Лучший педагог года

Изучение особенностей формирования представления о времени у детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)

Соня
Изучение особенностей формирования представления о времени у детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)

"Изучение особенностей формирования представления о времени у детей среднего дошкольного возраста".

ВВЕДЕНИЕ

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим большое значение имеет формирование элементарных математических представлений в детском саду.

Публикация «Изучение особенностей формирования представления о времени у детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому «Программой воспитания и обучения в детском саду» предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во - времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.

Актуальность данной темы можно обосновать тем, что детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени : определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.

Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность. Они необходимы ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Время воспринимается ребёнком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения, которых формируется на основе личного опыта, поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий.

Объект исследования опыта работы

Процесс формирования представлений о времени у детей среднего

дошкольного возраста.

Предмет исследования опыта работы

Содержание, методы и средства знакомства с временными

понятиями в среднем дошкольном возрасте.

Цель опыта работы

Изучение особенностей формирования временных представлений у

детей среднего дошкольного возраста.

Задачи опыта работы

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу

по теме.

Рассмотреть особенности восприятия времени детьми дошкольного

возраста.

Проанализировать методику формирования временных

представлений и понятий у детей среднего дошкольного возраста.

Раскрыть педагогические условия, обеспечивающие становление

временных представлений.

Разработать и апробировать систему образовательной деятельности

по развитию временных представлений с детьми среднего дошкольного возраста.

Выработать рекомендации для воспитателей по организации

деятельности по формированию временных представлений.

В основу исследования опыта работы положена гипотеза, согласно которой: если в ходе реализации работы по формированию у детей среднего дошкольного возраста элементарных математических представлений систематически проводить образовательную деятельность по ознакомлению с частями суток и временами года, то это повышает уровень усвоения временных понятий.

Методы исследования

Теоретические - анализ, синтез и обобщение.

Эмпирические - наблюдение, диагностические методики, разработка системы образовательной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ психолого-педагогических исследований позволил выделить основные фундаментальные принципы психического развития ребенка, обусловливающие возможность познания им философской категории «время». Такими принципами выступили: творческий характер развития; социокультурный контекст развития; сензитивность в усвоении языка, знаков, символов, сенсорных эталонов, предметных и умственных действий; деятельность и общение как движущая сила развития, средство обучения и воспитания; периодизация детского развития; зона дальнейшего развития; активного действования; интериоризация и экстериоризация как механизм развития и обучения. В повседневной жизни детского сада у детей рано складываются более или менее определённые представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Знания о времени необходимо формировать как в ходе обучения на занятиях, так и в повседневной жизни. Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствует осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно - следственных связей между ними. Ориентирование во времени базируется на чувственной основе, то есть переживании длительности времени в ходе осуществления разнообразной деятельности, которая по-разному окрашена эмоционально, а также наблюдениями за явлениями и событиями окружающей жизни.

В повседневной жизни детского сада у детей рано складываются более или менее определённые представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Следовательно, педагог имеет возможность уточнить и конкретизировать знания детей о частях суток, формировать навыки распознавания и умения называть эти части суток, а также временные последовательности «вчера - сегодня - завтра». Знания о времени необходимо формировать как в ходе обучения на занятиях, так и в повседневной жизни.

В ходе практического исследования у детей выявлялась сформированность таких временных понятий, как «части суток» и «времена года». Результаты показали, что в целом, дети слабо владеют знаниями о таких временных последовательностях, как части суток и времена года. Это объясняется тем, что с детьми ранее не проводилась систематическая работа по формированию данных временных понятий.

Исходя из этого, было решено провести развивающую программу, направленную на формирование временных представлений у детей среднего дошкольного возраста.

В процессе образовательной деятельности, дидактических игр и упражнений у детей среднего дошкольного возраста происходит формирование, совершенствование и закрепление таких временных понятий как сутки, времена года, вчера - сегодня - завтра, раньше - позже - сначала - потом. Проведённое повторное исследование показало, что уровень усвоения временных понятий у детей повысился.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б. Г. Особенности восприятия времени и пространства у детей. – М. : Просвещение, 1974.

2. Болотова А. Формирование восприятия времени // Дошкольное воспитание, 2005, №11, с. 15 - 17.

3. Касицына М. А., Смирнова В. Д. Дошкольная математика. 2-й год обучения. Учебно-практическое пособие для педагогов и родителей. М., Издательство «Гном - Пресс», 2009.

4. Корнеева Г. Современные подходы к обучению детей математике // Дошкольное воспитание, 2007, №3, с. 22 - 25.

5. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1984.

6. Метлина Л. С. Математика в детском саду. – М. : Просвещение, 1984.

7. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». – М. : Мозаика - Синтез, 2005.

8. Мусейибова Т. Формирование временных представлений // Дошкольное воспитание, 2008, №3, с. 34 - 35.

9. Непомнящая Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста – СПб, «Детство - Пресс» 2005.

10. Новикова В. П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М. : Мозаика - Синтез, 2006.

11. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой. М. : Мозаика - Синтез, 2010.

12. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста – М. : «Просвещение» 1991.

13. Рубинштейн С. Л. О восприятии времени и пространства //Мир психологии, 1999, №4, с. 45 - 48.

14. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. Р. Л. Березина, З. А. Михайлова А. А. Столяра и др. – М. : Просвещение, 1988.

15. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /под ред. А. А. Столяра. – М. : Просвещение, 1988.

16. Фунтикова О. А. Теоретические основы умственного развития дошкольников. - М. : Мозаика - Ситнтез, 2005. 17. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника. – М. : «Академия», 2009.

18. Фунтикова О., Щербакова Е. Формирование представлений и понятий о времени с помощью наглядной модели //Дошкольное воспитание, 2006, №7.

19. Чуднова Р. Обучение детей ориентировке во времени // Дошкольное воспитание, 2000, №1, с. 14-15.

20. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников. – Воронеж, НПО «МОДЭК», 2005.

Публикации по теме:

Значение формирования элементарных математических представлений для развития сенсорных способностей в дошкольном возрасте Введение. Большое значение в развитии сенсорных способностей имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых.

Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изучение особенностей формирования представления о времени у детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 7 сентября 2014 в 13:35
+96Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 95.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД