Светлана Рудакова
Консультация «Как научить детей слышать звуки?»
▼ Скачать + Заказать документы
С самого рождения ребенка окружает множество звуков : шум машин, стук капель дождя, пение птиц, голоса домашних животных и другие. Это звуки окружающего мира – неречевые звуки. Но особое значение для ребёнка имеют речевые звуки окружающих его близких людей. Вслушиваясь в слова, пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Звучащая речь несёт информацию, приобщает ребёнка к речевому взаимодействию с окружающими, делает его социальным субъектом.
Публикация «Консультация „Как научить детей слышать звуки?“» размещена в разделах
К пяти годам у дошкольника формируется критическое отношение к своей речи и к речи окружающих. Он начинает стесняться неточности своего произношения. Это часто приводит к отказу от общения, от участия в совместной деятельности. Нарушения в звукопроизношении оказывают влияние на овладении письмом и чтением.
Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их «тренировки» часто не достигают нужного уровня развития.
Работать над произносительной стороной речи ребенка необходимо с раннего дошкольного возраста.
Развивать речевой слух можно в домашних условиях. Этому способствуют упражнения, представленные ниже. Для детей подготовительной группы.
1. Игра «Живое - неживое»
Программное содержание: Развитие речевого внимания.
Инструкция: Я буду бросать мяч и называть предмет. Если я назову живой предмет, нужно стукнуть мяч об пол и вернуть мне. Если я назову неживой предмет, нужно подбросить мяч вверх, затем вернуть мне.
2. Игра «Будь внимательным»
Программное содержание. Развивать голосовой и артикуляционный аппарат и речевое внимание детей.
Материал. Картинки с изображением куклы, мяча, пирамидки, машины, зайца, медведя, коровы, лошади, ежа; на каждого ребенка по синему и красному кружку.
Инструкция: У меня разные картинки. Если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимете красный кружок и назовете игрушку.
3. Игра «Отгадай слово»
Программное содержание. Развивать речевое внимание и голосовой аппарат детей.
Материал. Картинки с изображением всех знакомых детям животных и их детенышей.
Инструкция: Я буду произносить слово без последнего слога или звука, а вы назовите слово целиком. Я скажу: «Лоша…», а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».
4. Игра «Назови первый звук слова»
Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание
Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово, выделяя первый звук, ребенок перебрасывает мяч воспитателю и называет первый звук слова.
5. Игра «Найди пару»
Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание.
Материал. Картинки, подобранные так, чтобы можно было составить пару предметов, которые начинаются с одинаковых звуков (сумка — солнце, бегемот — белка, вилка — вишня, воробей — волк, груша — гриб, лебедь — лиса).
Одну из пары картинок воспитатель дает ребенку, другую кладет на стол или ковер.
Инструкция: Вы должны найти предмет, название которого начинается с того же звука, что и ваше слово.
По сигналу «Найди пару» дети находят пару к своей картинке.
Литература:
Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. :Мозаика-Синтез.