Из опыта работы «Музыка — как одно из средств эффективности физического развития дошкольников»

Оксана Кудашова
Из опыта работы «Музыка — как одно из средств эффективности физического развития дошкольников»

Из опыта работы

музыкального руководителя МДОУ детский сад№ 4 «Радуга» п. Уразово Валуйского района Белгородской области Кудашовой Оксаны Геннадьевны

«Музыка - как одно из средств повышения эффективности физического

развития дошкольников в соответствии с ФГОС»

Приобщение детей к музыкальному искусству начинается с раннего детства и поэтому развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей, удовлетворение в самовыражении мы находим в одной из образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие». Которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира музыки, его восприятия и связи с другими видами деятельности.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, (врачи-логопеды используют пение при заикании, способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза при пении регулирует и углубляет дыхание.

Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребёнка, координацию, вырабатывает четкость ходьбы и лёгкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление. Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно - сосудистой, мышечной, двигательной, дыхательной систем организма.

При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается вентиляция лёгких, увеличивается амплитуда дыхательных движений. В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности (эмоциональной отзывчивости, слуха).

Дети учатся воспринимать музыку, двигаться в соответствии с её характером, средствами выразительности.

Задачи физического развития тесно связаны со всеми разделами воспитания в детском саду. Образовательная программа детского сада предусматривает работу над развитием движений и в музыкальном развитии.

Музыкальные игры и пляски построены, главным образом, на основных движениях: ходьбе, беге, прыжках, подскоках.

Их совершенствование идет как в музыкально-художественной деятельности, так и в двигательной деятельности.

Например, передача движениями бодрого характера музыки способствует выработке правильной осанки, координации движений рук и ног, легкости шага, а обучение правильному шагу и бегу на нод по физической культуре, укрепляет мышцы ног и тем самым способствует более легкому освоению танцевальных движений.

В основе движений лежит определенный ритм, соотносимый с ритмичностью музыкального звучания. Музыка повышает интерес к играм и упражнениям, придавая им особую эмоциональность. Между музыкой и движением при их одновременном исполнении устанавливаются тесные связи.

Определяющую роль играет музыка. Сопутствуя музыке, движения выражают ее образное содержание.

Акценты, несложные ритмические рисунки легко воспроизводятся в беге, шагах, хлопках, изменения темпа, динамики музыкального произведения влекут за собой изменения в скорости, и степени напряженности выполнения движения. Между музыкой и движениями легко устанавливаются нужные взаимосвязи: движения заставляют интенсивнее, полнее воспринимать музыкальное произвёдение, а музыка управляет ритмом движений, придает им особую выразительность, облегчает их выполнение.

Музыка помогает детям одновременно начать и закончить то или иное движение или всё упражнение, выполнять его в определенном темпе. Хорошо сочетаются с музыкой ходьба, бег на носках в колонне, по одному на месте, бег врассыпную и некоторые подвижные игры, в основном хороводного построения, где музыкальное сопровождение — смена тем, частей — обусловливает переход к другому действию, начало или окончание определенной последовательности действий. Например: в игре «Кто скорей» дети бегают по залу под звучание музыки, а по ее окончании быстро садятся на стулья.

В организации работы по физическому развитию я принимаю активное участие. Совместно с инструктором по физической культуре мы проводим различные упражнения: в ходьбе, беге, построениях и перестроениях, что обеспечивает быстроту и четкость их выполнения.

Не сопровождаются музыкой такие упражнения: лазание, прыжки в длину и высоту с места и с разбега, метание, подвижные игры, содержащие соревновательные элементы. Каждый ребенок выполняет их в своём индивидуальном темпе.

В непосредственно-образовательной деятельности я использую музыку в комплексе упражнений, ранее разученных без музыкального сопровождения.

В работе по развитию движений большое место занимает утренняя гимнастика. Основное ее значение — оздоровительное: укрепляется опорно-двигательный аппарат, совершенствуются все функции и системы организма. Кроме того, утренняя гимнастика позволяет организовать детский коллектив.

Важная задача гимнастики с музыкой — создание у детей бодрого настроения, что способствует их активности в труде, играх, занятиях. Музыка вызывает у детей по-ложительные эмоции и тем самым облегчает выполнение движений.

Используемое во время гимнастики музыкальное произведение, нельзя искажать — подчеркивать отдельные ритмические фигуры, делать произвольные паузы, чтобы приспособить его для более удобного выполнения того или иного движения.

Немаловажное значение имеет и гимнастика после дневного сна. В спальной комнате дети под музыку выполняют произвольные музыкально-ритмические упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки. Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями. В течение года мы используем различные варианты гимнастики.

В непосредственно-организованной деятельности физическая культура музыка звучит эпизодически: во время ходьбы, бега, подпрыгиваний, перестроений, некоторых общеразвивающих упражнений. Основная часть занятия, как правило, проводится без музыки, однако отдельные подвижные игры включают музыкальное сопровождение.

Применение музыкального сопровождения в процессе обучения физическим упражнениям зависит от этапов их разучивания. При ознакомлении с движением, его показе музыка облегчает восприятие. После показа упражнения даётся характеристика. Например: Светлана Александровна инструктор по физкультуре показывает упражнение с обручем в сопровождении «Вальса» С. Асафьева, затем говорит: «Музыка спокойная, певучая, негромкая и движения должны быть лёгкими, неторопливыми, плавными».

Разучивание отдельных элементов движения проводим без музыки, так как её восприятие на этом этапе снижает сознательное управление двигательными навыками и может привести к механическому их воспроизведению.

В качестве музыкального сопровождения упражнений в основных видах движений использую народную, классическую музыку, сочинения современных композиторов. Упражнения сопровождаю музыкой тогда, когда они заранее разучены с инструктором по физкультуре.

Наша задача как музыкальных руководителей научить воспитателей показывать все движения упражнений в соответствии с характером, средствами выразительности и формой музыкального произведения.

Разучивание упражнения следует начать с объяснения воспитателем правил выполнения и первые один-два раза провести его без музыки.

Знакомые упражнения сразу исполняем с музыкальным сопровождением. Воспитатель должен следить за четким соотношением музыки и движений. Функция музыки не сводится лишь к аккомпанементу или фону выполнения движений, она, прежде всего, должна помочь детям эмоционально осознать свои движения.

Мы совместно с инструктором по физической культуре планируем работу пo развитию движений, стараясь избежать слишком большого разнообразия материала, установить известную последовательность в его прохождении. Это способствует взаимодействию музыкального и физического развития дошкольников.

Воспитывая ребенка средствами музыки, мы должны понимать ее значение для всестороннего развития личности и быть ее активным проводником в жизнь детей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Модель организации образовательной деятельности по музыкальному воспитанию» Консультация для родителей: «Модель организации образовательной деятельности по музыкальному воспитанию с детьми старшего возраста в.

План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Из опыта работы «Музыка — как одно из средств эффективности физического развития дошкольников»
Опубликовано: 17 февраля 2015 в 15:13
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. Выставка работ в технике айрис фолдинг

Айрис фолдинг – это модная и самобытная техника рукоделия с необыкновенными эффектами. Работы получаются сложенными, словно диафрагма фотоаппарата «Смена» или раковина улитки. Творчество в стиле айрис...

19 сентября. Международный день подражания пиратам

«Тысяча чертей!» и «Разрази меня гром!» – сегодня у нас есть официальный повод говорить и одеваться как пираты. 19 сентября в 40 странах мира отмечается международный праздник – День подражания пиратам.

Картотека в виде презентации «Подвижные игры в детском саду». Часть 9
Картотека подвижных игр в виде презентации Хитрая лиса. Ход игры: играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне...
Конспект ООД по лепке в средней группе детского сада «Мы веселые матрешки»
Конспект организованной образовательной деятельности по лепке для средней группы «Мы веселые матрешки». Цели: вызывать у детей желание создавать образы...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке в младшей группе...
Тема: «Ягоды на тарелке» Задачи: Учить детей лепить шар разными способами: круговыми движениями ладоней для получения тарелки и пальцев – для ягод. Показать...