Евгения Курыхалова
Конспект литературной викторины «Наши любимые сказки» для детей подготовительной группы (ОНР)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Обучающие задачи:
• Активизировать знания детей о русских народных сказках;
• Закрепить умение узнавать сказку по реплике, а также узнавать героя по описанию портрета;
• Создавать условия для творческого самовыражения (рассказ монолога и диалога из сказки, изображать персонажа сказки);
• Формировать умение составлять слова по следам звукового анализа.
Развивающие задачи:
• Развивать мышление, память, воображение.
Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект литературной викторины „Наши любимые сказки“ для детей подготовительной группы (ОНР)» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературные викторины и конкурсы
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2015
• Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
• Развивать командный дух, умение внимательно слушать своих собеседников, действовать согласованно.
Материал: Карточки с изображением Колобка и Репки; карточки с буквами «Х»,»С», «К», «Т»; ; иллюстрации к сказкам : «Маша и медведь», «Лисичка- сестричка да серый волк», «Заюшкина избушка», «Крылатый, мохнатый да масляный»; 2 карточки с зашифрованными словами (Теремок, Жихарка, 2 листа бумаги.
Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций по теме «Русские народные сказки»; чтение русских народных сказок; беседа с детьми по данным сказкам; повторение и заучивание пословиц, поговорок; дидактические игры «Чьи это имена», «Чье это прозвище» и другие.
Ход викторины:
Воспитатель: Ребята, сейчас я скажу несколько названий сказок, а вы скажите кто их написал. (Снегурочка, Гуси-лебеди и т. д….)
Дети: Русский народ.
Воспитатель: Молодцы. У нас сегодня будет викторина по русским народным сказкам. Подойдите, пожалуйста, к столу и выберите по одной картинке (колобка или репки). Кто выбрал картинку колобка – проходите за стол слева, кто выбрал репку – за стол справа. Замечательно. Ребята, кто капитан у команды «Репка?. У команды «Колобок»? (Представляю жюри).Жюри будет учитывать правильные ответы. В конце викторины мы узнаем, чья команда выиграла.
1 задание «Смотри не зевай и загадку отгадай»
Героев много, их всех не перечесть. Ребята, угадайте, о ком веду я речь?
1- Команде «Колобок»
Посадил ее дед в поле. Лето целое росла,
Всей семьей ее тянули,
Очень крупная была. (Репка)
2- Команде «Репка»
По дороге в лес катился.
Убежать от всех стремился
На свою беду в лесу
Встретил хитрую лису.
Не вернулся он домой
Был он съеден той лисой. (Колобок)
1 - Колотил, да колотил по тарелке носом,
Ничего не проглотил и и остался с носом. (Лиса и журавль)
2 - У Машеньки – сестрицы
Унесли братишку птицы
Высоко они летят
Далеко они глядят. (Гуси – лебеди)
1. Человечек этот мал
Да уж очень он удал.
Сам расправился с лисой.
Прибежал к себе домой.
Обнял его котик, обнял петушок,
А ты узнал его дружок? (Жихарка)
2. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то,
Кто распростившись с зеленою кожей
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна – лягушка)
2 задание для капитанов «Назови сказку по первой букве».
Воспитатель: Капитаны команд возьмите по 2 карточки. Вам нужно вспомнить название сказки, которое начинается с буквы, которая на вашей карточке. (Хаврошечка, Снегурочка, Колобок, Теремок). Предлагаю жюри озвучить результаты двух конкурсов.
3 задание «Угадайте героя по реплике»
Команде «Репка» -1 - «…высоко сижу – далеко гляжу….» (Маша «Маша и медведь»).
Команде «Колобок» - 2 – «…я от дедушки ушел…» (Колобок «Колобок»)
1 – «…Жучка, иди… тянуть» (Внучка «Репка»).
2- «…слышим, слышим. Да не матушкин это голосок». (Козлята «Волк и семеро козлят»).
1 –«…несет меня лиса за темные леса» (Петух «Кот, петух и лиса»
2 – «…ловись, рыбка, и мала и велика» (Волк «Лисичка – сестричка и серый волк»).
1-«… Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку…» (Лисичка «Лисичка со скалочкой»)
2-«…Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!» (Лиса «Лиса и журавль»).
1-«…речка – реченька – укрой меня…» (Машенька «Гуси – лебеди»).
2-«…это простая ложка – Петина, а эта не простая – точеная, ручка золоченая (Жихарка «Жихарка»).
Воспитатель: Следующее задание- 4 «Узнай персонажа сказки по описанию»
1-«… и стала она расти не по дням, а по часам: что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе». (Снегурочка»
2-«…Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выуормили и работой заморили: она и ткет и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает» (Хаврошечка).
1-Этот персонаж смелый, смекалистый, отзывчивый, каждый раз спасал своего друга из беды (Кот из сказки «Кот, петух и лиса»)
2-Этот персонаж хитрый, льстивый, лукавый, жадный, корыстный, притворщик и плут, любит гордиться собой и хвалиться (Лисичка из сказки «Лисичка сестричка и серый волк»).
Слово жюри.
Воспитатель: А сейчас выполним пальчиковую гимнастику «Сказки»
Будим пальчики считать, будем сказки называть.
Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса, три медведя, волк, лиса.
Не забудем Сивку-Бурку, нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем, репку мы не забываем.
Знаем Волка и козлят, этим сказкам каждый рад.
5 задание «Нарисуйте героя сказки».
Вам нужно нарисовать персонажа из русской народной сказки. Рисовать будите всей командой по очереди 1 – нарисует голову, 2 – одну ножку, третий другую и т. д. Команда «Репка» рисует Колобка, а команда «Колобок» Блин Масляный. (Дети рисуют героев сказок).
Жюри подводит итог.
Воспитатель: А сейчас 7 задание «Расскажи монолог и диалог».
Для начала давайте вспомним, что такое монолог?
Дети: Монолог – это когда говорит один человек
Воспитатель: Как вы понимаете слово диалог?
Дети: Диалог – это когда говорят два человека.
Воспитатель : Я рада, что вы помните значение этих слов. Капитаны команд выйдут и выберут любую иллюстрацию сказки и вместе с командой определятся, кто будет рассказать монолог из сказки. Выходите и выбирайте карточку. Представьте себе образ того или иного героя сказки и передайте его характер при помощи интонации голоса. (Дети рассказывают монолог сказок «Крылатый, мохнатый да масленый» и «Заюшкина избушка»).
Аналогично выбирают тех, кто будет рассказывать диалог. (Сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «Маша и медведь»).
Жюри озвучивает итог итог.
Воспитатель: А сейчас немного отдохнем – поиграем в игру «Колобок».
Дети: Замесила бабушка не булку, не оладушки (Руки сцеплены в замок, движения влево – вправо).
Доставала из печи (Наклоны вперед).
Не пирог, не калачи (Повороты туловища влево-вправо, руки в стороны).
Как поставила на стол, (Наклон вперед и руки вытянуть).
Он от бабушки и дедушки ушел. (Ходьба на месте).
Кто же бегает без ног? Это желтый Колобок! (Хлопки).
Воспитатель : Ребята, продолжим нашу викторину. Следующее задание – игра «Блиц – опрос». Каждой команде буду задавать вопросы, а вам нужно быстро отвечать.
1. В какой сказке есть такие слова : «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет». («Крылатый, мохнатый да масленый».
2. В какой сказке один герой выгнал из дома другого героя и стал там жить? («Заюшкина избушка»).
1. В какой сказке герой хитростью выманил из дома петушка, а потом унес за темные леса? («Кот, петух и лиса»).
2. В какой сказке герой всю кашу съел, а другой так и остался голодный? («Лиса и журавль»).
1. В какой сказке один герой целый дом сломал? («Теремок»).
2. В какой сказке птицы унесли мальчика? («Гуси – лебеди»).
1. Какого героя провели на пирожках? (Медведя. «Маша и медведь»).
2. В какой сказке вырос огромный овощ? («Репка»).
Задание 8. «Зашифрованное название сказки».
Воспитатель : Сейчас капитаны возьмут по одной карточке с заданием и вы все вместе расшифруете название сказки. (Дети выполняют задание).
Слово жюри.
Задание 9 «Исправь ошибки».
Воспитатель : Я буду говорить название сказки, а вы будите меня исправлять
1. «Волк и семеро ягнят»; (козлят)
2. «Утки – лебеди»; (гуси – лебеди)
1. «У страха глаза огромны»; (велики)
2. «Заюшкин домик»; (избушка)
1. «Даша и медведь»; (Маша)
2. «Лисичка с кастрюлькой» (со скалочкой).
Воспитатель: И последнее задание «Доскажи пословицу».
1. За добро – (добром платят);
2. Друзья – (познаются в беде);
3. Дом без книги – (день без солнца);
4. Кто много читает – (тот много знает);
5. Будешь книги читать – (будешь много читать);
6. Книга поможет в труде – (и выручит в беде).
Ребята, наша викторина подошла к концу, спасибо вам большое. Вы меня очень порадовали тем, что так хорошо знаете русские народные сказки. А сейчас волнительный момент – мы узнаем, кто же победил в этой викторине.
Жюри подводит итоги.
Воспитатель: «За руки умелые, за ум и смекалку,
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился, тем, кто старался,
Подарок свой вам подарю!»
Вручение книжек – русских народных сказок.