юля сирота
Консультация «Как научить читать с нуля»
▼ Скачать + Заказать документы
Публикация на тему «Как научить ребенка читать с нуля : классические и новые способы».
Составила: воспитатель Сирота Юлия Юрьевна
Как правильно научить ребенка до 6-7 лет читать с нуля – по азбуке, с помощью кубиков или другими способами – обзор методик, а также простые задания и легкие игры.
Когда учить ребёнка читать
У специалистов по дошкольному образованию нет единого мнения, в каком возрасте лучше приступать к обучению. Некоторые авторы методик раннего развития настаивают, что начинать нужно с двух-трех лет. Другие считают, что раньше шести-семи лет в этом нет необходимости.
Публикация «Консультация „Как научить читать с нуля“» размещена в разделах
Некоторые ученые уверены, что не существует единых стандартов. Некоторые дети учатся читать в три-четыре года, другие - в семь лет и позже. Принуждение к обучению до того, как ребенок будет готов, может ему навредить.
С этим согласен Владимир Загвоздкин, старший научный сотрудник Федерального института развития образования. В интервью РИА Новости эксперт отметил: "Заставлять читать ребенка, мозговые центры которого, отвечающие за процесс чтения, еще не созрели, не только бессмысленно, но и может нанести существенный вред его развитию".
Готов ли ребёнок учиться читать
Эксперты в разных странах выделяют разные признаки, по которым можно понять, что пора начать обучение. К ним можно отнести следующие:
• малыш проявляет интерес к книгам и чтению;
• он умеет правильно держать книги и знает, как с ними обращаться;
• у ребенка развит фонематический слух – способность распознавать отдельные звуки в слове (фонемы) и разбивать на них слова;
• ребенок свободно владеет устной речью и имеет достаточно большой словарный запас.
С чего начинать обучение
Специалисты академии педиатрии утверждают, что родители должны читать детям с самого раннего возраста. На то есть веские причины:
1. Чтение малышу вслух способствует развитию мозга.
2. Прививает ребенку любовь к чтению, что повышает общую грамотность. Дети, которые читают для удовольствия, лучше учатся в школе.
3. Совместное чтение помогает ребенку и родителям сблизиться.
Не менее важна культура чтения в семье. Если малыш видит, что взрослые любят читать, он тоже начинает интересоваться книгами.
Методики обучения чтению
Есть много способов научить ребенка читать. Не всем детям подходит одна и та же методика.
Звуковой метод
Этот способ обучения был разработан в XIX веке. Первым этапом было протяжное произношение согласных, после чего переходили к слиянию согласной и гласной. При этом ребенку не предлагали учить названия букв.
В России звуковой метод и лёг в основу современного классического способа обучения грамоте.
Традиционная методика с азбукой и букварем
Самый известный из создателей этой методики – Константин Ушинский, основоположник научной педагогики в России. Ушинский предложил принципиально новый подход – не просто заучивание и соединение элементов языка, а анализ живой речи. Например, в учебнике педагога "Родное слово" были упражнения на сопоставление звуков и их сочетаний друг с другом, деление слов на слоги, выбор из них гласных. По этой методике дети учатся читать буквы и их сочетания, затем – простые тексты по слогам.
Букварь Надежды Жуковой
Надежда Жукова, логопед и кандидат педагогических наук, разработала пособие на основе традиционной методики, однако оно не просто обучает ребенка читать, но и предупреждает распространённые ошибки в письме. Отличительная особенность её букваря – использование слога в качестве минимальной единицы чтения.
Кубики Зайцева
Создатель кубиков российский педагог Николай Зайцев взял за основу метод Льва Толстого. Главная идея – обучение не по буквам или слогам, а по складам. Склады состоят из:
• пары "согласная и гласная" (СО-БА-КА,
• сочетания согласной и мягкого или твёрдого знака (ЛО-СЬ,
• одной буквы (А-И-С-Т).
Такой метод значительно упрощает освоение чтения: в русском языке слог может состоять из 5-10 букв – например, "горсть", "вдруг", а склад – максимум из двух. В наборе Зайцева 61 кубик. Они различаются:
• по объё му: на больших – твёрдые согласные, на маленьких – мягкие, на двойных – шипящие;
• по цвету и звуку при встряхивании: на серых с железным наполнителем – звонкие согласные, на оранжевых с деревянным наполнителем – глухие, а на жёлтых с бубенцами внутри – гласные.
В комплект помимо кубиков входят:
• таблица со складами,
• пособие для родителей и учителей,
• аудиодиск, где на мотив популярных мелодий распеваются склады из таблицы и алфавит.
Дети на кубиках учатся читать склады, затем показывают их на таблице и пропевают вместе со взрослым. В ходе обучения используется много игр. На занятиях малышу разрешают ходить по комнате, прыгать, бегать.
Методика Воскобовича
Наиболее известные пособия автора – "Складушки" и "Теремки".
"Складушки" – это альбом с картинками и песенками. На первых страницах – инструкция для родителей. К изданию прилагается CD-диск с аудиозаписями. Пособие рассчитано на детей с двух лет. За основу Воскобович взял складовой метод Зайцева.
Вначале ребенок учит буквы и их сочетания, а затем пропевает стишки. Согласные изучаются не по алфавиту, а вместе с гласными по парам звонкие – глухие.
Теремки
В пособии два вида кубиков, сделанных из толстого картона:
1. полые без верхней грани – “теремки”, на плоскостях которых изображена согласная буква, а рядом с ней вырезано окошко;
2. обычные картонные кубики; на их гранях – гласные, твёрдый и мягкий знаки, картинки.
Когда кубик-вкладыш вставляется в "теремок", одна буква оказывается в окошке рядом с другой – получается склад. Всего в наборе 12 “теремков”, 12 кубиков-вкладышей и руководство для родителей с инструкцией, заданиями и играми. Пособие рассчитано на детей от двух до восьми лет.
Методика Чаплыгина
Евгений Чаплыгин – детский спортивный тренер по образованию. Он обучал своих детей читать по азбуке Льва Толстого, а позже узнал о методике Зайцева. Ознакомившись с ней, автор пришел к выводу, что взрослому придется потратить немало времени и сил, чтобы научиться применять метод. Тогда Чаплыгин создал свою систему обучения, упростив методику Зайцева. На гранях кубиков Чаплыгина – не склады, а буквы или знаки препинания. Для пробелов есть два кубика без изображений. Кубики соединяются друг с другом с помощью магнитов. При этом поставить символ вверх ногами не получится: магниты не сработают.
В пособии Чаплыгина "Я читаю сам" :
• 16 деревянных кубиков,
• методички для родителей,
• игровые материалы.
Методика рассчитана на детей от четырех до восьми лет. Из кубиков составляются слова и фразы, а для запоминания и подсказок используются карточки с картинками. После прохождения всех заданий и экзамена ребенку выдаётся диплом.
Карточки Домана
Гленн Доман – американский врач-физиотерапевт. Изначально его методика предназначалась для детей с тяжёлыми заболеваниями нервной системы – такими, как церебральный паралич, эпилепсия, аутизм, синдром Дауна и синдром дефицита внимания и гиперактивности. Однако со временем этот способ стали использовать для обучения здоровых детей.
Систему Домана называют методом целых слов. Суть подхода в том, что сначала дети запоминают слова, а потом буквы и звуки. К изучению алфавита приступают только после того, как ребенок научился читать.
Взрослому предлагается несколько раз в день показывать ребенку карточки со словами, одновременно произнося их. На обратной стороне могут быть картинки. Каждой карточке посвящена одна секунда.
Длительность сеансов – от 15 до 30 минут. Важно, чтобы ребенку было весело и интересно. Доман также подчеркивал, что для успешного обучения необходимо положительное подкрепление. В конце каждого урока нужно обязательно похвалить маленького ученика.
Автор методики утверждал, что обучать можно с шести месяцев, и чем раньше начать, тем быстрее будет результат. Если тянуть до шести лет, дети вряд ли смогут полностью раскрыть свой потенциал.
Методика Монтессори
Мария Монтессори – итальянский доктор и автор методики, используемой педагогами во всём мире. Разрабатывая её, Мария пришла к выводу, что в среде, где занятия направлены на поддержку естественного развития детей, они приобретают способность к самообразованию. Особый акцент делается на уважении к ребенку и отсутствию принуждения.
Для обучения используется множество материалов:
• книги;
• карточки со словами или шероховатыми буквами;
• подвижный алфавит – набор вырезанных букв из пластика, дерева или мягкого полиэтилена;
• наборы игрушек с предметами обихода – для кухни, ванной, уборки, инструменты для сада и т. д. ;
• материалы для творчества и развития сенсорики.
Принципы методики:
1. Основное внимание уделяется развитию двигательных навыков и восприятия. Тренировка мышц рук позволяет быстрее научиться писать буквы и цифры.
2. Вначале осваивают письмо, затем – чтение. Малышу предлагают обводить пальчиком буквы из шероховатой бумаги на карточках. После ребенок учится собирать из букв слова. Взрослые не исправляют ошибки. Считается, что со временем они уйдут без какого-либо вмешательства. Основная цель на начальном этапе - чтобы ребенок научился выражать свои мысли в письменной форме, а не изучать правила грамматики.
3. Запоминание происходит через реальный опыт. Одна из игр выглядит следующим образом: ребенок берет из коробки карточку со словом. Если это глагол, ему предлагают выполнить соответствующее действие, а другие угадывают, какое слово он увидел. Если попадается существительное, надо найти нужный предмет и наклеить на него карточку.
Учить ребенка читать по Монтессори дома непросто: придется купить много дорогостоящих материалов, организовать особое пространство для занятий. Эта методика больше подходит для детских садов, однако можно включить некоторые её элементы в домашнюю программу обучения.
Правила обучения чтению
Если обобщить, рекомендации большинства методистов можно свести к следующим правилам.
1. Уроки должны быть короткими. Специалисты советуют заниматься с ребенком не более 20 минут в день пять дней в неделю, но время можно немного сократить или увеличить с учетом возраста.
2. Очень важно, чтобы ребенку было интересно учиться. Если уроки будут скучными, у него может пропасть интерес к чтению. Поможет игровой подход: ребенок будет лучше запоминать информацию, меньше уставать, и у него сохранится мотивация. Книги малыш может выбрать сам.
3. Программа должна соответствовать уровню развития ребенка. Слишком сложные задания могут вызвать чувство неполноценности и стресс.
4. Для эффективного обучения необходим позитивный настрой. Когда ребенок слишком возбужден, капризничает или расстроен, от занятий будет только хуже. В хорошем настроении дети более восприимчивы к новому материалу.
5. Исправлять ошибки нужно мягко и доброжелательно. Лучше предложить малышу найти ошибку самостоятельно. Если у него не получается, можно напомнить, как прочитать правильно.
6. Важно обращать внимание малыша на его успехи, хвалить за каждое достижение, даже небольшое. Когда взрослый акцентирует внимание на неудачах, критикует и сравнивает ребенка с другими детьми, его мотивация снижается.
7. Заканчивать занятие нужно на позитивной ноте. Хорошая идея – приготовить на конец урока интересную игру или упражнение.
Игры для обучения чтению
Процесс обучения в таком возрасте неразрывно связан с игровой деятельностью.
Игра 1
Можно составить список покупок вместе с ребёнком. План действий:
• открыть холодильник и шкафы, где хранятся продукты;
• спросить малыша, что нужно купить;
• записать названия продуктов на листочке и попросить прочитать.
Игра 2
Необходимо:
• на прогулке вместе с ребенком сфотографировать пять вещей, которые ему понравились;
• по возвращении домой записать их названия;
• предложить ребенку прочитать и рассказать о них.
Понимание текста
1. выбрать простую сказку или историю, записать её на листе бумаги крупными буквами;
2. предложить ребенку прочитать текст, помочь, если возникнут сложности;
3. разрезать лист на предложения;
4. перетасовать и попросить ребенка разложить карточки в правильном порядке.