Лилия Бикчентаева
Консультация «Родитель — бизнесмен: экономическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Задача педагогов и родителей помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально – полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые ребенок начинает узнавать по мере взросления.
Публикация «Консультация „Родитель — бизнесмен: экономическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
Воспитателями старшей и подготовительной к школе групп нашего детского сада, во время игр и занятий по экономическому воспитанию, была отмечена такая особенность, что дети, чьи родители работают в сфере бизнеса, более активно отвечают на вопросы на занятиях и успешнее в играх. Мы провели исследование, которое показало, что родители в таких семьях подсознательно готовят детей к работе в собственном бизнесе.
Для того, чтобы глубже вникнуть в вопросы экономического образования воспитанников, было проведено анкетирование среди родителей на тему «Актуальность экономического воспитания дошкольников». Выявлено, что многие родители не чувствовали себя достаточно компетентными в области экономики.
И поэтому, мы решили, что отличной идеей станет создание проекта, с активным участием родителей-бизнесменов, компетентных, по нашему мнению, в данном вопросе.
Был разработан детско - родительский проект «Родители-бизнесмены : экономическое воспитание дошкольников», создана соответствующая предметно – развивающая среда, подобрана методическая литература, наглядный, иллюстративный материал.
Родители участвовали в создании лэпбуков «Экономическое воспитание в семье», «Экономика и экономия», атрибутов для сюжетно-ролевых игр: «Детство - банк», «Экономическая школа», «Супермаркет», «Ферма». Были оформлены альбомы с историей возникновения денег - «Деньги разных стран мира».
Нами была создана картотека игр, в которую вошли любимые игры детей по экономическому развитию «Что и когда лучше продавать?», «Магазин игрушек», «Угадай, где продаются», «Какие бывают расходы?», «Где и что покупают?»
Открыта библиотека детских экономических сказок. Сказки «Три поросенка», «Два жадных медвежонка», «Золотой ключик», «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие помогают детям непринужденно, обсуждая поведение любимых героев пополнять свои знания. После их прочтения дети начинают рассуждать, как бы они поступили на месте того или другого персонажа.
Детская библиотека экономических сказок была пополнена взрослой литературой, статьями и консультациями, оформлены папки передвижки: «Дети и деньги», «5 советов, чтобы научить ребенка правильно распоряжаться деньгами» и др. Родители – бизнесмены изготовили буклеты по экономическому воспитанию в семье. Радует, что родители, после ознакомления с ними задают педагогам вопросы, советуются, и перенимают опыт друг у друга.
Состоялся круглый стол «Экономическое воспитание в ДОУ», где были обсуждены основные вопросы, все мероприятия и было принято решение начать реализацию проекта «Родитель – бизнесмен : экономическое воспитание дошкольников».
На начальном этапе в ходе семинара «По ступенькам финансовой грамотности» родители - бизнесмены поделились опытом, который они используют в экономическом воспитании своих детей. Рассказали в какие игры играют с детьми, какие проводят беседы, из которых дети узнают, как нужно правильно распределять деньги, и что любой труд оплачивается.
По их примеру семьи приобрели настольные игры «Какие бывают доходы», «Что быстрее купят», «Монополия».
Родители начали проводить со своими детьми беседы об отношении к деньгам, вещам. Посвящать детей в предстоящие расходы семьи. В совместных беседах об экономии света, воды у детей закрепляются знания о том, что это помогает оберегать природу, закрепляются знания о том, что при экономии ресурсов экономятся деньги.
Родители-бизнесмены проводят беседы с детьми, как они зарабатывают деньги. Совместные беседы помогают донести до ребенка, что деньги не появляются из ниоткуда, а зарабатываются тяжелым трудом и не бывают бесконечными. Это помогает избежать истерик у детей во время похода в магазин, развлекательный центр.
В рамках реализации проекта в нашем детском саду проводится тематическая неделя «Дошкольник – бизнесмен». На этой неделе проходит яркий праздник «Бэби – аукцион», в котором родители с удовольствием принимают участие.
«Бэби – аукцион» - это своего рода ярмарка, в процессе которой дети воплощают все свои бизнес-идеи. Конечно, вся забота ложится на плечи родителей (испечь вкусняшки, принести всё, что можно продать). На детей обрушивается настоящий мозговой штурм: они готовы принести из дома для продажи всё, что попадает им на глаза, а родители, впоследствии рассказывают нам, как находят всевозможные аргументы, чтобы оставить ту или иную вещь дома. Ребята с удовольствием выступают в роли продавцов и покупателей, решают, как это сделать выгоднее. Мы с интересом наблюдаем, как воспитанники применяют на практике то, о чем узнали в ходе реализации проекта. Это не только увлекательное мероприятие, но и неотъемлемая часть экономического образовательного процесса в совместной деятельности ДОУ и семьи. Подготовка и участие в «Бэби – аукционе» дает возможность на практике прикоснуться к рыночным отношениям, подкрепить теоретические экономические знания.
После «Бэби – аукциона» проводим беседы с детьми: «На что лучше потратить заработанные деньги?». Ребятам предлагается встать перед выбором: что лучше купить в группу? Предлагаются варианты ответов в картинках. Бывает так, что ребенок выбирает какую - то модную игрушку, но некоторые дети высказывают иное мнение: говорят, что на эти деньги можно купить раскраски и фломастеры для всей группы или купить сувениры мамам. В ходе таких бесед выявляются приоритеты воспитанников.
С участием родителей в нашем ДОУ состоялся ЭКО - КВН. В гости к детям приходили персонажи: Рубль и злой Евро-Кощей, которого можно победить, ответив на множество вопросов. Отгадывая загадки, решая ребусы и кроссворды на экономическую тему, воспитанники применяли знания, полученные в ходе проекта.
В рамках проекта успешно было проведено развлечение «Моя фирма». Перед проведением этого праздника детям было дано домашнее задание: вместе с родителями придумать название фирмы, логотип, рекламу. Дети помогали Незнайке открыть собственную фирму. Предлагались следующие названия: «Мегакот» - истребление грызунов, «Филипп-ОК» - ремонт компьютеров, «Турбоёжик» - самая быстрая доставка, «Панда-Сан»-пельменная, «Яга - хаус» - гостиница, «Леший - ленд» - фермерское хозяйство.
В работе любой фирмы предусмотрен бартер - это самый любимый вид сделки наших детей. Узнали они об этом из игры «Ценник - Обменник» Правила игры просты: ребятам выдаются карточки с изображением разных товаров, и дети, приводя убедительные доводы, в результате нескольких обменов, получают то, что хотят, причем на этом этапе они понимают, что товар был получен без денег. Воспитанники сами отвечают на вопрос, что удобнее — приобретать необходимые товары за деньги или обмениваться ими? Оказалось, что обменять товары всегда труднее, чем их купить. В этой игре решается ещё одна из задач проекта: дети ближе знакомятся с новой профессией бизнесмен и понимают, какие сложные решения каждый день принимает человек, который работает в этом направлении.
Дети любят играть в сюжетно-ролевую игру «Детство - Банк». На начальном этапе все хотели быть инкассаторами, потому что у детей складывалось мнение, что он получает все деньги. Наши воспитанники узнали, что в банке работают: служащие, кассиры-операционисты, администратор, охранник, у банка обязательно есть директор. Но это не значит, что все деньги достаются им, они только получают заработную плату за свой труд. От этого игра не перестала быть любимой, и дети с удовольствием берут на себя любую роль.
Для формирования финансовой грамотности у детей мы ставим театральные постановки «Колобок и теремок на новый лад», «Сладкий сон». Воспитанники с удовольствием подбирают костюмы, предлагают варианты оформления декораций.
Несмотря на то, что режим по самоизоляции внес изменения в наш проект, воспитатели продолжают активную работу с детьми дистанционно. Педагоги разрабатывают занятия длительностью 5-7 минут, и выкладывают ролики в социальных сетях. Благодаря этому, они доступны не только нашим воспитанникам, но и детям по всей России.
Дети полюбили новую форму общения, они с удовольствием смотрят занятия, выполняют задания, и сами без помощи родителей отправляют фото отчеты своим педагогам.
У каждого ребенка своё восприятие окружающей действительности. И он впитывает знания по мере своих возможностей. Хорошим результатом стало то, что повысилась компетентность родителей в вопросах экономического воспитания детей. Проект помог систематизировать работу, позволил сформировать необходимые качества у детей, достичь развития коммуникативной компетенции, накоплен определенный «экономический» опыт.