Вера Комольцева
Конспект НОД «Измерение предметов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД "Измерение предметов" «Введение в математику» образовательная область «Познание»
подготовительная к школе группа
Воспитатель Комольцева Вера Александровна
Цель: Познакомить с сантиметром как общепринятой единицей измерения длины.
Задачи:
1. Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой.
2. Формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков.
3. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки.
Публикация «Конспект НОД „Измерение предметов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
4. Учить выражать способы и результаты измерения, выделенные связи и отношения в речевой форме.
5. Активизировать причинно-следственное мышление.
6. Развивать наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление в процессе игрового общения; развивать глазомер, мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, точность и аккуратность; эмоциональную сферу детей.
7. Воспитывать желание сотрудничать со сверстниками.
Тип НОД – тренировочное.
Форма проведения – игра.
ХОД:
Дети и воспитатель собираются в круг на ковре.
Воспитатель: Приветствую всех, кто в это чудесное осеннее утро пришел в нашу группу! Ребята, почему мы говорим «Осеннее утро», если за окном уже давно лежит снег, деревья голые и еще не встало солнце?
Дети: Потому что на календаре Октябрь! А это осенний месяц!
В: Действительно. На календаре у нас октябрь (обращает внимание на «Календарь природы в экологическом уголке, но мы живем на Севере и мы видим уже признаки ранней зимы. Скажите, что вам нравится осенью?
Дети: Листопад, люди собрали урожай, животные поменяли шубки….
В: А чем осень может вас огорчить?
Дети: Становится холодно, появляется грязь, которая может испачкать одежду, люди начинают болеть….
В: Всё верно. (Показывает куклу Красная Шапочка). Вот и бабушка Красной Шапочки очень заболела! И теперь девочка отправляется к ней, чтобы отнести ей лекарство и угощение. Но она одна опасается идти через лес, чем мы можем ей помочь? Скажите, вы ходите одни куда-нибудь, особенно в лес, парк?
Дети: Нет! Мы поможем Красной Шапочке, проводим её к домику бабушки!
В: Спасибо, дети. Но ведь вы помните, что в лесу Красную Шапочку ждёт Волк! Смотрите, вот его следы на дорожке! (дорожка из бумаги со следами волка). Дорожка одна, остальные замело снегом, Красная Шапочка переживает, что Волк может первым прибежать к бабушке…и тогда….
Почему Красная Шапочка думает, что Волку удастся прибыть первым? Дорожка длиной одинакова как для Волка, так и для Красной Шапочки. Для кого из них это расстояние будет длиннее, а для кого короче?
Дети: Нужно измерить длину дорожки!
В: Как мы можем измерить длину дорожки?
Дети: не знаем!
В: Если мы что-то не знаем, кто нам сможет помочь?
Дети: Сначала подумаем сами! Потом обратимся к взрослым!
В: Подумайте и скажите, можем ли мы измерить дорожку сами, и если да, то чем мы сможем это сделать? Какой условной меркой?
Дети: Мы можем измерить шагами, веревкой, карандашами…
В: Посмотрим на следы Волка. Сколько шагов он сделал?
Дети: Считают и отмечают, что Волку потребовалось 4 шага. А Красной Шапочке следует сделать больше шагов, считают.
В: Почему так получилось? Какой мы можем сделать вывод в данном случае?
Дети: У Волка шаг длиннее. А Красной Шапочке следует сделать больше шагов, т. к у неё шаг короче. Шаги разные. Чем шире шаг, тем меньше число шагов и наоборот.
В: Подводит итог: Условные мерки могут быть разными. Чем меньше мерка, тем больше результат измерения. И чем больше мерка, тем меньше результат измерения.
В: Поощряет детей. Ребята, теперь мы убедились, что опасения Красной Шапочки не напрасны, Волк действительно может быть первым у бабушки. Что же делать? Мы можем помочь Красной Шапочке опередить Волка? И как?
Дети: Поможем! Но не знаем как?
В: К кому мы можем обратиться?
Дети: К взрослым! К Вам!
В: Но сначала подумайте сами. Вспомним сказку. Волк отправил Красную Шапочку длинной дорогой, а сам побежал более короткой. Мы поступим с ним также!
Приглашает детей за столы расставленные подковой. Дети работают в парах.
В: Скажите, как же мы можем точно определить, что дорожка будет действительно длинной? Может быть, нам взять условную мерку? Какую?
Дети: Предлагают свой вариант измерения (пальцы, карандаши, шаги)
В: У всех людей пальцы, руки, шаги разные, не правда ли? Чтобы не было споров, люди договорились пользоваться мерками, которые не связаны с размерами человеческого тела – эти мерки всегда одинаковы. Сегодня мы познакомимся с одной такой меркой – сантиметром.
На интерактивной доске изображение линейки.
В: На линейке отложены отрезки по 1 см. Числа 1,2,3 и т. д. показывают, сколько сантиметров отложено.
Раздает детям линейки и листы с изображением 2-х отрезков-короткого и длинного. Рассмотрите внимательно и объясните, как надо приложить линейку, чтобы измерить отрезок? (Один конец отрезка надо совместить с штрихом 0, а другой конец покажет, сколько в нем сантиметров).
Уместен ли здесь способ наложения? Проверьте друг у друга, правильно ли ваш товарищ прикладывает линейку?
Дети: Нет. Не будет виден предмет измерения.
В: Измерьте пожалуйста длину отрезков, проговаривая вслух, как надо приложить линейку. Как вы думаете, какой отрезок самый длинный, а какой самый короткий? Как доказать? Запишите результат измерения в пустую клеточку.
Д: Самый короткий отрезок равен 4см, а длинный отрезок равен 7см.
В: Вот и получились у вас 2 дорожки к домику бабушки Красной Шапочки. По какой мы отправим Волка? Какова её длина в сантиметрах?
Дети: По длинной дорожке! Она равна 7сантиметрам!
В: Поощряет детей и приглашает на коврик. Ребята, где мы сегодня с вами были? Кому помогли? Какие знания помогли вам сегодня?
Что нового для себя вы узнали? (Как измерить длину отрезка)
Какую новую мерку (единицу измерения) вы сегодня узнали? (Сантиметр)
Чем отличается от тех, которые мы использовали раньше? (В линейке все отрезки одинаковы).
Молодцы! Спасибо!