МААМ-картинки

Консультация «Как обобщить педагогический опыт»

Татьяна Кашина
Консультация «Как обобщить педагогический опыт»

практические рекомендации по обобщению своего педагогического опыта

Необходимо, в первую очередь, выявить компоненты, подлежащие обобщению. Это может быть:

• целостная система педагогической деятельности (требует наиболее длительного периода времени, возможно, не одного года);

• система работы педагога по какой-либо одной проблеме, теме (может быть изучена в течение года);

• использование одного или нескольких эффективных приемов (время изучения определяет сам педагог);

Публикация «Консультация „Как обобщить педагогический опыт“» размещена в разделах

опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, проектный метод).

Таким образом, изучению могут подлежать любые компоненты, используемые педагогом в определенной системе, приносящие положительный результат и отвечающие требованию «Не навреди» : метод, технология, отдельный прием, способ, средство и др.

Жанр документа по обобщению опыта и форма распространения опыта зависят от уровня обобщения, который бывает практическим, методическим и научным.

Практический - (наиболее часто применяемый) уровень обобщения включает в себя описание и (или) показ приемов и методов работы или отдельных приемов и методов работы, показ результативности работы, показ системы работы.

Методический - (наиболее продуктивный) уровень обобщения состоит из научно-теоретического обоснования, выделения ведущей педагогической идеи опыта, характеристики условий развития опыта, анализа результативности работы, подготовки методических разработок и рекомендаций.

Научный - способствующий мотивации самоактуализации обобщения включает разделы : научно-теоретическое обоснование опыта работы; практическая новизна опыта; комплексность опыта; значение опыта для развития теории и практики.

Инструкция.

Определите основания, которые позволяют вам обобщить свой педагогический опыт. Например, вы работаете по определенной авторской программе. Коротко опишите, что это за программа, почему вы взяли именно ее. Расскажите, в чем заключаются ее основные дидактические принципы, и как вы их используете в своей работе. Это и есть предмет обобщения.

2. Определите цели и задачи своей работы. Они могут полностью повторять цели и задачи той или иной программы или соответствовать какой-то их части. Если речь идет о вашей авторской программе, укажите полностью задачи, которые вы намерены решить с ее помощью. Задачи ставятся образовательные, воспитательные и развивающие.

3. Опишите формы работы по данной методике. Это могут быть различные мероприятия, экскурсии, проекты и многое другое. Формы работы должны максимально содействовать решению поставленных задач. Обратите внимание на тематику и методы. Они должны быть актуальными. Обобщение опыта должно представлять собой завершенную методическую разработку, вне зависимости от объема.

4. Расскажите о результатах своей работы. Используйте для этого обобщённые результаты диагностики. Диагностику необходимо провести как в начале работы по данной программе, так и на промежуточных этапах и на итоговом.

5. Проанализируйте, за счет чего вам удалось достичь положительного результата. Сравните ваши методы с методами ваших предшественников, работавших по данной теме. Необходимо также рассказать и об условиях, в которых может осуществляться работа по данной программе, и о дидактическом материале, который вы используете.

Даже если педагог работает по уже существующей программе, он должен представить свои творческие находки, будь то тематика мероприятий или формы и методы их проведения. Необходимо, чтобы все положения были изложены в логической последовательности, понятным языком и с точным соблюдением терминологии.

7. Найдите наиболее подходящие формы распространения педагогического опыта, они могут быть разными. Традиционный способ - набрать на компьютере и распечатать, приложив изображения дидактических материалов. Именно такая форма чаще всего требуется при подготовке к конкурсам "Учитель года" и "Воспитатель года". Наиболее интересные и объемные методические разработки можно издать в специализированных сборниках или даже отдельной брошюрой. Но в наше время можно использовать и другие способы.

8. Если вы считаете, что ваши наработки будут интересны многим вашим коллегам, создайте свой сайт. Разместите на нем свою методику, расскажите о ее особенностях. Поделитесь, какие пособия вы использовали и с какой целью. Можно дополнить изложение фотографиями и видеоматериалами. Можно организовать форум и обсуждать на нем вашу программу. Очень много возможностей для обмена опытом дают социальные сети. Организуйте группу. Проведите вебинар. Использовать для него, помимо социальных сетей и специализированных форумов, можно ISQ и Skype.

План работы по обобщению опыта.

1. Возьмите тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, постарайтесь сформулировать ее как можно конкретнее.

2. Определите форму обобщения. Это может быть реферат, доклад, статья. Возможны и другие варианты, например, привести в систему методические материалы (планы, памятки, схемы, алгоритмические таблицы, перфокарты, и др., сопровождая их краткими разъяснениями.

3. Набросайте краткий план (3—4 основных вопроса, затем составьте тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основные для ваших выводов. Уточните план: в нем должна прослеживаться основная идея и логика изложения темы.

4. Работая над текстом доклада, до предела сокращайте введение, материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений, общих фраз, наукообразия.

5. Оценивайте критически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта — результаты.

6. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, таблицы, работы воспитанников, списки литературы и т. д.).

Схема описания ППО по модульной технологии

Титульный лист

Обобщённый педагогический опыт педагога муниципального образовательного учреждения (полное название учреждения) ___

Ф. И. О.

Тема опыта. Идея опыта (главная цель)

1. Сведения об авторе:

Ф. И. О. Образование, название (полное) учебного заведения, год его окончания; специальность и квалификация по диплому; место работы; должность; педагогический стаж; стаж работы в занимаемой должности; награды.

2. Условия формирования опыта.

Указать условие становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

изучение методической литературы;

изучение опыта коллег;

курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации;

активное участие в работе районных методических объединений и т. д.

3. Теоретическая база опыта.

Указать какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом.

4. Актуальность и перспективность опыта, новизна опыта.

5. Адресность опыта.

Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с высокой планкой мастерства, начинающим педагогам и т. д.). определить область применения опыта (в группах раннего возраста; в группах коррекции, на отдельных занятиях и т. д.).

6. Трудоёмкость опыта.

Проанализировать трудоёмкость опыта. Педагог должен указать, в чём состоят трудности при использовании данного опыта.

7. Технология опыта.

Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания образовательного процесса, в приёмах и методах воспитания и обучения детей. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат.

8. Результативность опыта.

9. Выводы, планы на будущее.

Приложения к опыту работы

конспекты мероприятий;

• планы образовательной работы с детьми;

• продукты детской деятельности;

• фотографии;

• аудио-видео-записи;

• дидактический материал;

• публикации в СМИ;

• выступления на методических мероприятиях;

педагогическая диагностика;

• рабочая программа; план работы с детьми и т. д.

Публикации по теме:

Мой педагогический опыт работыМой педагогический опыт работы Мой опыт. Первая часть. В детском саду я работаю десять лет и знаю, что развитие речи и развитие фонематического слуха - это фундамент.

Мой практический педагогический опыт работы с детьми с ОВЗ Педагог глазами ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Думаю, что никто не станет возражать против того факта, что речь имеет.

Педагогический опыт и портфолио воспитателяПедагогический опыт и портфолио воспитателя Педагогический опыт и портфолио воспитателя МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» Шароновой Лидии Борисовны «Дидактическая.

Педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию с использованием сказкотерапии ЧОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «СВЯТО НИКОЛЬСКИЙ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ.

Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр»Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр» Педагогический опыт воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Котковой Светланы Геннадьевны по теме: "Развитие детей.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

Мой первый педагогический опыт в «Рябинушке»Мой первый педагогический опыт в «Рябинушке» Я работаю в детском саду "Рябинушка". И так уж вышло, что это именно тот детский сад, который я посещала сама, будучи маленькой девчонкой.

Педагогический опыт «Секреты успешной работы с родителями»Педагогический опыт «Секреты успешной работы с родителями» Педагоги и родители – партнёры в общем важном и нелёгком деле – воспитании детей. Цель моей работы: вовлечение родителей в единое образовательное.

Эссе: «Мой инновационный педагогический опыт» Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Реализация.

Желание радовать детей рождает идеи! Педагогический опытЖелание радовать детей рождает идеи! Педагогический опыт Желание радовать детей рождает идеи. (Педагогический опыт) Педагогический опыт: Использование творческих работ воспитанников при создании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как обобщить педагогический опыт»
Опубликовано: 5 октября 2021 в 12:18
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД