МААМ-картинки

Изучение заикания и его причин в России

Светлана Русакова
Изучение заикания и его причин в России

В отечественной логопедии традиционно заикание рассматривалось, как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз. Именно на данной основе строится лечение заикания в российской логопедии. Следует заметить, что основу данной теории возникновения заикания положил И. А. Сикорский в конце XIX века. Данный исследователь считал судорогу в границах одного или многих речевых механизмов, ведущим признаком заикания. А вот характер и темперамент заикающегося человека И. А. Сикорский называл лишь признаками, предосполагающими к заиканию.

Публикация «Изучение заикания и его причин в России» размещена в разделах

Сикорский И. А. замечал, что робость, смущение, неудолетворенность собой, впечатлительность и нестойчивость настроения, могут служить катализатором в необлагоприятных условиях развития заикания не только у ребенка, но в нередких случаях и у взрослого человека. Однако считал исследователь, особенности характера и темперамента лишь предшествует заиканию и усугубляют его, но не проистекают от наличия заикания. Поэтому пишет И. А. Сикорский, при лечении заикания целлесообразно проводить коррекцию характера и темперамента, ему способствующие. Относительно сроков лечения заикания исследователь считал, что оно зависит от индивидуальных особенностей психики больного человека. Продуктивность лечения заикания доказывал И. А. Сикорский, в большей степени зависит от желания больного, чем от стараний врача, поэтому наиболее сложно лечить заикание у детей и взрослых с отсутствием силы воли, к достижению своих целей [4].

Лагузен Х. концентрировал своё внимание, не на причинах возникновения заикания, а на способах его лечения. Он считал, что заикание это особый вид невроза, течение которого не зависит от анатомических особенностей органов речи. Исследователь считал, что нет смысла начинать лечение, если нет желания у больного победить свой недуг, то есть отсуствует мотивация. Следует выделить то, что исследователь наставал на том, что заикающийся должен овладеть навыками монотонного чтения и разговора, чтобы контролировать свои эмоции. Планомерность занятий Х. Лагузен считал необходимым условием успешности лечения заикания [2].

Хмелевский И. К. изучал проблемы клиники, патогенеза и лечения заикания, а также вопросы профилактики рецидивов. Как большинство отечественных исследователей, он считал заикание особым видом судорожного невроза, который проистекает без органических нарушений в коре головного мозга. Хмелевский И. К. впервые сформировал комплексную систему лечения заикания. Но при этом он считал, что лечение в амбулатории от заикания более продуктивно, чем в домашних условиях. Но для закрепления результатов лечения необходимо проводить в условиях стационара, процедуры для предотвращения рецедива болезни. Хмелевский И. К. считал, что для успешного лечения и предотвращения рецидивов заикания необходима глубокая личностная связь между врачём и больным [1].

Хмелевский И. К. писал о том, что очень редко лечение заикания не имеет результата. Проблемой является, считал исследователь, что большинство больных прекращают систематическое лечение при достижении кратковременного результата, что приводит к рецедивам заикания. При лечении детей больных заиканием, замечал И. К. Хмелевский, необходим глубокий личностный контакт родителей и врача [5].

Неткачев Г. Д. занимался лечением заикания в ХХ веке, он предложил «новый психологический способ лечения заикания». Неткачев Г. Д. писал, что заикание с психологической точки зрения представляет болезнь личности. Поэтому, замечал исследователь, усилия врача должны быть направлены на изменение личности заикающегося, а для этого нужно использовать методы коллективной и индивидуальной психотерапии [3].

В настоящее время все механизмы заикания можно разделить на три группы. Заикание, как спастический невроз координации понимали в своих работах Г. Гутцман, И. А. Сикорский и А. Куссмауль. Данные исследователи писали о врожденной раздражительной слабости аппарата, управляющего слоговой координацией заикающегося. Но, в течение определенного времени, установилась точка зрения о том, что заикание это судорогоподобные спазмы.

Положения о том, что заикание это ассоциативное нарушение психологического характера развивали в своих трудах Т. Непфнером, Э. Фрешельсом, А. Либманом, Г. Д. Неткачевым и Ю. А. Флоренской. В рамках этого направления развился в последствие психологический подход к пониманию механизмов заикания.

Заикание, как последствие подсознательного проявления, развившегося на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой, развивали в своих трудах А. Адлер и Шнейдер. Эти исследователи считали, что у заикающегося проявляются два подсознательных желаний. С одной стороны он стремится избегнуть контакты с окружающими, а с другой получить сочувствие, демонстрацией страдания. Однако вне зависимости от точки зрения на причину заикания, все исследователи были едины в том, что необходим комплексный подход при лечении заикания.

Список использованной литературы:

1. Заикание : Учеб. пособие для академического бакалавриата / Е. Е. Шевцова. – М. : Юрайт, 2019. – 242 с.

2. Лагузен X. Способ излечения заикания. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) : Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: в 2 т. Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 1997 – 560 с.

3. Неткачев Г. Д. Заикание : Его сущность, причины, происхождение, предупреждение и лечение в детском возрасте и у взрослых: Новый психологический способ лечения / Г. Д. Неткачев. – М. : тип. Вильде, 1909. – 267 с.

4. Сикорский И. А. Заикание : Учеб. пособие / Отв. ред. Е. Е. Шевцова. – 2-е изд. – М. : Юрайт, 2018 – 183 с.

5. Хмелевский И. К. Заикание : Его сущность, причины, предупреждение и лечение: Попул. очерк / И. К. Хмелевский. – Одесса : тип. Юж. -рус. о-ва печат. дела, 1897. – 183 с.

Публикации по теме:

Анкетирование «Изучение интересов и склонностей обучающихся» Цель: При помощи анкеты определить основные склонности воспитанников. Анкета Фамилия___Имя___класс.

Баночка «100 причин, почему я тебя люблю».Баночка «100 причин, почему я тебя люблю». Как же приятно,когда мы дарим своим любимым маленькие прелести!Чтобы удивить свою половиночку, в День Святого Валентина подарите ему (ей)вот.

Изучение правил дорожного движения в ДОУ (фотоотчет)Изучение правил дорожного движения в ДОУ (фотоотчет) С развитием техники в нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой.

Изучение правил дорожного движения в летний периодИзучение правил дорожного движения в летний период Играем и изучаем Правила дорожного движенияЗнакомство детей с ПДД занимает важное место в работе педагога в любое время года. Много времени.

Книга в подарок библиотеке «10 причин, почему мы любим ходить в библиотеку»Книга в подарок библиотеке «10 причин, почему мы любим ходить в библиотеку» 27 мая Всероссийский день библиотек. Традиционно мы поздравляем с этим праздником наших друзей – библиотеку им. Пешкова. Эта библиотека.

Изучение ПДД в ДОУ Очень важно в дошкольном возрасте формировать навыки выполнения правил поведения на улице, дороге. Уличное движение делает дороги всё более.

Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания»Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания» Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания» Заикание – комплексное нарушение речи, с трудом поддающееся.

Консультация для родителей «Природа заикания»Консультация для родителей «Природа заикания» Цель: познакомить родителей с причинами заикания и путями его преодоления. Русский психиатр И. А. Сикорский назвал заикание «детской болезнью»,.

Методическая разработка «Изучение правил дорожного движения в ДОУ»Методическая разработка «Изучение правил дорожного движения в ДОУ» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! Поскольку сегодня день работников ГАИ (ГИБДД, то мой материал будет полезен.

Пять причин важности чтения книг детям и список художественной литературы для 3–4 летних детей (рекомендации для родителей)Пять причин важности чтения книг детям и список художественной литературы для 3–4 летних детей (рекомендации для родителей) Каждый родитель мечтает о том, чтобы их ребёнок вырос культурно образованным человеком. Одним из способов достижения этой цели является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изучение заикания и его причин в России
Опубликовано: 4 июля 2021 в 12:10
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД