МААМ-картинки

Как помочь ребенку раннего возраста адаптироваться в детском саду

Юлия Кардашина
Как помочь ребенку раннего возраста адаптироваться в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Адаптивные реакции детей весьма индивидуальны и зависят от таких характеристик как стиль семейного воспитания, особенности семейных отношений, психофизиологические и личностные особенности, условия пребывания в яслях или в детском саду. Особенно трудна адаптация для детей, отличающихся эмоциональной чувствительностью, а также нервно и соматически ослабленных. Они быстро устают от шума, с большим трудом засыпают днем, у них снижается аппетит. Труднее в новых условиях чувствуют себя малыши, обладающие флегматичным темпераментом – они не успевают за четким ритмом жизни детского сада. Причем в условиях стресса склонны еще более затормаживаться; происходит аффективное заострение свойственного детям темперамента – холерики, наоборот возбуждаются, но в целом процесс адаптации у них проходит легче. Период привыкания может характеризоваться появлением страха, беспокойства, вялости, заторможенности; для более старших детей характерны проявления негативизма, упрямства, повышенной возбудимости. А эмоциональная разрядка происходит дома. Адаптационный стресс ослабляет защитные силы организма - ребенок чаще начинает болеть простудными заболеваниями, становится подвержен инфекциям.

Публикация «Как помочь ребенку раннего возраста адаптироваться в детском саду» размещена в разделах

У кого возникают особые трудности адаптации? Прежде всего у тех детей, кто чрезмерно эмоционально привязан к матери, зависим он нее. У них очень развита потребность в ласке, внимании, физическом контакте, они недостаточно самостоятельны и активны. Труднее приходится детям, единственным в семье, излишне опекаемым. В трудном положении могут оказаться те малыши, у которых недостаточный опыт общения со сверстниками, они не обладают ролевой структурой и не умеют играть в коллективе, имеют малый социальный опыт. Они испытывают неуверенность, беззащитность, сторонятся, плачут при приближении детей, иногда проявляют агрессивность. Разумеется, сложно будет детям, не имеющим навыков самообслуживания. Известно, что в случае, если родители считают детский сад единственным оптимальным вариантом, малыш подсознательно воспринимая их позицию, посещает его гораздо лучше, привыкает быстрее, меньше болеет, испытывая меньший стресс. Замечено, что адаптация к яслям напрямую зависит от развития предметной деятельности ребенка. Легче происходит привыкание к яслям у детей, которые умеют сосредоточенно и долго играть.

Рекомендации воспитателям по взаимодействию с родителями:

• Познакомить родителей с группой, туалетной комнатой, спальней.

• Рассказать о занятиях с малышами, ознакомить с игрушками и пособиями.

• Выяснить привычки ребенка дома, как его называют ласково родители, чем ребенок любит заниматься.

• Подробно обсуждать с мамой поведение, эмоциональное самочувствие, настроение ребенка в период нахождения ребенка в детском саду, активно вставая на позицию союзника.

• Важной задачей воспитателя является максимально снять тревогу мамы, успокоить ее, вселить уверенность в том, что она оставляет своего ребенка с профессиональным, добрым и понимающим человеком.

• Чтобы ребенок охотнее пошел в группу заинтересовать его можно механическими, движущимися или звучащими игрушками.

• Но прежде всего - необходимо познакомить ребенка с группой, рассказать где он будет спать, кушать, играть.

• Необходимо сохранить временно «вредные привычки» малыша.

• Очень важно разрешить ребенку взять из дома любимую игрушку, которая будет выполнять функция защиты, являясь элементом привычного мира, снижая тревогу ребенка.

• Ничего плохого нет, если поначалу ребенок побудет пассивным наблюдателем, нет необходимости включать в активную жизнь группы, пусть привыкнет, освоится; также необходимо помочь запомнить расположение помещений, полотенце, расческу, шкафчик, место за столом.

• Для периода адаптации прекрасно подойдет игра в прятки. Моменты исчезновения и появления будут иметь символическое значение для ребенка.

Есть четкая закономерность между развитием предметной деятельности и привыканием к яслям. Действия с предметами стимулирует развитие малыша. Мы наносим вред развитию детей, если ограничиваем их познавательный интерес. Малыш еще не владеет воображением, его всецело занимают предметы, оказавшиеся в его поле зрения. Внимание ребенка ситуативно, он легко отвлекается от своего занятия на новый заинтересовавший его объект. Ребенок стремится исследовать со всех сторон игрушку или предмет, потрогать, повертеть, изучить все его свойства.

Необходимо помогать раскрыть свойства предметов, учить играть. М. И. Лисина описывает три ситуации взаимодействия ребенка со взрослым. В первой ситуации малышу предлагались игрушки, а взрослый наблюдал за игрой, не принимая участия в его манипуляциях. Ребенок очень быстро потерял интерес к игрушке. Во второй ситуации взрослый на глазах у ребенка сам играл с новой игрушкой. В этом случае ребенок, наблюдая за взрослым, был более активен. Сначала его предметная деятельность носила характер беспорядочного возбуждения, ребенок многократно повторял одно и то же действие, но интерес довольно быстро прошел и в этом случае. В третьей ситуации взрослый активно вовлекал ребенка в игру с новой игрушкой, был эмоционален, обращался к ребенку, стимулируя взаимодействие. В этом случае интерес ребенка оказался наиболее стойким, он стал подражать действиям взрослого. Вскоре взрослый оставил ребенка играть самостоятельно, и тот играл довольно долго.

Часто малыш, освоив некоторые игровые действия может «застревать» на них. Взрослый должен помочь расширить диапазон игровых возможностей. Играя с куклой, можно покормить, покачать, причесать, одеть, поговорить, пожалеть, похвалить ее. Кубик может быть и строительным блоком, перевозимым на грузовой машине для возведения башни, и кусочком еды на тарелке у куклы, и стулом, и кроваткой для небольшой игрушки. Если эмоционально окрасить действия, обогатить ролевыми моментами, ребенок начнет проявлять самостоятельность и увлеченность. Взрослый, играя с ребенком может постепенно сокращать свою активность, уступая инициативу малышу, тем самым стимулируя самостоятельность, уверенность в себе, фантазию.

В тех группах детского сада, где воспитатели организуют совместную игру детей, обучают доброжелательному взаимодействию, дети лучше знают друг друга, среди таких детей меньше конфликтов.

Ранний возраст – период исследования свойств предметов. Развитие двигательного аппарата стимулирует развитие речи и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно – психических процессов. По словам М. Монтессори, «каждое движение ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий мозга».

Примеры игр на координацию речи с движением:

Медведь

Как на горке снег, снег,

Дети стоят лицом в круг, в центре лежит «медведь». Дети медленно поднимают руки вверх.

И под горкой - снег, снег.

Медленно приседают и опускают руки.

И на елке – снег, снег.

Вновь встают и поднимают руки.

И под елкой – снег, снег.

Вновь приседают и опускают руки.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише … Не шуметь!

На цыпочках бегут по кругу. Держат руки на поясе.

Ладошки

Движения по тексту.

Подними ладошки выше

И сложи над головой.

Что же вышло?

Крыша вышла.

А под крышей мы с тобой.

Подними ладошки выше,

Поскорее помаши.

Что же вышло?

Птички вышли.

Птички очень хороши.

Подними ладошки выше,

Изогни скорей дугой.

Что же вышло?

Гуси вышли.

Вот один, а вот другой.

Для развития тактильного канала ребенка и мелкой моторики можно использовать тактильные карточки, тактильные мешочки, наполненные различными камушками, пуговицами, крупами, песком, а также шишки, каштаны, массажные мячики, ребристые карандаши.

Примеры игр:

Рисунок на спине.

Рисуем по тексту ладонью на спинке малыша:

«Жил-был медвежонок, который любил гулять по лесу. Однажды он пошел на прогулку. Шел сначала медленно, потом быстрее. Дорожка была ровная, а потом кривая, с резкими поворотами. Светило яркое солнце. Солнечные лучики нежно ласкали спинку медвежонка. Вдруг появились тучи, пошел дождь. Дождик закончился, появились большие лужи. Медвежонок смотрел в лужи и улыбался своему отражению».

Игра с кисточкой.

Гладим кисточкой по ручке малыша:

Вышла кисточка гулять.

Стала пальчики считать.

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять –

В домик спрятались опять

И решили рисовать.

Публикации по теме:

Детская ревность. Как помочь ребенку? Детская ревность - ситуация такая естественная и неизбежная в семье, где больше одного ребенка, что казалось бы, у родителей не должно возникать.

Как помочь малышу адаптироваться к детскому саду Поступление ребенка в детский сад вызывает, как правило, серьезную тревогу у родителей. Известно, что изменение социальной среды сказывается.

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду Адаптация – это процесс привыкания, организма к новым условиям. В течение этого периода детям нужно будет привыкнуть к: Незнакомым.

Как помочь ребенку начать говорить? Во- первых, с ребенком нужно организовать правильное общение, ограничить просмотр телевизора, особенно без речевых мультиков, таких как.

Как помочь ребенку стать увереннее? Прежде всего нужно понять причины неуверенности, осознать, а для этого проанализировать, в каких ситуациях она проявляется. Следует составить.

Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку» Уважаемые коллеги! Я предлагаю вашему вниманию данный материал в продолжении предложенной ранее программы работы по психолого-педагогическому.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку в адаптации» Поступление в детский сад – первое серьёзное испытание для малыша, его родителей и педагогов. Взрослые в семье переживают, волнуются, но.

Рекомендации для родителей «Как помочь застенчивому ребенку» Застенчивый ребенок Преодоление застенчивости у детей. Застенчивые дети выглядят удивительно похоже. Опущенная голова, сутулые плечи,.

Родительский лекторий «Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?» Цель. Помочь родителям разобраться в трудностях, которые испытывает их ребёнок в период адаптации к обучению в школе. Задачи: Познакомить.

Семинар-практикум «Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду» Тема: «Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду» Цель: выявить уровень педагогической компетенции родителей по адаптации детей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Как помочь ребенку раннего возраста адаптироваться в детском саду
Опубликовано: 30 апреля 2017 в 10:38
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как помочь ребенку раннего возраста адаптироваться в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Кардашина (УИ 217675) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД