МААМ-картинки

Изучение социально-психологической адаптации детей к школе

ИРИНА ИВАНОВНА ТРИПУТЕНЬ
Изучение социально-психологической адаптации детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Изучения социально-психологической адаптации детей к школе (предназначена для учителей).

Схема включает в себя 4 критерия и 7 характеристик (шкал) для их оценки. Определение социально-психологической адаптации производится на основе наблюдения за поведенческими особенностями детей.

В качестве критериев выступают следующие параметры:

1. Эффективность учебной деятельности.

2. Усвоение школьных норм поведения.

Публикация «Изучение социально-психологической адаптации детей к школе» размещена в разделах

3. Успешность социальных контактов.

4. Эмоциональное благополучие

I критерий - Эффективность учебной деятельности

Шкала 1. Учебная активность

0. учебная активность отсутствует (не включается в учебный процесс);

1. пассивен на уроке, дает отрицательные ответы;

2. учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса;

3. редко поднимает руку, но отвечает правильно;

4. на уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются;

5. активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает чаще всего правильно.

Шкала 2. Усвоение знаний (успеваемость)

0. очень плохое усвоение учебного материала по всем предметам, грубые

ошибки и большое их количество в ответах;

1. частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений,

зачеркиваний;

2. плохое усвоение материала по одному из предметов, обилие ошибок;

3. редкие ошибки, связанные с невнимательностью детей в процессе учебной

деятельности;

4. небольшие помарки, единичные ошибки;

5. правильное, безошибочное выполнение школьных заданий

II критерий -Усвоение школьных норм поведения

Шкала 3. Поведение на уроке.

0. не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается посторонними делами (преобладают игровые интересы);

1. выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние дела,

вертится или постоянно разговаривает;

2. часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах;

3. изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами;

4. выполняет требования учителя, но иногда, на короткое время, отвлекается от урока;

5. сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя.

Шкала 4. Поведение на перемене

0. часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, нападает на них, кричит, бегает, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой);

1. пассивный, движения скованы, избегает контактов с другими детьми;

2. не может найти себе занятия, переходит от одной группы детей к другой;

3. активность ребенка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс);

4. активность выражена в малой степени: предпочитает занятия в классе с кем-нибудь из детей, чтение книг, спокойные игры;

5. высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных, коллективных играх.

Ill критерий - Успешность социальных контактов

Шкала 5. Взаимоотношения с одноклассниками

0. проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их (другие дети его не любят);

1. замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие дети равнодушны к нему);

2. предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт;

3. сфера общения ограничена, контактирует только с некоторыми детьми;

4. малоинициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети;

5. общительный, легко контактирует с детьми.

Шкала 6. Отношение к учителю

0. общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет при малейших замечаниях;

1. избегает контактов с учителем, при общении с ним легко смущается, теряется, говорит тихо, запинается;

2. выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным;

3. старательно выполняет требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам;

4. дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью;

5. проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит к учителю, общается с ним.

IV критерий - Эмоциональное благополучие

Шкала 7. Эмоции

0. преобладание депрессивного настроения или ярко выраженная агрессия (вспышки гнева, злости, может ударить кого-либо, затеять драку, что-то сломать);

1. отдельные депрессивные проявления, плач без всяких причин или агрессивные реакции, частая ссора с детьми, повышает голос;

2. отрицательные эмоции: повышенная тревожность, огорчение, иногда страх, обидчивость, вспыльчивость, раздражительность;

3. эпизодически проявление сниженного настроения;

4. спокойное эмоциональное состояние;

5. хорошее настроение, часто улыбается, смеется.

После проведенного наблюдения и фиксации типичных форм

поведения ребенка находится сумма баллов по всем шкалам и сравнивается с нормой:

22 - 35 баллов — зона адаптации

15 - 21 балл — зона неполной адаптации

0-14 баллов — зона дезадаптации

Схема 2 изучения социально-психологической адаптации детей к школе (предназначена для родителей)

Схема 2 включает в себя 6 характеристик (шкал) :

1. Успешность выполнения школьных заданий.

2. Степень усилий, необходимых ребенку для выполнения

школьных заданий.

3. Самостоятельность ребенка при выполнении заданий.

4. Настроение, с которым ребенок идет в школу.

5. Взаимоотношения со сверстниками.

6. Общая оценка адаптированности (мнение родителей).

Шкала 1. Успешность выполнения школьных заданий

1. плохо усваивает программный материал по всем предметам;

2. плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок,

неаккуратное выполнение заданий;

3. редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой;

4. небольшие помарки, единичные ошибки;

5. правильное, безошибочное выполнение школьных заданий.

Шкала 2. Степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий

1. ребенок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию;

2. выполнение школьных заданий требует от ребенка определенной степени напряжения;

3. иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения.

4. выполнение школьного задания не вызывает у ребенка особых затруднений;

5. ребенок работает легко, свободно, без напряжения.

Шкала 3. Самостоятельность ребенка при выполнении школьных заданий

1. для выполнения ребенком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослых;

2. ребенок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого;

3. иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам;

4. работает самостоятельно, почти не обращается к помощи взрослого;

5. ребенок сам справляется со школьными заданиями.

Шкала 4. Настроение, с которым ребенок идет в школу

1. преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости);

2. случаются проявления отрицательных эмоций: тревожность, огорчение, иногда страх,

обидчивость, вспыльчивость, раздражительность;

3. иногда наблюдается снижение настроения перед выходом в школу;

4. спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения;

5. ребенок улыбается, смеется, с хорошим настроением идет в школу.

Шкала 5. Взаимоотношения со сверстниками

1. замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один или инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к детям, ссорится, дразнится, дерется;

2. предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт;

3. сфера общения несколько ограничена: общается только с некоторыми детьми;

4. мало инициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети;

5. общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей,

знакомых.

Шкала 6. Общая оценка адаптированности ребенка (мнение родителей)

1. низкий уровень адаптированности;

2. уровень адаптированности ниже среднего

3. средний уровень адаптированности ребенка;

4. уровень адаптированности выше среднего;

5. высокий уровень адаптированности.

После того как родители выделят поведенческие признаки адаптированности своего ребенка к школьному обучению, необходимо сумму полученных оценок сравнить с нормой.

19 - 30 баллов — зона адаптации

13-18 баллов — зона неполной адаптации

0-12 баллов — зона дезадаптации

Публикации по теме:

Пособие для психологической разгрузки детей «Ромашка настроения»Пособие для психологической разгрузки детей «Ромашка настроения» Мир современного ребёнка часто переполнен новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, не всегда положительными. Вся жизнь ребенка дошкольного.

Формирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей РодиныФормирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей Родины Целью современного дошкольного образования является воспитание «человека культуры», развитие личности ребёнка, способного к свободному творчеству.

Фотоотчет. Игры детей в период адаптацииФотоотчет. Игры детей в период адаптации Ни для кого не секрет, что период адаптации- это самый тяжёлый период в детском саду для всех; дети чувствуют себя покинутыми родителями,.

Игры детей в период адаптацииИгры детей в период адаптации В. А Сухомлинский писал: «Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих.

Конспект занятия «Использование социально-ориентированных игр в период адаптации детей к детскому саду» (первая младшая) Оксана Шелкопляс КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИГР В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ»(первая младшая.

Конспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста «Изучение формы» Конспект занятия с детьми раннего возраста. «Кукла Оля» Цель: формировать восприятие формы. Задачи: 1. Упражнять детей в определении и назывании.

Перспективное планирование ОО «Социально — коммуникативное развитие» (подготовительная к школе группа) Дорогие друзья и гости моего блога! Предлагаю вашему вниманию перспективное планирование по социально – коммуникативному развитию с детьми.

Положение о психологической службе школы Положение о психологической службе ГБОУ 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет структуру и порядок управления службы практической.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изучение социально-психологической адаптации детей к школе
Опубликовано: 21 августа 2022 в 20:38
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Изучение социально-психологической адаптации детей к школе» (включая файлы) размещена пользователем ИРИНА ИВАНОВНА ТРИПУТЕНЬ (УИ 2713541) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД