Любовь Клепикова
Измерение жидких и сыпучих тел условной меркой
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование умения определять объем жидких и сыпучих тел с помощью заданной мерки.
Задачи:
Образовательные:
Дать понятие «условная мерка». Учить детей способам измерения сыпучих и жидких тел с помощью условной мерки. Показать зависимость числа мерок от величины мерки при не изменяющемся измеряемом количестве. Формировать знания о том, что объем жидкости не зависит от внешней формы сосуда. Показать значение измерительной деятельности.
Развивающие:
Публикация «Измерение жидких и сыпучих тел условной меркой» размещена в разделах
Развивать познавательную активность, крупную и мелкую моторику, логическое мышление, внимание, память, речь, умение излагать результаты исследования, рассуждать, доказывать.
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к математике, самостоятельность в работе, чувство товарищества, желание прийти на помощь.
Методические приё мы:
Практические – проблемная ситуация, опытно-экспериментальная деятельность.
Наглядные - рассматривание, наблюдение, демонстрация способов действия.
Словесные - объяснение, напоминания, указания, вопросы, индивидуальные ответы детей.
Игровой - использование сюрпризных моментов.
Поощрение, дифференцированный анализ занятия.
Демонстрационный материал:
два сосуда с жидкостями; два стакана, два таза; емкости с мукой, солью, сахаром, рисом, гречкой, пшеном; разные виды условных мерок (рюмка, ложка)
Раздаточный материал:
Три сосуда различной величины для измерения сыпучих веществ, тарелочки с гречкой, различные мерки (стаканчики, ложечки) крупа, сосуды, наборы фишек и цифр.
Предварительная работа: Экспериментальная деятельность, чтение художественной литературы: сказки братьев Гримм «Горшочек каши».
Словарная работа: Объем, емкость, условная мерка, сыпучие, мерить, измерять, сыпать.
Работа с родителями: Покупка в магазине круп, участие детей в приготовлении каши.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать готовность к совместной деятельности, аккуратность, самостоятельность.
Речевое развитие: продолжать учить согласовывать числительные с существительными, отражать результат практической деятельности в речи, способность понимать словесную инструкцию.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности: продолжать знакомить со способами практического обследования объектов, развивать внимание, способность к анализу и сравнению.
Физическое развитие: Закреплять умения действовать по сигналу, правильно выполнять рекомендуемые движения.
Технологии: здоровье-сберегающие, проблемные, исследовательские, игровые, социально-личностные.
Ход НОД
1. Оргмомент. Эмоциональный настрой.
Ребята, сегодня рано утром к нам в группу заглянул яркий весенний лучик солнца. Он подарил мне частичку своего тепла и радостное настроение. Я хочу поделиться всем этим с вами, дети. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, покажем мимикой своё хорошее настроение и попытаемся сохранить его таким на весь день.
В светлый день и добрый час, математика у нас.
2. Математическая разминка.
Игра «Верно-неверно».
Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой:
- утром солнышко встает;
- по утрам нужно делать зарядку;
- днем ярко светит луна;
- утром дети идут в детский сад;
- ночью люди обедают;
- вечером вся семья собирается дома;
- в неделе 7 дней;
- за понедельником следует среда;
- после субботы идет воскресение;
- перед пятницей стоит четверг;
- сегодня – понедельник;
- всего 5 времен года;
- весна наступает после лета;
- февраль – весенний месяц.
3. Определение количества воды в одинаковых прозрачных сосудах.
Воспитатель рассказывает детям отрывок из русской народной сказки об Иване-царевиче и Сером Волке: Серый Волк добыл живой и мертвой воды, но забыл, где какая вода, хотя твердо знает, что живой воды больше.
Воспитатель показывает два непрозрачных кувшина: в голубом - голубая вода, в розовом - розовая.
Дети предлагают различные варианты, неверные доводы отвергают. (На глаз сравнить нельзя, т. к. кувшины не прозрачные, разные по объему, узкое горлышко и ничего не видно и т. п.). Вместе с педагогом дети решают: надо измерить жидкость условной меркой и сравнить результаты измерения. Подбирают мерку, договариваются о полноте; ставится посуда, куда будет сливаться измеренная вода.
Дошкольники измеряют воду сначала в одном кувшине; затем этой же меркой в другом кувшине.
Сравнивая результаты измерения, определяют, где больше воды, и делают вывод: розовая вода — живая, потому что ее больше.
- Как вы считаете, почему стакан мы назвали «условной меркой»?
Выбирали мерку- предмет, который будет служить для измерения, а условной она называется потому что, мы условились, договорились, что измерять будем ею.
- Какие еще жидкости вы знаете?
- Для чего нужно измерять жидкости?
4. Физкультминутка с изображением происходящих действий.
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник рисовал. (Изображаем рисование)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыжки на месте)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал. (Руки под щеку).
5. Определение объема сыпучих объектов с помощью мерок.
В двух стаканчиках разной формы насыпана гречневая крупа, рядом на столе находятся различные предметы (квадраты, палочки, линейка, стаканчик, ложка).
- Что теперь перед вами?
- Скажи, в каком стаканчике гречневой крупы больше?
- Что нужно сделать, чтобы это узнать?
- Чем можно измерить гречневую крупу?
Дети перебирают все предлагаемые мерки и приходят к выводу, что измерить гречку удобнее всего рюмкой или ложкой.
- Прежде чем приступить к измерению количества крупы, надо запомнить правило измерения (Показ).
- Мерка должна быть полной, вровень с краями, без горки, но и не меньше края мерки. Если вы набрали крупу с горкой, аккуратно ссыпьте ее палочкой обратно. Если меньше – еще раз наберите. Запомните! Результат измерения зависит от правильного, точного заполнения мерки.
- Каждый раз, когда отмерили полную мерку, надо выставлять фишку, чтобы не сбиться со счета.
- Какой должна быть мерка? (Полной, ровно по краям).
- Что делаем, когда отмеряем полную мерку? (Выставляем фишку).
- Сейчас вы будете самостоятельно измерять крупу у вас в посуде. Не забывайте правило измерения. Приступаем к работе.
- Как узнать, сколько получилось мерок крупы? (Надо сосчитать фишки).
(Дети считают количество фишек, обозначают цифрой).
- Я открою вам секрет, у всех в посуде было по 4 рюмочки. Тот, у кого получилось 4 рюмочки, измерили правильно.
- Почему у вас получились разные ответы? (Неправильно измеряли, неправильно наполняли условную мерку. Результат зависит от правильного заполнения мерки).
- Какие правила измерения вы узнали? (Можно измерять рюмкой. Рюмка – это условная мерка, но она должна быть правильно наполненной).
- А ложка может быть меркой? Ложкой можно измерить гречку? (Можно, но долго).
Сделав это одним и другим, они определяют, где гречки больше, а где меньше и убеждаются в том, что при измерении ложкой мерок получается большее количество, чем при измерении рюмочкой.
- Подумайте, сколько кукол можно накормить кашей, если для каждой порции нужна одна ложка крупы? Скольким покупателям хватит крупы, если каждому продавать по одной рюмке?
- Какие сыпучие вещества вам еще знакомы?
- Когда и зачем нам необходимо их измерять?
6. Гимнастика для глаз.
Упражнение «Стрельба глазами» : двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дольше влево, затем - вправо, затем - вверх и вниз. Повторить 5-6 раз, не спеша.
7. Итог.
- Дети, понравилось ли вам занятие?
- Что было трудно? Когда вы будете использовать полученные знания?
- Как вы считаете, кто был самым активным на занятии и без чьей помощи нам бы не обойтись?
- А теперь оцените свою работу на занятии. Если у вас хорошее настроение, вам было интересно на занятии, у вас всё получилось, то поднимите «солнышко», а если вы чувствуете себя не уютно, у вас что-то не получилось, тогда «тучку».
(Дети берут «солнышко» или «тучку» и поднимают).
8. Рефлексия "Спасибо за приятное занятие"
- Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу.
Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.