Папки-передвижки

Как определить левшу

Алевтина Никитенко
Как определить левшу

Как определить левшу?

Особенно важно определить ведущую руку перед школой (а если есть какие-то сомнения, то лучше сделать это раньше, в четырех-пятилетнем возрасте). Ведь именно в этом возрасте ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, и необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, а переучивание может отрицательно отразиться на росте и развитии ребенка, привести к серьезным нарушениям здоровья. Обычно в младшем дошкольном возрасте родители и воспитатели редко обращают внимание на то, какая рука у ребенка ведущая. К тому же дети стараются выполнять новые для них действия так, как учат их взрослые и подражая им. «Возьмите ложку в правую руку», — учит детей воспита-тельница в детском саду, и дети обычно безропотно выполняют ее указание. Так происходит насильственное переучивание в дошкольном возрасте, и многие родители даже не подозревают, что их ребенок левша, что его переучили.

Публикация «Как определить левшу» размещена в разделах

Существует несколько вариантов определения рукости.

Есть отдельные тесты — пробы, которые традиционно используются для определения леворукости. Например, переплетение пальцев рук. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. У правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой. Правда, несмотря на большую популярность, тест мало информативен.

Еще один известный тест — «поза Наполеона» — скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть — под правым предплечьем, у левшей — сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем — правая.

Третий — аплодирование. У правшей при аплодировании более активная правая рука, у левшей — левая. Этот тест считается информативным у взрослых, а дети чаще хлопают обеими ладошками.

Очень информативны и интересны пробы на одновременные действия обеих рук, например, рисование. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более четкие, ровные, менее выражен тремор (дрожание руки, углы не сглажены, точки соединения не расходятся.

Учитывая, что скорость движения и сила ведущей руки больше,

чем неведущей, можно использовать разные виды заданий на опреде

ление скорости и силы правой и левой руки, Для оценки скорости

можно использовать число постукиваний указательным пальцем за 10

секунд, число касаний ручкой плоскости листа при постукивании за

10 секунд.

Однако наиболее распространенным является метод количественной

оценки рукости с помощью опросников. Опросники для

определения рукости очень разнообразны, но практически все они со

держат стандартный набор вопросов. Первый — почти всегда: какой

рукой человек пишет легче, красивее, затем — какой рукой бросает

мяч, зажигает спичку, режет ножом, ножницами, раздает карты, забивает

гвоздь, держит расческу и т. д.

Однако любой опросник — это самооценка, а специальные исследования доказали, что самооценка не всегда совпадает с объективной оценкой рукости. Еще сложнее использовать опросники при оценке рукости у детей, поэтому исследователи предпочитают оценивать рукость у детей в ходе непосредственного наблюдения за деятельностью ребенка, отмечая, какая рука более активна и чаще используется в деятельности, какой рукой движения выполняются более ловко и точно.

Французская исследовательница М. Озъянс предложила следующий набор проб для определения рукости. Полный набор состоит из двадцати заданий.

1) Завинтить крышки на бутылках.

2) Зажечь спички.

3) Разрезать бумагу ножницами.

4) Вставлять стержень, иголку в небольшие отверстия пуговиц, бусин, геометрических фигур.

5) Почистить обувь щеткой.

6) Намотать нитку на катушку.

7) Перелить воду из одного сосуда в другой.

8) Попасть иголкой, булавкой в небольшую точку.

9) Отвинтить гайку (рукой, ключом).

10) Сложить мелкие предметы в узкий цилиндр.

11) Разложить (раздать) карточки (карты).

12) Проколоть дырочки (5—6 укалываний).

13) Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.

14) Продеть нитку в иголку.

15) Почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль.

16) Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки.

17) Достать бусинку ложкой из стакана.

18) Позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка.

19) Закрыть, открыть молнию на сумке.

20) Взять стакан и сделать несколько глотков воды.

В тех случаях, когда выбирается рука для письма, М. Озъянс советует выбирать для ребенка следующие задания: зажигание спичек, накалывание бусин, переливание воды, прокалывание дырочек, раскладывание карточек, стирание ластиком рисунка, отряхивание, капание из пипетки, доставание бусинки из стакана, звонок в колокольчик. В этой сокращенной батарее тестов используются в основном бытовые действия, требующие ловкости и точной координации движений. Важно, что все они непривычны и не натренированы, что позволяет получить более надежное представление о превосходстве одной руки над другой.

Эффективность тестирования во многом зависит от соблюдения некоторых важных условий. Во-первых, тестирование проводится один на один с ребенком. Во-вторых, обстановка должна быть спокойной, благожелательной, не следует фиксировать внимание ребенка на том, что вы определяете «рукость». В-третьих, исследователь должен сидеть за столом строго напротив ребенка. В-четвертых, все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки ребенка.

Отечественные исследователи для определения рукости часто используют батарею тестов, предложенную М. Г. Князевой и В. Л. Вильдавским, состоящую из следующих заданий.

Первое задание — рисование. Положите перед ребенком лист и карандаш, предложите ему нарисовать то, что он хочет (или может). После того, как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. При анализе рисунков будут отчетливо видны различия в выполнении одних и тех же заданий ведущей и неведущей рукой. Рисунки, выполненные ведущей рукой, более четкие, пропорциональные, линии более ровные, тремор выражен значительно меньше, нет дополнительных штрихов, разорванных линий.

Второе задание — открывание небольшой коробочки, например, спичечного коробка. Ребенку предлагаются несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку в одной из коробок». Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает).

Третье задание — «Построй колодец из палочек (спичек)». Ведущая рука — та, которая используется более активно.

Четвертое задание — «Игра в мяч». Нужен небольшой мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит взять мяч, бросить ему и поймать его несколько раз.

Пятое задание — вырезание ножницами по контуру рисунка из любой открытки (вырезать цветок, зайчика, узор). Ведущая — более активная рука, причем это не обязательно та рука, в которой ребенок держит ножницы, так как ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10—15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки.

Шестое задание — нанизывание бисера (или пуговиц — для младших школьников) на иголку с ниткой или шнурок. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение, независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку или шнурок.

Седьмое задание — выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько пузырьков с завинчивающимися крышками. Ведущая та рука, которая более активна. Учтите, ребенок может держать пузырек за крышку, а крутить сам пузырек.

Восьмое задание — развязывание узелков. Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел). Можно использовать иной вариант этого задания — составление цепочки из скрепок. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другую пытается присоединить.

Девятое задание — «Построй из кубиков дом, ограду, сложи рисунок по образцу». Как ведущая, оценивается рука чаще берущая, укладывающая и поправляющая кубики, детали.

Для того чтобы не держать в уме результаты выпонения заданий, удобно занести их в таблицу.

Дата тестирования

Тесты Левая рука Обе руки Правая рука

1. +

2. +

3. +

При выраженном предпочтении левой руки ставится знак (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой — в графу «Правая рука». Если при выполнении тестов ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак (+) ставится в графу «Обе руки».

Казалось бы, все очень просто. Однако, нередко все бытовые действия ребенок может лучше выполнять левой рукой, а графические — правой. Существуют даже специальные термины «графическое функциональное превосходство» (то есть могут быть «графические левши» и «графические правши») и «бытовое функциональное превосходство», характеризующее преимущественное владение левой или правой рукой в бытовых действиях (то есть могут быть «бытовые левши» и «бытовые правши»). Исследования французских ученых показали, что в 90% случаев «графические» левши оказываются и бытовыми левшами, а графические правши бытовыми правшами. Есть дети — амбидекстры (не проявляющие явного предпочтения правой руки, одинаково владеющие и правой, и левой рукой) и в бытовых, и в графических действиях. Все это разнообразие вариантов необходимо принимать во внимание при выборе руки для письма. Оно показывает, как важно вовремя, еще до начала активного обучения письму, правильно определить ведущую руку. От взрослых требуется внимание и терпение, умение во всех случаях с пониманием отнестись к желанию ребенка работать той или иной рукой. Если на этом этапе у вас возникают трудности и сомнения — обратитесь к специалистам.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть: леворукость — это не просто преимущественное владение левой рукой, но и отражение определенной межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга. Все это будет проявляться и в высших психических функциях ребенка, и в его деятельности, в приспособлении к различным влияниям среды.

Еще более сильны различия между детьми, имеющими леворукость разного происхождения, а именно: генетически закрепленную леворукость, патологическую леворукость, вынужденную леворукость. Леворукие дети не однородная группа и трудности обучения в каждом отдельном случае имеют свои причины. Исследователи, изучающие особенности развития леворуких детей, подчеркивают, что леворукие дети требуют особого внимания, и это наиболее существенно при поступлении в школу. Многие рассматривают леворуких детей как группу риска — риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска трудностей в процессе обучения. Школа, учеба, осо-бенно в первые месяцы, в первый год требуют от ребенка длительного напряжения, вызывают значительное утомление, предъявляют повышенные требования к личностным качествам ребенка. Новый коллектив, новые друзья, новые требования — это совсем не просто для любого ребенка, а для леворуких — тем более, так как значительная часть леворуких детей имеет факторы риска и нарушения в развитии, а значит они будут более чувствительны к действию любых неблагоприятных воздействий — будь то эмоциональные перегрузки или большой объем учебной работы.

Период приспособления к школе довольно продолжителен по времени — 4—6 недель. Опросы показывают, что родители «отводят» на адаптацию не больше одной-двух недель, учителя — больше: две-три недели. А реальные сроки продолжительнее в два раза. В этот период трудно все: и следующие друг за другом новые уроки (нужно быстро переключаться с одного непривычного вида деятельности на другой, столь же непривычный, и значительная статическая нагрузка (нужно сидеть в относительно неподвижной позе, не вертясь, и незнакомые дети (хорошо еще тем, кто ходил в детский сад, а как справиться с неловкостью тем, кто был до школы дома). Специальные ис-следования показали, что леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации в школе: им еще труднее, чем остальным, потому что для них характерны повышенная эмоциональность и впечатлительность. Кроме того, повышенный уровень тревожности сочетается у леворуких детей с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, ответственностью, добросовестностью, а также хорошим пониманием социальных нормативов. Они, как и другие дети 6—8 лет, ориентированы на общение со сверстниками, которое служит для них источником положительного эмоционального подкрепления. Поэтому возникновение конфликтов во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками является для левшей сильным психотравмирующим фактором и создает дополнительные трудности в процессе адаптации к школе.

Переучивать или нет?

Чаще всего дилемма переучивать или нет возникает в начале школьного обучения. Ведь в реальной жизни у левшей в праворуком мире возникает много проблем. Бытовая техника, приборы, станки, пульты управления рассчитаны в основном на праворуких людей, а значит возможны ограничения в выборе профессии. Пусть они не широки, но все же. Оправдывая переучивание, многие родители объясняют это желанием помочь ребенку «спокойно жить потом», в праворуком мире. Родители говорят: «Вдруг это как-то помешает ему в жизни», «В школе все дети пишут правой рукой. Зачем же ему выделяться?», «Мне кажется это какое-то упрямство, можно научиться и правой работать». Результаты опросов показывают, что около 42% родителей леворуких детей хотят переучить своего ребенка и, переучивая, считают, что в этом нет ничего особенного.

Однако, надо четко осознавать, чем может заплатить леворукий ребенок за переучивание и удобства жить в праворуком мире.

Накоплено огромное количество наблюдений, что у переученных левшей на всю жизнь остается более тонкая координация левой руки. Очень часто переученные левши только пишут правой рукой (причем почерк их, как правило, далек от совершенства, а все остальные бытовые и профессиональные действия выполняют все же левой рукой. Кроме того, навязывание ребенку несвойственного ему варианта двигательной деятельности чрезмерно напрягает его, приводит к неустойчивости внимания (то, что учитель отмечает как неусидчивость и невнимательность, высокой истощаемости, резкому снижению работоспособности (при выполнении письменных работ первые предложения написаны аккуратно, четко, без ошибок, но вдруг все резко меняется, и учитель жалуется на то, что «ребенок не старается»). Ребенку трудно включиться в новую работу, переключиться на другой вид деятельности. Переучивание может даже становиться психогенным фактором риска возникновения неврозов. Ведь переучивая ребенка, навязывая не свойственный его биологической природе тип деятельности, мы нарушаем баланс взаимодействия полушарий головного мозга, вторгаемся в чрезвычайно сложные и несформированные еще механизмы координации и управления движениями, нарушаем естественный ход совершенствования этих механизмов в процессе возрастного развития и обучения. То есть мы намеренно создаем условия для трудностей, неудач, неумелости, неловкости. В итоге, совершая многие действия неловко и неумело, ребенок ощущает неуверенность в своих силах, тревожность, нерешительность, боязнь повторить неудачу, обиду и унижение. Стараясь избежать столь тяжелых переживаний, ребенок часто просто отказывается рисовать или писать. Одна-ко, отказ от рисования и письма возможен только до школы. В школе конфликт между возможностями ребенка и требованиями к нему становится неизбежным. Ребенок боится, но вынужден подавлять свой страх, он не уверен в своих силах, но должен работать, бесконечно подавляя свои эмоции. Все это приводит к повышенной возбудимости ребенка, неадекватности его реакций, нарушениям сна, невротическим изменениям личности.

Например, родители леворукого Алеши С. рассказывали, что в их семье леворукость передается по наследству по мужской линии. И деда, и отца переучивали, но почерк у них до сих пор ужасный. Алешу начали переучивать буквально с рождения. Переучивание привело к тому, что он вообще перестал брать в руки карандаш и старался все делать двумя руками, чтобы взрослые «не придирались». Родители настояли, чтобы Алеша учился писать правой рукой, и безуспешно бились с «плохим почерком» два года. Но если бы только почерк. Алеша стал раздражительным, плаксивым, упрямым. Готовый замкнуться по любому поводу или устроить истерику просто так, он делал все, что угодно, лишь бы не садиться за уроки. Причем, устные он готовил «в пять минут», а то, что нужно было писать, «становилось мукой». Когда не получалось, Алеша злился и все перечеркивал. Его заставляли переписывать, он занимался этим по 3—4 часа в день. Алеша стал плохо засыпать, у него стала дрожать правая рука, он стал придерживать ее левой рукой. В итоге Алеше потребовалась серьезная помощь невропатолога.

Такие примеры убедительно показывают, что насильственное переучивание леворуких детей в дошкольном возрасте, и особенно в процессе обучения в школе, может быть причиной не только школьных трудностей, но и нарушений психического здоровья ребенка. Считается, что при переучивании леворукого ребенка угнетаются функции правого полушария, и это может привести к нарушению не только речевых функций, но и зрительно-пространственных способностей. При этом страдают зрительно-двигательные координации, умение анализировать пространственные соотношения объектов, ослабляется внимание, резко замедляется темп интеллектуальной деятельности. Переучивание нарушает баланс взаимодействия правого и левого полушарий и приводит к неустойчивости психической деятельности и обучения.

Кроме того, существуют наблюдения, что навязанное двигательное обучение может в какой-то мере приводить и к замедлению роста ребенка. Переученные дети продолжительное время могут оставаться самыми маленькими в классе. Некоторые исследователи считают, что факт угнетения роста — результат тормозящего влияния на формирование морфологических структур при навязанном двигательном обучении через неведущую в моторном отношении сторону.

Родителям леворукого ребенка важно помнить:

• леворукость сама по себе — не патология, а один из возможных вариантов нормы;

• леворукий ребенок очень раним и требует бережного, внимательного и доброго отношения;

• у леворукого ребенка есть особенности развития, которые необходимо учитывать в процессе обучения и развития.

Итак, что же делать родителям, как помочь леворукому ребенку справиться с возникающими у него проблемами?

Первое условие — леворукий ребенок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не должен чувствовать ваше негативное отношение к леворукости. Причем речь идет не только о прямых упреках и порицаниях. Вполне достаточно вашего тяжелого вздоха, вашего упоминания о его неловкости. Ребенок может не показать вида, даже не до конца осознать это, однако, он еще раз вспомнит, что у него «что-то не так» :

Второе условие — не драматизируйте ситуацию школьных неудач. Ребенок должен быть уверен, что нет ничего непоправимого, что все трудности преходящи, и с вашей помощью он с ними справится. Однако постарайтесь понять их истинные причины, чтобы помочь ребенку. Если не дается письмо, если буквы корявы и штрих неуверенный — нужны занятия по развитию моторики и зрительно-моторных координации. Хороши при этом лепка, рисование, вышивание, вязание и другие действия, развивающие координацию движений пальцев, кисти. Если ребенок пишет зеркально, путает похожие по написанию буквы и цифры, правую и левую стороны, займитесь тренировкой зрительно-пространственного восприятия. Если речь ребенка бедна и невыразительна, предложения односложны, если ему трудно описать даже простую ситуацию, не откладывая, займитесь этой работой. Проконсультируйтесь с учителем, обратитесь к логопеду и получите необходимые консультации. Типичные трудности поведения леворукого ребенка — чрезмерное двигательное беспокойство, неусидчивость, невнимательность, повышенная возбудимость, раздражительность или, наоборот, вялость, отказ от работы — нельзя снять окриком или наказанием. Родителям надо не усугублять это состояние, успокоить ребенка, дать ему расслабиться, снять напряжение.

Третье условие — рациональный режим дня. Ведь леворукий ребенок, как правило, возбудим, быстро утомляется. Если вы отмечаете проявления такого утомления или даже невротических расстройств, освободите ребенка от «продленки», дайте возможность днем час-полтора поспать или просто полежать. Не забывайте, что 3—3,5 часа необходимо оставить для прогулок, игр на воздухе, а продолжительность сна должна быть не меньше 11 часов (для детей 6—7 лет).

Четвертое условие — приготовление уроков не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Лучше, если с первого дня ребенок будет садиться за уроки сам и научится просить вас о помощи, если он в ней нуждается. Жалобы родителей на то, что «он сам не может», как правило, уже результат. Ребенок очень быстро привыкает к тому, что не он, а вы отвечаете за качество подготовки к урокам и легко перекладывает это на вас. Готовить уроки в один присест не стоит, гораздо эффективнее такой режим: через каж-дые 15—20 минут работы 10—15-минутный отдых, который ребенок может использовать по своему усмотрению. У ребенка должно быть право самому выбирать, что он будет делать вначале, а что в конце. Ребенок должен иметь право на ошибку и при этом быть уверен, что ошибки не караются, а исправляются.

Мы рассказали вам об одном из множества признаков, составляющих неповторимую индивидуальность вашего ребенка — о левшестве. Многие считают, что им можно пренебречь, подровняв под большинство, переучив малыша. Надеемся, нам удалось убедить вас в том, что делать этого не стоит.

Автор публикации:
Как определить левшу
Опубликовано: 21 февраля 2021 в 17:20
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД