся.
В. : А почему он надулся?
ПОД: потому что в коле содержится газ!
В. : Правильно, в Кока- Коле содержится газ, который как раз надул наш шарик. Вывод: в коле содержится газ-это газированный напиток. Вот для сравнения возьмем обычную бутылку с водой и повторим эксперимент с шариком. Что произошло?
ПОД: ничего, шарик не надулся!
В. : Правильно. А как вы думаете, почему?
ПОД: Потому что в воде газ не содержится.
В. : Хорошо, раскрыли первый секрет Кока-Колы : Содержится газ!
2 Опыт. Теперь мы с вами переходим к следующему опыту. У вас на столах есть миски с Колой и тусклые монеты. Вам нужно взять эти монеты и опустить в Колу. А вот что с ними будет, мы узнаем в конце нашей работы.
В. : Ну а пока продолжаем работу в экспериментальной лаборатории.
3 Опыт. Коллеги, мы с вами на прошлом занятии начали изучать свойства Колы. Давайте вспомним, что мы делали?
ПОД: Мы налили в блюдце немного Кока-Колы и оставили на несколько дней.
В. : Верно! Посмотрите, коллеги, что же произошло? Можно ложкой помешать?
ПОД: Нет, Кола застыла, засохла.
В. : Правильно, вода испарилась и какая получилась жидкость?
ПОД: Липкая, густая как мед.
В. : Правильно и это о чем говорит?
ПОД: О том, что в Коле очень много сахара.
В. : Конечно! В одном стакане Колы содержится до семи ложек сахара! Это очень много. А давайте проверим, сколько это. Кто мне поможет отсыпать 7 ложек сахара?
(Кто-то из детей демонстрирует) А мы все вместе посчитаем!
В. : Молодцы, мы с вами еще один секрет раскрыли!
4 Опыт. Влияние «Кока-колы» на яичную скорлупу (опыт подготовлен заранее).
В. : К следующему опыту мы тоже подготовились заранее. Давайте узнаем, правда ли, что «Кока-Кола» опасна для наших зубов? По своему составу яичная скорлупа похожа с нашими зубами. Ребята, вспомните, что мы делали с вами на прошлом занятии.
ПОД: Мы в одну миску налили «Кока-Колу», а в другую – воду. В обе миски опустили яичную скорлупу.
В. : Правильно. Кто мне скажет, для чего мы с вами этот опыт готовили заранее?
ПОД: Для того, чтобы посмотреть, как «Кока-Кола» влияет на скорлупу должно пройти время, поэтому этот опыт мы подготовили заранее.
В. : Почему мы использовали именно скорлупу яйца?
ПОД: По своему составу яичная скорлупа схожа с эмалью наших зубов.
В. : Правильно, за прочность яичной скорлупы, а также наших зубов и костей отвечает одно вещество. Как оно называется?
ПОД: – Кальций.
В. : Совершенно верно. Кальций отвечает за прочность и крепость наших зубов, костей в организме и даже яичной скорлупы.
Давайте достанем и посмотрим, что же произошло со скорлупами. В первом случае скорлупу поместили в воду и сколько бы она не пролежала, ничего с ней не случилось, она осталась белой и крепкой. А сейчас мы посмотрим на скорлупу в Кока-коле. Она пролежало там ровно столько же. Как изменилась скорлупа яйца?
ПОД: Скорлупа, погруженная в напиток, потемнела, окрасилась в коричневый цвет, легко трескается. А скорлупа, находящаяся в воде, не изменилась. От «Кока-Колы» зубы, также, как и яичная скорлупа, могут темнеть и портиться.
В. : А что же содержится в Кока-коле, если скорлупа поменяла цвет?
ПОД: Красители, которые окрасили скорлупу в коричневый цвет.
В. : Правильно, и это не очень красивый цвет, если мы говорим с вами о наших зубах. Если мы будем много пить колу, то зубы тоже будут вот такого света. Вопрос: Что нужно делать, чтобы наши зубы не портились и не темнели?
ПОД: Не пить кока-колу и почаще чистить зубы.
В. : Ну что ж, а теперь из проделанных опытов какие выводы мы сделаем?
ПОД: Мы определили, что в Кока-Коле есть ГАЗ, в Кока- Коле очень много САХАРА, и содержится КРАСИТЕЛЬ.
В. : Все верно! Коллеги, делать опыты, научные эксперименты дело не из лёгких. И поэтому даже в исследовательских лабораториях предусмотрено время для отдыха. И сейчас весёлая музыка приглашает вас немного подвигаться.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. «Двигайся-замри!»
5 Опыт.
В. : Мы с вами немного отдохнули и с новыми силами продолжаем наши экспериментирования. Ребята, многие из вас наверное, любят мятные конфеты «Ментос». Давайте посмотрим, что же будет, если эти конфеты употреблять вместе с Кока-Колой. А узнаем мы это проведя опыт. Смотрите, я беру бутылку «Кока-Колы», открываю ее и кладу две мятные конфеты «Ментос».
Вопрос: Коллеги, посмотрите, что же произошло?
ПОД: Кола высоким пенным фонтаном брызнула в разные стороны, вытекла из бутылки.
В. : Да, с некоторыми продуктами Кока-Кола не совместима и вступает в химическую реакцию, похожую на маленький взрыв. Только представьте, что этот взрыв может произойти в вашем желудке! Но эти конфеты тоже не полезны. А давайте посмотрим, что же будет если употреблять Кока-Колу и полезный продукт. В качестве такого продукта мы возьмём молоко.
В. : Как вы считаете молоко полезный продукт?
ПОД: Да!
В. : Давайте приступим к работе.
6 Опыт.
Дети в прозрачный стакан с Кока- Колой добавляют несколько ложек молока.
В. : Посмотрите, что происходит?
ПОД: В стакане образовался мутный, густой осадок, появились хлопья.
В. : Знаете, почему это произошло?
В Кока-Коле есть вещество, которое соприкасаясь с молоком вступает в реакцию, и возникает такой неприятный осадок. Такой осадок бывает, когда скисает молоко и становится не пригодным для употребления.
В. : Кто-нибудь из вас догадался для чего мы это сделали?
ПОД: ответы детей.
В. : Если употреблять Кока-Колу вместе с молочными продуктами, то вот такой осадок появится и в нашем желудке. (Демонстрация опыта на макете). Нашему желудку пришлось бы не сладко.
В. : Коллеги, а вы не забыли про наши монеты? Теперь вытащите монеты ложкой и потрите их салфеткой. Что стало с вашими монетами? Посмотрите на них, какие они стали?
ПОД: Монета посветлела, заблестела.
В. : Какой вывод можно сделать после этого опыта?
ПОД: Кока-Колу можно использовать как чистящее средство. Кола разъедает налёт на монетах, и они становятся чище, светлее.
В. : Мы сделали правильный вывод, ведь если Кока-Кола с легкостью удаляет ржавчину, то она так же легко может разъедать стенки нашего желудка. Вот мы и разгадали все секреты Кока-Колы.
3. Заключительная часть. Рефлексия:
В. : Итак, дорогие коллеги, мы сделали серьёзную работу – провели несколько опытов. Понравилось ли вам наше сегодняшнее экспериментирование? Скажите, что мы сегодня исследовали? Ребята, вам понравилось побыть в роли учёных?
ПОД: ответы детей.
В. : Ребята, а для чего мы все опыты проводили?
ПОД: Нас попросили дети из другого детского сада и мы должны прислать ответ.
В. : И теперь я попрошу вас, подвести итог нашей работы, и сделать выводы вредна или полезна Кока - Кола. Пить или не пить этот напиток.
ПОД: «Кока-Кола» - это сильно газированный напиток, в состав которого входят вещества, которые разъедают наш желудок, приводят к нехватке кальция в костях и зубах. А также вещество кофеин, который содержится в Кока-коле, приводит к раздражительности, плохому сну, затрудняет работу сердца, а большое количество сахара вызывает избыточный вес.
В. : Какой один общий вывод мы можем сделать?
ПОД: Чтобы быть здоровыми, Кока-Колу пить нельзя.
В. : Скажите, а чем же её можно заменить?
ПОД: Водой, натуральными компотами и соками.