Получи документы

Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр» (12 фото)

Светлана Коткова
Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр»

Педагогический опыт воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Котковой Светланы Геннадьевны по теме:

"Развитие детей через театрализованные игры".

Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр»

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Публикация «Педагогический опыт воспитателя по теме „Развитие детей с помощью театрализованных игр“» размещена в разделах

Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса:

Актуальность работы заключается в том, что в ДОУ театрализованная деятельность является одним из самых доступных видов искусства для детей. Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания детей. Театральная деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником эмоциональных открытий. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализация является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи - умения общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, а также интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями, что и способствует развитию речи ребёнка.

Неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта:

Педагогическая идея, которой я руководствуюсь в работе по театрализованной деятельности с детьми, состоит в том, что театр является помощником в воспитании детей.

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид творчества. Она является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Применение театрализованной деятельности как образовательного инструмента расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир. Кроме того театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции.

Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для данного вида работы.

Влияние театрализованной деятельности на творческое и всестороннее развитие личности ребёнка очевидно, именно поэтому моя работа нацелена на развитие художественно-эстетического вкуса, эмоциональных чувств и комфортное пребывание детей в детском коллективе средой театрального искусства.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. Поэтому педагог обязан:

создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т. д.);

приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Теоретическая база опыта:

В современной отечественной педагогике и психологии исследованием вопроса приобщения дошкольников к театрализованной деятельности занимаются многие педагоги, на опыт которых я пытаюсь опираться в своей деятельности по приобщению детей к театральному искусству.

Для реализации участия детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности я могла бы порекомендовать для изучения следующую литературу:

• Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М. :Просвещение. 1989.

• Доронова Т., Доронов Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей. – М., 1997.

• Макаренко, Л. Здравствуй, театр! / Л. Макаренко // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 4. - С. 28.

• Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности: Средняя группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.

• Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду / М. Д. Маханева. - М. : ТЦ Сфера, 2004. -128 с.

• Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду / Е. В. Мигунова. - НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. – 126

• Ушакова О. С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. - М. : ТЦ Сфера, 2009.- 176 с.

• Лыкова И. А. Теневой театр вчера и сегодня С. -П. :2012г.

• Лыкова И. А. Театр на пальчикахМ. 2012г.

• Т. А. Егорова Комплексные занятия по сказкам для детей 4-6 лет. - Волгоград : Учитель, 2013. – 67 с.

• Ярыгина О. Г. Мастерская сказок М. :2010г.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения:

Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа.

Для выбора наиболее эффективных методов развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста выявляется уровень их эмоционального состояния, проводится предварительная работа, включая изучение методической литературы по проблеме, а также приобретается или изготавливается (своими руками, помощь родителей) необходимый дидактический материал для организации предметно-развивающей среды. Центр театрализованной деятельности является одним из основных при организации развивающей среды. В группе оформлен театрализованный уголок, приобретены и изготовлены различные виды театра: настольный, пальчиковый, театр масок и др. Разнообразные игры повышают эмоциональный тонус, снимают напряжение, активизируют внимание детей. Театрализованная деятельность включается практически во все разновидности непосредственной организационной деятельности, в самостоятельную деятельность, деятельность детей и взрослых в свободное время, в сценарий праздников и развлечений.

Не последнее место занимает составление программы мероприятий по реализации опыта, предпринимаются попытки по воплощению задуманного в жизнь, а на заключительном этапе проводится мониторинг по результатам работы.

Для достижения оптимальности и эффективности задуманных идей используются следующие формы работы:

1. Организация обучающих, развивающих и творческих занятий;

2. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театрализованная игра на праздниках и развлечениях;

3. Самостоятельная театрально - художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни;

4. Мини-игры, мини-сценки в ходе непосредственной образовательной деятельности;

5. Совместное изготовление костюмов, реквизитов, декораций для организации предметно-развивающей среды;

6. Посещение театров в ДОУ или вне детского сада с родителями.

Роль педагога в организации театрализованной деятельности:

Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности:

Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. обладать основами актёрского мастерства.

Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:

• Воспитание у ребёнка основ общей культуры;

• Приобщение детей к искусству театра;

• Развитие творческой активности и игровых умений детей.

Основные направления работы с детьми:

• Театральная игра

Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве; строить диалог с партнёром на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение.

• Ритмопластика

Задачи: развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

• Культура и техника речи

Задачи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

• Работа над спектаклем

Задачи: учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивлённо, восхищённо, жалобно и т. д.).

Результативность опыта:

Вышеописанные действия, направленные на приобщение детей к театрализованной деятельности дают положительные результаты в воспитании и развитии детей. Для выбора наиболее эффективных методов формирования способностей ребенка дошкольного возраста, необходимо знать возрастные особенности детей. С этой целью с каждым ребенком в начале и конце учебного года проводится диагностика развития детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.

В результате запланированной работы по развитию детей через театрализованные игры происходит:

• развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей;

• значительное расширение представлений детей о театральной культуре;

• создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры;

• дети учатся осуществлять выбор ролей, осознавать себя в определённой роли, производя соответствующие ролевые действия;

• умеют перевоплощаться в роли, используя выразительные средства (интонации, мимику, движение, применяя атрибуты, реквизит;

• умеют пересказывать и сочинять небольшие сказки, истории, рассказы; отвечать на вопросы по содержанию, драматизировать;

• овладевают способами действий с различными игрушками, театральными куклами, бытовыми предметами и т. д. ;

• умеют взаимодействовать с другими детьми в самостоятельной театрализованной игре;

После проведённой работы у детей происходят значительные сдвиги в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций. Параллельно происходит развитие всех психических процессов: внимания, памяти, мышления и воображения.

Особое внимание уделяется раскрытию эмоциональности ребенка, раскрытию его творческого потенциала, актерского мастерства, что считается определяющим для обучения детей театрализованной деятельности.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта:

При использовании данного опыта работы я столкнулась с некоторыми проблемами и трудностями:

• Проблема заключается в организации театрального центра в группе. Дело в том, что инвентарь и оборудование дорогостоящие и ДОУ не всегда может позволить себе укомплектовать театральный уголок должным образом. Решением этой проблемы является изготовление атрибутики своими руками, что в свою очередь занимает много времени и средств тоже. Это конечно проблема, но она нас не пугает, мы изо всех сил пытаемся двигаться к поставленной цели и я думаю, что это нам удаётся. В нашей группе создан не плохой уголок театрализованной деятельности, мы без устали продолжаем двигаться в заданном направлении. Уже много сделано, но и немало ещё задумок. Будем продолжать работать.

• Трудностями же использования данного опыта я бы назвала следующие:

-что делать, если ролей не хватает на всех детей;

-кто будет играть отрицательных персонажей?

Первая трудность вполне решаема. Здесь возможна подгрупповая организация занятий по театральной деятельности. Кроме того, воспитатель может придумать какие-либо дополнительные роли, чтобы охватить всех детей.

Вторая же трудность несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все — и дети, и взрослые — артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее. Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театрализованной деятельности, привлечь внимание к себе толкает ребенка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно образ как бы прилипает к нему, и, в конце концов, этот ребенок начинает вызывать насмешки у других детей, поэтому необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.

Комплексный подход к организации театрализованной деятельности обуславливает ее эффективность в развитии детей.

Адресные рекомендации по использованию опыта:

Свой материал по развитию детей через театрализованные игры я разместила на сайте:

http://www.maam.ru/users/KotkowaSwetlana

Фотоприложение:

Фото «Развитие детей с помощью театрализованных игр»
Педагогический опыт воспитателя по теме - фото
Педагогический опыт воспитателя МДОБУ Кемлянский детский сад комбинированного вида Котковой Светланы Геннадьевны по теме Развитие ребенка Материалы для педагогов Развитие детей через театрализованные игры Обоснование актуальности и перспективности опыта Публикация Педагогический опыт воспитателя по теме Развитие детей с помощью театрализованных игр размещена в разделах Развитие ребенка Материалы для педагогов Театр Театрализованная деятельность Темочки Его значения для совершенствования учебно воспитательного процесса Актуальность работы заключается в том что в ДОУ Театрализованная деятельность театрализованная деятельность является одним из самых доступных видов искусства для детей Театр это средство эмоционально эстетического воспитания детей
Публикации по теме:

Инновационный педагогический опыт «Развитие логики и мышления у старших дошкольников посредством математических игр» Тема: «Развитие логики и мышления у старших дошкольников через математические игры». Источник изменений Использование игрового метода.

Опыт работы «Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность» 2.0 Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность 2.1 Опыт работы Работу по развитию у детей элементарных.

Опыт работы воспитателя «К здоровью через сотрудничество. Здоровая семья» 1сл. Визитная карточка 2сл. Тема 3сл В настоящее время одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, - это сохранение здоровья детей.

Педагогический опыт «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях игровой деятельности» «Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для.

Педагогический опыт работы воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»Педагогический опыт работы воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» o Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Процесс познания.

Педагогический опыт «Развитие креативности посредством театрализации» 1. Цели и задачи педагогической деятельности. Приступая к работе – развитие креативности у детей посредством театрализации, я поставила.

Педагогический опыт «Тестопластика как метод арт-терапии в работе воспитателя ДОУ» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Педагогический проект «Познавательное развитие детей 4–5 лет в процессе игры «Зимующие птицы» Проблемное поле проекта: дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о птицах, остающихся зимовать в.

Развитие социально-коммуникативных компетенции у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры .Пояснительная записка 3 2. Цель и задачи развития социально- коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста через сюжетно ролевые.

Развитие сюжетно-ролевой игры детей средней группы детского сада через ознакомление с трудом взрослых Игра в содержании ФГОС ДО «I. Общие положения» Один из основных принципов Стандарта: – реализация Программы в формах, специфических для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр»
Опубликовано: 13 февраля 2016 в 20:39
+163Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 72.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД