Папки-передвижки

Из опыта руководства проектной деятельностью учащихся начальной школы

Наталья Шатохина
Из опыта руководства проектной деятельностью учащихся начальной школы

«Никто не становится хорошим человеком случайно», - говорил Платон. Эти же слова можно отнести к выбору профессии, где определяющую роль играет Призвание.

Почему я работаю с Детством? Потому что «детство, - как писал Антуан де Сент-Экзюпери, – это огромный край, откуда приходит каждый», потому что школа – это жизнь, которая не стоит на месте и хочется каждый день приоткрывать заветную дверь в недосягаемый и сокровенный Мир Детства, где только Учителю доверен диалог с загадочной Детской Душою…

Публикация «Из опыта руководства проектной деятельностью учащихся начальной школы» размещена в разделах

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования – введение новых Государственных образовательных стандартов, реализация основных направлений Национальной Президентской Инициативы «Наша Новая Школа» - не оставили без изменения ни одну из сторон школьной жизни.

Современной школе потребовались такие методы обучения, которые должны:

• формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся;

• развивать общеучебные умения и навыки

• формировать ключевые компетенции учащихся

• обеспечить принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в копилке мировой и отечественной практики, принадлежит сегодня методу проектов, который нашёл достойное место в практике моей работы с учащимися.

Сегодня перед педагогами стоит важнейшая проблема: как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. А помогают ребятам в этом различные конкурсы программы «Шаг в будущее», одним из которых является конкурс реферативных работ.

В данном конкурсе ценится не только умение работать с литературой, консультироваться с учителями-предметниками, обращаться к новому, неизученному материалу, к новым предметам, но и умение проектировать свой будущий результат.

Как научиться этому будущим учащимся программы «Шаг в будущее» используя учебный процесс?

Среди множества используемых технологий, особое внимание заслуживает метод проектов.

В своей работе я использую метод проектов, задача которого стимулировать интерес детей, формировать познавательную активность, учить самостоятельности через индивидуальную, групповую деятельность и работу в парах.

Включение школьников в проектную деятельность идет постепенно, начиная с 1 класса. Вначале - доступные творческие задания, а уже в 3 - 4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты в классе и участвуют в создании общешкольных проектов.

Хочу поделиться опытом своей работы на примере выполнения межпредметного проекта «Действующий вулкан» с учащимися 3 класса.

В последнее время на нашей планете происходят различные природные катаклизмы: наводнения, землетрясения, пожары. Эти события не оставляют равнодушными ни взрослых ни детей.

Изучение темы «Природные катастрофы» в рамках предмета «Окружающий мир» вызвало большой интерес у учащихся, возникло множество вопросов, касающихся темы. Поэтому мы с ребятами решили проникнуть в тайны природы, определив тему будущего проекта - “Действующий вулкан ”, продуктом данного проекта стала - модель действующего вулкана. Таким образом, для разработки проектов мы интегрировали предметы «Окружающий мир» и «Труд».

Цель: исследование процессов, происходящих при извержении вулканов.

ПРОЕКТ – это “пять П” : Проблема – Планирование – Поиск информации – Продукт – Понимание

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

1 этап – мотивационный

1. Создание положительного мотивационного настроя.

2. Формулирование темы проекта и определение результата (продукта).

На первом этапе мне важно было создать у ребят положительный мотивационный настрой, подчеркнуть актуальность выбранной темы. Определить проблему, которую должны решить учащиеся в ходе работы над проектом.

2 этап – планирующе-подготовительный

1. Определение источников информации

2. Выделение ступеней поиска для достижения главной цели

3. Определение сроков работы над проектом

4. Формирование рабочих групп

5. Вовлечение родителей в работу над проектом

На втором этапе идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий.

В результате совместного решения для данного проекта были определены следующие творческие группы:

«Исследователи»,

«Химики»

«Художники»,

«Конструкторы»,

«Создатели презентации».

«Исследователи» собирали материал, консультировались с учителем географии.

«Химики» выясняли у учителя химии как можно заставить «работать» вулкан.

«Конструкторы» взаимодействовали с учителями кафедры технологии, чтобы овладеть практическими навыками изготовления макета вулкана.

«Художники» трудились над созданием естественного образа вулкана.

Работа в малых группах позволяет ученику осознать свою значимость, ответственность перед другими ребятами, приобретается неоценимый навык участия в коллективной деятельности.

На данном этапе определяются источники поиска информации: книги, энциклопедии, материалы печатных изданий, интернет-ресурсов, сводки новостных лент.

Разумеется, помощь родителей при сборе материала просто необходима. Ребятам в младшем школьном возрасте ещё очень трудно ориентироваться в огромном потоке информации. В ходе совместной поисково-исследовательской деятельности родители и дети становятся союзниками по достижению общей цели, что, несомненно, важно.

3 этап - информационно-операционный

1. Работа с источниками информации

2. Внутришкольное общение с учителями химии, географии, кафедры технологии.

3. Анализ информации, сопоставление, формулировка выводов.

4. Изготовление продукта.

На третьем этапе

ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, консультируются с учителями-предметниками, готовятся к созданию проекта; Обращаю ваше внимание, что задания проекта носят опережающий характер – учащимся необходимо обращаться к новому, неизученному материалу, к новым предметам.

учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Работа над проектом – носит подлинно исследовательский, поисковый характер, именно это позволяет формировать ключевые компетенции учащихся.

4 этап - рефлексивно-оценочный (урок-отчёт)

• защита проекта (сообщения, презентация, опыт)

• коллективное обсуждение результата

• самооценка деятельности.

4 этап работы – ПРОДУКТ. На этом этапе подводятся итоги проделанной работы, происходит защита проекта и представление действующего макета вулкана, обсуждаются этапы работы над проектом, выявляются трудности, возникшие в ходе работы, происходит самооценка и взаимооценка деятельности.

Защита проекта включала в себя :

• Выступления учащихся по теме исследования, сопровождаемые красочными презентациями

• Демонстрацию «Действующего вулкана»

Самым ярким моментом защиты проекта стало испытание Действующего вулкана. Учащиеся заранее приготовили лаву: смешали лимонную кислоту с пищевым красителем красного цвета. Эту лаву через воронку налили в макет вулкана. Химическое вещество, расположенное в жерле вулкана, вступило в реакцию с лимонной кислотой, образуя углекислый газ. В итоге произошло извержение вулкана в виде выплеска пенящейся жидкости. Таким образом, у нас получился оригинальный проект «Действующий вулкан».

5 этап создание проекта – ПОНИМАНИЕ - Это рефлексивно-оценочный этап, очень важный, так как помогает понять, что творческий потенциал каждого учащегося раскрыт, каждый публично продемонстрировал достигнутый результат, проявил свои исследовательские, творческие и коммуникативные способности.

Процесс и результат проекта принёс детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений.

Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом, какие трудности пришлось преодолеть.

Таким образом, метод проектов – это совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Деятельность учителя и учащегося в рамках Метода проектов существенно отличается от их деятельности при традиционной организации обучения, она направлена на развитие личности, формирование таких качеств как решительность, мобильность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, социализацию учащихся.

В ходе работы над проектами я научила ребят использовать в речи отдельные понятия, участвовать в дискуссии, формулировать и защищать свою точку зрения. Проанализировав собственный опыт работы над проблемой, я увидела положительную динамику в росте познавательного интереса учащихся, умений и навыков работы с информационными источниками. В результате проектной деятельности повысилась и эффективность работы с другими учреждениями, появилась необходимость в поиске дополнительной информации к урокам, повысилось качество знаний, увеличилось число детей с учебной мотивацией. Кроме того, проектная деятельность помогла сплочению классного коллектива, вырос процент участия в творческих проектах. Увеличилась и результативность участия. Ежегодно 3 учащихся класса выходят на городской конкурс реферативных работ «Шаг в будущее».

Это ли не наглядный результат метода проектов?

«Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.

Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности»

Именно метод проектов в системе работы учителя позволяет достичь поставленных целей.

Публикации по теме:

Фотоотчёт об участии учащихся начальной школы в конкурсе «Пасхальный сувенир»Фотоотчёт об участии учащихся начальной школы в конкурсе «Пасхальный сувенир» .

Конспект праздника для учащихся начальной школы «Осенние посиделки»Конспект праздника для учащихся начальной школы «Осенние посиделки» Цель: познакомить детей с особенностями народных праздников на примере посиделок, расширить знания учащихся о разнообразии красоты природы.

Сценарий праздника для учащихся начальной школы «День рождения класса» День рождения класса. Цель: развивать познавательный интерес, расширять представление о временах года и о календаре; добиваться участия.

Конспект внеклассного занятия для учащихся начальной школы «Мы как радуги цвета» 3 урок Тема: Мы как радуги цвета. Цель: формирование у учащихся понимания уникальности себя и каждого человека. Задачи: - способствовать.

Классный час для учащихся начальной школы «Не смейте забывать учителей» Беседа в мини-центре «Не смейте забывать учителей» Цель: сформировать у учащихся представление о профессии учителя. Повысить престиж профессии.

Новогодний утренник для учащихся начальной школы «Говорят, под Новый год» муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ивановская основная школа» Новогодний утренник «Говорят под Новый год…».

Фотоотчет об акции учащихся начальной школы «Посылка солдату»Фотоотчет об акции учащихся начальной школы «Посылка солдату» В преддверии мужского праздника - День Защитника Отечества, который традиционно празднуется 23 февраля - в образовательных учреждениях.

Урок мира в День знаний для учащихся начальной школы на тему «ГТО» Сценарий проведения урока мира на тему: «ГТО». Здравствуйте, дорогие ребята! Поздравляю вас с замечательным праздником – Днём знаний. (слайд.

Виртуальная экскурсия в дом-музей М. М. Пришвина для учащихся начальной школы Экскурсия в дом-музей детского писателя 1. Мотивационный этап Учитель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие, путешествие необычное.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы по теме «День добра»Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы по теме «День добра» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад № 24 «Солнышко» Внеклассное мероприятие по теме: «День.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта руководства проектной деятельностью учащихся начальной школы
Опубликовано: 17 декабря 2019 в 16:48
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД