ИРИНА ИВАНОВНА ТРИПУТЕНЬ
Изучение социально-психологической адаптации детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Изучения социально-психологической адаптации детей к школе (предназначена для учителей).
Схема включает в себя 4 критерия и 7 характеристик (шкал) для их оценки. Определение социально-психологической адаптации производится на основе наблюдения за поведенческими особенностями детей.
В качестве критериев выступают следующие параметры:
1. Эффективность учебной деятельности.
2. Усвоение школьных норм поведения.
Публикация «Изучение социально-психологической адаптации детей к школе» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Психология школьников
- Темочки
3. Успешность социальных контактов.
4. Эмоциональное благополучие
I критерий - Эффективность учебной деятельности
Шкала 1. Учебная активность
0. учебная активность отсутствует (не включается в учебный процесс);
1. пассивен на уроке, дает отрицательные ответы;
2. учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса;
3. редко поднимает руку, но отвечает правильно;
4. на уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются;
5. активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает чаще всего правильно.
Шкала 2. Усвоение знаний (успеваемость)
0. очень плохое усвоение учебного материала по всем предметам, грубые
ошибки и большое их количество в ответах;
1. частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений,
зачеркиваний;
2. плохое усвоение материала по одному из предметов, обилие ошибок;
3. редкие ошибки, связанные с невнимательностью детей в процессе учебной
деятельности;
4. небольшие помарки, единичные ошибки;
5. правильное, безошибочное выполнение школьных заданий
II критерий -Усвоение школьных норм поведения
Шкала 3. Поведение на уроке.
0. не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается посторонними делами (преобладают игровые интересы);
1. выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние дела,
вертится или постоянно разговаривает;
2. часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах;
3. изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами;
4. выполняет требования учителя, но иногда, на короткое время, отвлекается от урока;
5. сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя.
Шкала 4. Поведение на перемене
0. часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, нападает на них, кричит, бегает, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой);
1. пассивный, движения скованы, избегает контактов с другими детьми;
2. не может найти себе занятия, переходит от одной группы детей к другой;
3. активность ребенка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс);
4. активность выражена в малой степени: предпочитает занятия в классе с кем-нибудь из детей, чтение книг, спокойные игры;
5. высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных, коллективных играх.
Ill критерий - Успешность социальных контактов
Шкала 5. Взаимоотношения с одноклассниками
0. проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их (другие дети его не любят);
1. замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие дети равнодушны к нему);
2. предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт;
3. сфера общения ограничена, контактирует только с некоторыми детьми;
4. малоинициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети;
5. общительный, легко контактирует с детьми.
Шкала 6. Отношение к учителю
0. общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет при малейших замечаниях;
1. избегает контактов с учителем, при общении с ним легко смущается, теряется, говорит тихо, запинается;
2. выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным;
3. старательно выполняет требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам;
4. дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью;
5. проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит к учителю, общается с ним.
IV критерий - Эмоциональное благополучие
Шкала 7. Эмоции
0. преобладание депрессивного настроения или ярко выраженная агрессия (вспышки гнева, злости, может ударить кого-либо, затеять драку, что-то сломать);
1. отдельные депрессивные проявления, плач без всяких причин или агрессивные реакции, частая ссора с детьми, повышает голос;
2. отрицательные эмоции: повышенная тревожность, огорчение, иногда страх, обидчивость, вспыльчивость, раздражительность;
3. эпизодически проявление сниженного настроения;
4. спокойное эмоциональное состояние;
5. хорошее настроение, часто улыбается, смеется.
После проведенного наблюдения и фиксации типичных форм
поведения ребенка находится сумма баллов по всем шкалам и сравнивается с нормой:
22 - 35 баллов — зона адаптации
15 - 21 балл — зона неполной адаптации
0-14 баллов — зона дезадаптации
Схема 2 изучения социально-психологической адаптации детей к школе (предназначена для родителей)
Схема 2 включает в себя 6 характеристик (шкал) :
1. Успешность выполнения школьных заданий.
2. Степень усилий, необходимых ребенку для выполнения
школьных заданий.
3. Самостоятельность ребенка при выполнении заданий.
4. Настроение, с которым ребенок идет в школу.
5. Взаимоотношения со сверстниками.
6. Общая оценка адаптированности (мнение родителей).
Шкала 1. Успешность выполнения школьных заданий
1. плохо усваивает программный материал по всем предметам;
2. плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок,
неаккуратное выполнение заданий;
3. редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой;
4. небольшие помарки, единичные ошибки;
5. правильное, безошибочное выполнение школьных заданий.
Шкала 2. Степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий
1. ребенок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию;
2. выполнение школьных заданий требует от ребенка определенной степени напряжения;
3. иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения.
4. выполнение школьного задания не вызывает у ребенка особых затруднений;
5. ребенок работает легко, свободно, без напряжения.
Шкала 3. Самостоятельность ребенка при выполнении школьных заданий
1. для выполнения ребенком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослых;
2. ребенок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого;
3. иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам;
4. работает самостоятельно, почти не обращается к помощи взрослого;
5. ребенок сам справляется со школьными заданиями.
Шкала 4. Настроение, с которым ребенок идет в школу
1. преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости);
2. случаются проявления отрицательных эмоций: тревожность, огорчение, иногда страх,
обидчивость, вспыльчивость, раздражительность;
3. иногда наблюдается снижение настроения перед выходом в школу;
4. спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения;
5. ребенок улыбается, смеется, с хорошим настроением идет в школу.
Шкала 5. Взаимоотношения со сверстниками
1. замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один или инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к детям, ссорится, дразнится, дерется;
2. предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт;
3. сфера общения несколько ограничена: общается только с некоторыми детьми;
4. мало инициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети;
5. общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей,
знакомых.
Шкала 6. Общая оценка адаптированности ребенка (мнение родителей)
1. низкий уровень адаптированности;
2. уровень адаптированности ниже среднего
3. средний уровень адаптированности ребенка;
4. уровень адаптированности выше среднего;
5. высокий уровень адаптированности.
После того как родители выделят поведенческие признаки адаптированности своего ребенка к школьному обучению, необходимо сумму полученных оценок сравнить с нормой.
19 - 30 баллов — зона адаптации
13-18 баллов — зона неполной адаптации
0-12 баллов — зона дезадаптации