МААМ-картинки

Инновационный педагогический опыт «Развитие логики и мышления у старших дошкольников посредством математических игр»

Ольга Лир
Инновационный педагогический опыт «Развитие логики и мышления у старших дошкольников посредством математических игр»

Тема: «Развитие логики и мышления у старших дошкольников через математические игры».

Источник изменений

Использование игрового метода в процессе изучения дошкольниками математики ведёт к более интенсивному развитию компонентов логического мышления.

Публикация «Инновационный педагогический опыт „Развитие логики и мышления у старших дошкольников посредством математических игр“» размещена в разделах

Существует противоречие между необходимостью структурного оформления логического мышления детей старшего дошкольного возраста и отсутствием научно обоснованных средств развития логического мышления. Одним из способов разрешения данного противоречия должно стать использование математических игр, как средства позволяющего развивать логическое мышления через воздействие на структурные компоненты, образующие его содержание.

Идея изменений Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий, содействующих повышению уровня познавательной активности воспитанников, которая способствует развитию логического мышления у детей старшего дошкольного

возраста, осуществление индивидуального дифференцированного подхода к каждому ребенку, в соответствии с особенностями интеллектуального развития.

Построение образовательного процесса на математических занятиях на основе психолого-педагогических требований, которые обеспечивают воздействие на эмоциональную, когнитивную, мотивационную сферы ребёнка путём решения системы логических задач, позволяет развивать логическое мышление дошкольников как структуру взаимосвязанных компонентов.

Концепция изменений

Научная новизна -конкретизировано научное представление о структуре логического мышления (логическое мышление представляет собой структуру взаимосвязанных компонентов: умение определять состав и организацию элементов и частей целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений; умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени; умение действовать в соответствии с законами логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденции развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок; умение производить логические операции осознанно, аргументировано).

В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их. Особое значение имеют игры насыщенные логическим и математическим содержанием. С помощью этих игр решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. В процессе игры дети считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, составляют схемы и разнообразные модели, развивают представление о множестве, операции над множеством (сравнение, классификация, формируется представления о математических понятиях. Умение планировать свои действия, обдумывать их, поиск ответов на поставленные вопросы активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает ум, позволяет расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, в новой обстановке.

Практика работы показала, что, чем интересней игровые действия, которые используются на занятиях, тем не заметнее и эффективнее закрепляются полученные знания.

Масштаб инновации.

Срок реализации

Актуальность

Эффективное развитие интеллектуальных (логика и мышление) способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелёгок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.

Цели и задачи

Цель – создание условий и содействие развитию мышления и логики у детей.

Задачи:

1. Эмоционально вовлекать ребенка в познавательную деятельность (только в этом случае он понимает и ощущает, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать красоту решения проблемы);

2. Стимулировать любознательность ребенка, используя занимательные пособия и материалы, которые вызывают интерес и удивление;

3. Передавать инициативы от взрослого ребенку, самостоятельно находить способы их реализации;

4. Поддерживать детскую активность, исследовательский интерес и любопытство.

Ресурсное обеспечение инновационного опыта

Характеристика полученных результатов с позиций их эффективности.

1. Подобран и систематизирован дидактический материал для работы с детьми по данному направлению.

2 Привлечены родители к подготовке и участию в математических КВН, вечерах, открытых просмотрах. Проведены консультации для родителей по итогам работы и по результатам диагностики детей. У родителей воспитанников сформировано желание работать и сотрудничать с ДОУ

3. Развиваются творческие способности детей дошкольного возраста, формирование личностных качеств.

4. С детьми в игровой форме идет подготовка к обучению элементарным математическим представлениям.

5. На ряду с развитием логики и мышления идет речевое развитие детей.

6. Интенсивное познавательное развитие.

Описание инновационного опыта

Задачи решались как на занятиях, так и в процессе организуемых игр детей в утренний и вечерний отрезки времени.

В группе были созданы условия для игровой деятельности.

Уголок занимательной математики, где были подобраны игры различной степени сложности: игры на перестановку фигур. Дети имели возможность выбирать игры по желанию и упражняться в выполнении задач и упражнений.

Вся работа проводилась в три этапа.

На первом этапе работы

Дети осваивали простейшие игры математического содержания.

Успех игровой деятельности зависел от сформированности у детей представлений о геометрических фигурах, от умения ориентироваться в пространстве. Поэтому на занятиях воспитатель предлагал детям игровые упражнения, способствующие более глубокому усвоению этих умений: на составление и преобразование геометрических фигур, выделение их свойства классификацию по признакам цвета, формы, размера.

Для этого мы разделили все задания по принципу от простого к сложному.

1 группа:

Задачи - смекалки на составление заданной фигуры из определенного количества палочек.

2 группа:

Задачи - смекалки, для решения которых требуется убрать заданное количество палочек.

3 группа.

Задачи на изменение заданной фигуры, для чего необходимо переложить указанное количество палочек.

Задачи подбирались по степени возрастания трудностей. Умение и навыки, усвоенные детьми при решении задач одного вида, способствовали решению последующих, более сложных.

На втором этапе работы

Происходило включение в содержание занятий нестандартных игр упражнений привело к изменению характера обучения. Значительно меньше стали использоваться показ и объяснение. Основное внимание было уделено приемам, стимулирующим интерес детей к игровой задаче, желание найти способ ее решения.

В содержание занятий прежде всего включались те игры и упражнения в которые дети не могли играть самостоятельно. К ним относились логические задачи на выявление закономерности следования, также использовались на занятиях игровые упражнения на группировку фигур и предметов, на нахождение отличительных признаков, задачи-шутки, математические загадки и т. п

Логические задачи и упражнения.

На третьем этапе работы

Использовались различные приемы повышения интереса детей к играм математического содержания. Игровые ситуации «Научи Незнайку», «Помоги Буротино найти ошибку», «Проверь, правильно ли Пиф выполнил задание» с последующим помещением игрушечного персонажа в уголок занимательной математики вместе с соответствующими игровым материалом. Воспитатель предлагает ребенку поиграть, поощряет ребенка в игре, в случае угасания интереса подсказывает направление поисков.

Первичное ознакомление с игрой «Танграм», а позже и с игрой «Головоломкой Пифагора» проходило на занятиях. Дети рассматривали элементы игры, называли их, группировали, составляли из двух - трех элементов новые геометрические фигуры, силуэты предметов, животных

Постановка заданий стимулировала у детей интерес к выполнению заданий: «Придумай свое», «Составь что-нибудь новое, интересное». Сначала дети проявляли лишь отдельные элементы творчества: использовали новые сочетания известных им способов воссоздания силуэтов, комбинирование. Так, они стали придумывать иные позы, составляемым ранее силуэтом животных (лисы, кошки) в игре «Тамграм».

Наблюдалось и одноименность тематики при различии конструктивных решений.

Игровой материал усложнялся Усложнились логические игры и упражнения. Дети учились находить недостающие фигуры.

Увеличилось количество творческих заданий детям на занятиях, широко стали использоваться игры на составление геометрических фигур из частей, на воссоздание силуэтов из элементов, решения логических задач.

Основное внимание было уделено формированию проявления игровой деятельности вне занятий и в ходе выполнения заданий с раздаточным материалом на занятиях, придумывать новые логические задачи на продолжение ряда фигур; на нахождение недостающего в ряду фигуры, задачи - головоломки и др.

В дальнейшем дети овладели умением ставить перед собой цель.

Игровой уголок занимательной математики пополнялся новыми более сложными играми.

Результат изменений

Итак, занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, помогли мне в развитии у детей мышления и логики, способствовали развитию заинтересованности математикой.

В математике заложены большие возможности общего развития ребенка : математические знания способствуют совершенствованию познавательных процессов, а также формированию целого ряда личностных качеств - активности, целенаправленности, организованности, способности самостоятельно думать и принимать решения.

Публикации по теме:

Инновационный педагогический опыт «Развитие речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры» Актуальность опыта Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых.

Инновационный опыт Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования Статья «Инновационный педагогический опыт «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования» Ишеева.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный педагогический опыт «Развитие логики и мышления у старших дошкольников посредством математических игр»
Опубликовано: 18 июня 2015 в 12:06
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД