Евгения Краснова
Из опыта работы по формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование парциальной программы «Дорогой добра» для развития нравственных качеств у детей среднего возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Актуальность темы определяется тем, что современное российское общество характеризуется изменением традиционной структуры, все более наглядным расслоением, дальнейшей дифференциацией стилей жизни различных социальных групп. Больший процент составляют родители, выросшие в перестроечное и постперестроечное время. И поэтому многие исследователи сегодня констатируют кризис семьи, отвечают ее неспособность обеспечивать необходимые условия для воспитания, социализации детей. Острота проблем семейного воспитания связана с падением ценности родительства, преобладанием неполных семей, увеличением количества семей, испытывающих финансовые трудности и, относимых к группе социального риска. У современных родителей нередко наблюдаются нежелание вникать в проблемы ребенка, негармоничный стиль воспитания, перенос личностных и психологических проблем на детей. Почти треть маленьких россиян – более 400 тысяч - ежегодно рождаются вне брака [3, с. 4], каждый седьмой малыш воспитывается в неполной семье. В подобных семьях мамы подчас вынуждены работать сверхурочно, и кто-то из них почти не видит своих чад. Россия стала страной работающих бабушек, поэтому они тоже не могут в должной заниматься воспитанием внуков. В результате семья не в полной мере выполняет свои главные функции как институт социализации дошкольников : забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей; обеспечение соблюдения их прав и интересов; воспитание на основе безусловной родительской любви, признания ребенка самоценной личностью и др. Интересный факт, что эволюция культуры родительства нашла отражение в одном из регламентирующих документов - Законе «Об образовании» Российской Федерации. Если в документе 1992 года родители признавались «первыми педагогами» [1,с. 3], то в редакции от 29.12.2012 года указано, что родители «имеют преимущественное право на воспитание своих детей» [2,с. 4]. При этом в современных социальных условиях родители легко делегируют свои права (и обязанности) образовательным организациям. И поэтому проблемы социально-нравственного воспитания дошкольников находятся в центре внимания отечественной педагогики.
Публикация «Из опыта работы по формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель: определить эффективность использования парциальной программы в развитии у детей среднего возраста нравственных качеств.
Задачи:
• Изучить и проанализировать литературу по теме исследования
• Рассмотреть особенности развития нравственных качеств у детей среднего возраста
• Разработать парциальную программу «Дорогой добра»
• Определить эффективность применения парциальной программы в средней группе.
Методы исследования:
• Анализ литературных источников;
• Проверка эффективности реализации парциальной программы через :
• - наблюдение;
• - беседы;
Основная часть.
Из числа многих задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Рассмотрим положения, касающиеся духовно-нравственного воспитания дошкольников.
В Требованиях к структуре образовательной программы ДО и ее объему раскрывается содержание программы. Оно должно обеспечивать развитие личности и охватывать определенные направления развития и образования детей, так называемые, образовательные области.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО; формирование позитивных установок к различным видам труда т творчества.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы ДО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, в которых отражены социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная культура дошкольников складывается из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Оно основано на принципах равноценности личностей педагога и ребёнка, гуманизме, содержании и средств воспитания, доверии и уважении в процессе воспитания, создании позитивной эмоциональной атмосферы, творческого взаимодействия педагога и ребёнка. Знаменитый психотерапевт И. А. Сикорский отмечал: «Уже с самого раннего детства психическая жизнь ребенка разделяется на два крупных русла, или течения – умственное и нравственное течение…» [7, с. 234]
Нравственное воспитание включает в себя следующие задачи: воспитание гуманных чувств и отношений; формирование начал патриотизма; представлений, нравственных чувств, привычек и норм поведения.
Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у дошкольника, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Ведущие психологи XIX- XX столетий различных научных школ - зарубежных (З. Фрейд, А. Адлер, А. Маслоу, Э. Эриксон, К. Лоренц, А. Бандура, К. Роджерс и др.) и отечественных (Л. В. Выготский, В. В. Давыдов, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина и др.) – особое значение в становлении личности и ее смыслообразующих ценностных компонентов придают дошкольному периоду, так и раннему детству. [https://dovosp.ru/shop/magazine_preschool_education/2008,с. 43]. Суть их вывода в следующем: процесс становления ядра личности – системы убеждений, ценностных ориентаций – может осуществляться не только осознанно, но и неосознанно; более того, наиболее интенсивен именно период дошкольного детства. Вот почему важна правильная организация нравственного воспитания ребенка с дошкольного детства.
В рамках данного исследования была разработана и реализована парциальная программа, направленная на воспитание нравственных качеств у детей о дошкольного возраста «Дорогою добра». Программа разработана с учетом авторской программы Шевченко Л. Л. «Добрый мир», методических пособий: «Добрые сказки» Т. А. Шарыгина, «Беседы о хорошем и плохом» Т. А. Шарыгина, «Ты и твои друзья» В. Н. Романюта, «Уроки вежливости» Н. М. Метенова, «Диалоги о культуре» О. Л. Кабачек.
Цель: познакомить детей с разными сторонами окружающего мира и воспитать на этой основе нравственных чувств, отношения и мотивов поступков. Цель отражает требования российского законодательства к содержанию образования и ориентирована на решение следующих задач.
Задачи:
• Дать представление о нормах и правилах взаимоотношений приемлемых в российской коммуникативной и психоэмоциональной культуре;
• Формировать представление о необходимости и значимости у проявления дружеских, уважительных отношений между детьми разного пола, понимания между ними.
• Создавать условия для творческого развития;
• Систематизировать представления о семье как совокупности людей разного возраста и пола;
• формировать способ передачи своих желаний, чувств, настроения;
• Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым.
Содержание программы «Дорогой добра» руководствуется следующими принципами:
личностно-ценностного соответствия содержания программы возрастным и индивидуальным особенностям детей возрастной группы;
культуросообразности;
целостности и интеграции образовательных областей программы дошкольного образования :
систематичности, последовательности содержания;
наглядности и доступности.
После проведенной работы планируется, что дети должны знать:
- об обязанностях всех членов семьи по отношению к друг другу;
- иметь элементарные представления о значении таких понятий как: любовь, добро, уважение, сострадание, забота, совесть;
- иметь элементарные представления об истории страны, ее традициях, культуре, героях;
- уметь ценить результаты труда близких и окружающих людей;
- иметь элементарные представления о культуре поведения;
- иметь элементарный навык рассуждения по проблемно-нравственным темам рассказов и высказывать свои суждения о содержании иллюстраций, о смысле литературных произведений;
Содержание психолого-педагогической работы : направлено на взаимодействие с детьми 4 – 5 лет дается по образовательным областям: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого – педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфики каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. При этом решение программных образовательных задач предусматривается только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Формы, способы, методы и средства реализации парциальной Программы: Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная. При работе применяются наглядные, игровые, словесные и практические методы. Мы используем следующие средства : демонстрационный материал, подборку художественной литературы, компьютер, аудизописи, мультимедийную установку. В организации образовательного процесса неоценимую помощь педагогу оказывает диагностика, которая является основным средством педагогической деятельности, она позволяет определить продвижение дошкольников средней группы в освоении парциальной Программы.
Взаимодействие с семьями воспитанников :Для успешной реализации Программы происходит взаимодействие педагогов с родителями, через различные формы :
консультация и беседы на нравственную тематику («Нравственное воспитание в дошкольном возрасте», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Культура поведения в общественных местах», «Родитель – первый образец для ребенка»)
разработаны памятки для родителей – «Волшебные слова в речи у детей», «Правила успешного воспитания», «Основы нравственного воспитания в семье»)
используется средства информационно-коммуникативных технологий (сайт дошкольного учреждения и персональный сайт педагога, где публикуются различные материалы для повышения родительской компетентности по вопросам нравственного воспитания.
Особенности развивающей предметно-пространственной среды.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает:
- игровую, познавательную, коммуникативную и творческую активность воспитанников;
- двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей;
Ее особенностью является наличие дополненного материала к уже имеющейся в групповой ячейке непосредственно по тематике – нравственное воспитание дошкольников. Планируется и дальнейшее пополнение развивающей предметно пространственной среды. РППС отвечает всем требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Материально-техническое обеспечение Программы.
Для реализации Программы приобретен дополнительный демонстрационный наглядный материал: «Мои поступки», «Я и эмоции», «Я и другие», «Что такое хорошо и что такое плохо», сделаны дидактические игры «Помоги герою», «Что нужно, что не нужно»; подобрана художественная литература; оформлен иллюстративный альбом с художественным словом и пальчиковыми играми; центр театрализации дополнен новыми куклами, костюмами и шапочками для драматизаций; сделана подборка аудиозаписей сказок, стихотворений, мелодий, песен, звуков природы.
Кадровые условия реализации Программы.
Программа реализуется воспитателями средней возрастной группы Красновой Евгенией Борисовной и Фомичевой Ириной Александровной, педагогом-психологом Галышевой Ириной Владимировной.
Методические материалы средства обучения и воспитания.
Все материалы и средства подобраны с учетом особенности программы: примерная образовательная программа «От рождения до школы», методическое пособие Шевченко Л. Л. «Добрый мир», «Хорошо- плохо», «Энциклопедия Этикета» И. Панкеев, «Диалоги о культуре» О. Л. Кабачек, «Ты и твои друзья» В. Н. Романюта, «Уроки вежливости» Н. М. Метенова. Также Программа предусматривает и использование мультимедийной установки для проведения непрерывной образовательной деятельности.
Программа «Дорогой добра» реализовывалась мною с детьми средней группы 2015-2016 гг. учебного года. За это время было проведено 36 занятий (Приложение 2). НОД проводилось 1 раз в неделю. Тематика занятий соответствовала календарно-тематическому планированию ДОУ. При проведении непрерывной образовательной деятельности использовались наглядные, словесные, практические и игровые методы. На занятиях дети активно участвовали в обсуждении проблемного вопроса. С интересом рассматривали демонстрационно-наглядный материал, с удовольствием слушали художественные произведения. Также во время НОД применяли свои творческие навыки – рисовали, лепили, мастерили как индивидуально, так и коллективно. Хочется отметить положительное влияние музыкального сопровождения при проведении НОД. Музыкальный репертуар был подобран по тематике и находил эмоциональный отклик у детей. Также неоднократно использовалась мультимедийная установка, что тоже приводило к положительной реакции воспитанников.
За время проведения программы – воспитанники средней группы стали более доброжелательны к друг другу, уменьшилась агрессивность между детьми. Также у детей возник интерес к истории страны и города. Стали ценить труд не только своих родных, но и других людей. Но хочется отметить и недостатки реализации программы – малоактивное участие родителей воспитанников. Следует подобрать более действенные методы для активизации родителей.
Описание результативности. Реализация парциальной программы «Дорогою добра» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка проводится воспитателем в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейших планирования).
В приложении 1 представлено подробное описание диагностики. Из результатов диагностики можно сделать вывод, что использование парциальной программы «Дорогой добра» привело к более высоким результатам развития социально-коммуникативных качеств у детей среднего возраста.
Выводы:
При использовании программы:
- у детей формируются нравственные качества;
- у детей развиваются творческие способности;
- формируется культура поведения в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
- у детей формируется сознательное отношение к своим и чужим поступкам;
- формируется уважительное отношение к людям труда;
- формируются устойчивые трудовые навыки.
Практическая значимость: использование разнообразных форм и методов взаимодействия с детьми по нравственному воспитанию расширяет и обогащает знания детей о социальном мире, о моральных нормах поведения, формирует у детей нравственные качества.
Содержание работы представляет интерес для воспитателей и специалистов ДОУ и может использоваться в практической деятельности.
Список литературы.
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозаика - Синтез, Москва, 2014.
2. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.
3. Козлова С. А. Дошкольная педагогика : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования –М. : Издательский центр «Академия», 2012.
4. Князева О. Л. «Я, ты, мы». Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. — М. : Дрофа, ДиК, 1999
5. Панина С. М. Духовно-нравственное становление дошкольников – Волгоград : Учитель, 2016.
6. Шарыгина Т. А. Добрые сказки. Беседы с детьми о человеском участии и добродетели. – М. :ТЦ Сфера, 2016.
7. Шарыгина Т. А. Беседы о хороем и плохом поведении. – М. : ТЦ Сфера, 2016
10. ШевченкоЛ. Л. Добрый мир. Методическое пособие с программой. – М. : Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
Информационные ресурсы.
• «Дошкольное воспитание https://doshvozrast.ru
• «Дошкольный вестник» https://www.gcro.nios.ru
• https://nsportal.ru/detskiy-sad