Екатерина Прохорова
Консультация «Как помочь ребенку в автоматизации звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Автоматизация звуков
Как помочь ребенку в автоматизации звуков
Успешная работа по исправлению звукопроизношения зависит не только от квалификации учителя-логопеда и частоты логопедических занятий, главное - это автоматизировать звук в самостоятельной речи ребенка.
Занятия не принесут ника кого результата, если ребенок, выходя из логопедического кабинета, не пользуется в речи исправленным звуком, поэтому долг родителей - помочь ребенку следить за произношением вне детского сада.
Публикация «Консультация „Как помочь ребенку в автоматизации звуков“» размещена в разделах
Чаще обращайте внимание ребенка на то, чему он уже научился, что он умеет, стимулируйте пользоваться полученными навыками.
Как помочь малышу овладеть речью
Слова-синонимы - это слова, имеющие общее смысловое значение и отличающиеся друг от друга лишь какими-то дополнительными опенками.
Чаще всего эти слова не являются однокоренными.
Работа с синонимами очень важна, поскольку способствует не только систематизации словарного запаса, но и его обогащению и уточнению, то есть более глубокому и правильному пониманию смыслового значения слов.
Для лучшего усвоения данной темы нужно просить ребенка подбирать к заданному слову «похожие» по смысловому значению слова, стимулируя его вопросами: «Ты правильно сказал, что этот мальчик хороший, а как еще его можно назвать? (Добрый.) А еще?» (т. д.)
Подбирать синонимы нужно к возможно большему количеству слов. Взрослый называет «стержневое» слово, а ребенок - сходные по смысловому значению слова. Например: горячий ". (жаркий, знойный и т. д.); бояться (трусить, пугаться, опасаться, робеть и т. п.)
Существительные
Зимою холод, стужа и мороз.
Как думаешь, кто это нам принес?
Пришел к нам доктор, лекарь, врач,
А за болела птица - грач.
Обман, неправда и ложь –
Ты с этим не проживешь!
По сравненью с воробьем наш пеликан
Настоящий был гигант и великан.
Прилагательные
День пасмурный, унылый и дождливый –
Все мелкий дождик шел неторопливо.
День ясный, безоблачный, светлый, погожий,
На что-то хорошее очень похожий.
Был он смелым, храбрым и отважным,
Что для жизни нашей очень важно.
Глаголы
Спешить, торопиться не надо без толку.
Не надо и плакать, рыдать без умолку.
Ра ботать, трудиться –
Всегда пригодится.
Будешь торопиться и спешить –
Этим часто можно насмешить.
Наречия
Поступил он храбро, смело и отважно,
Хоть и чувствовал себя тогда неважно.
Поздней осенью ненастно и дождливо,
И становится нам грустно и тоскливо.
Разные части речи
Холодная, морозная, студеная зима,
И медленно, неспешно все тянется она.
Хорошие, славные были деньки.
Мы быстро, мгновенно надели коньки.
Непраздные вопросы
Умение понимать и отвечать на вопросы - один из важных шагов в освоении любого языка. Задавайте малышу вопросы о месторасположении предмета: «Где? Куда? Откуда? На чем?»; «Покажи, куда Лена положила куклу?»;
«Где лежат книги?» Важно понимание вопрос «Кому?» : «Кому мальчик дает морковку?»
Не обойтись без ответов на вопросы: «Что? Кого? У кого?»,
«Покажи, что рисует девочка? Кого везет мама? У кого в руках зайка?»
О чем говорим?
Ребенок должен уметь называть действия пред мета. Маме следует в игровой форме обсуждать с малышом сюжетные картинки, на которых люди совершают различные действия: «Покажи, где мальчик бежит, а где собачка сидит».
Можно «перевернуть» вопрос и спросить ребенка, кто совершает то или иное действие:
«Покажи, кто спит, кто сидит, а кто бежит»,
«Покажи, ка кой мальчик спит, а ка кой умывается».
Детей очень радуют подвижные речевые игры, когда им дают словесную инструкцию «Шагай» - «Стой!», учат различать утвердительные и отрицательные приказания с частицей не: «Прыгай»
- «Не прыгай»; «Пой» - «Не пой».
Полезно обогащать словарный запас, вводя близ кие по значению слова: подметает - чистит, моет - умывается, лежит - спит; противоположные по значению (сними - надень, застегни - расстегни).
Что, где?
Маме следует обучать кроху употреблению предлогов в, на, под, за, у, с. Не обойтись без соотнесения слов «один - мало - много - ни одного» с соответствующим количеством предметов; соотнесения слов большой, маленький, средний с размером предлагаемых предметов. Также нужно развивать умение различать вкус (сладкий, соленый, кислый).
Узнать и запомнить!
Поиграйте с малышом в игру на узнавание предмета:
- по назначению: «Покажи то, чем ты будешь чистить зубки»;
- по описанию: «Он круглый, красный, резиновый, прыгает высоко, катается по полу».
Учите различать существительные, сходные по звучанию и отличающиеся только одним звуком : бочка - точка, дом - ком, ла к - мак.
Поработайте над пониманием пространственных наречий (впереди - сзади, внизу - вверху, далеко - близко).
Дефицит общения со взрослым может значительно задержать развитие речи малыша. Чем больше мы будем разговаривать с ребенком в младенчестве, тем успешнее он будет учиться и общаться впоследствии.
Слова-антонимы
- это слова с противоположным смысловым значением.
Они могут принадлежать к разным частям речи:
- к именам существительным (зима - лето, жара - холод);
- к именам прилагательным (высокий - низкий, белый - черный);
- к глаголам (приходить - уходить, опускать - поднимать);
- к наречиям (далеко - близко, хорошо - плохо).
Все эти слова образуют антонимические пары. Умение подбирать антонимы свидетельствует о хорошей систематизированности словарного запаса и достаточно точном понимании ребенком смыслового значения слов.
В процессе работы над словами антонимами нужно добиваться того, чтобы ребенок запомнил как можно больше антонимических пар и научился быстро и безошибочно подбирать антонимы к заданным словам. Для достижения этой цели полезно использовать игру «Скажи наоборот», в ходе которой взрослый называет одно слово антонимической пары, а ребенок быстро произносит другое: быстро - (медленно, близко - ". (далеко, вход - ". (выход) и т. д.
Работая над систематизацией словаря, мы одновременно обогащаем и уточняем словарный запас ребенка в плане более точного понимания им смыслового значения слов, что очень важно.
Существительные
Летом бывает жара,
Зимою чаще холод.
Сытость бывает с утра,
К вечеру чувствуем голод.
Прилагательные
Дерево высокое, а кустик низкий,
Солнышко далекое, а берег близкий.
Реченька широкая, узкая тропинка,
Новое лукошко, старая корзинка.
Глаголы
Одни веселятся, другие грустят,
Одни говорят, а другие молчат.
Одни горько плачут, другие смеются.
То вещи теряются, то вдруг найдутся.
Наречия
Можно идти вперед
И возвращаться назад.
Лучше идти впереди,
Чем плестись позади.
Встало солнышко утром рано,
А к закату склонилось поздно.
Потемнела сразу поляна,
Но вдруг стало на небе звездно.
Слова-антонимы на все части речи:
Быстро бежит ручеек,
Медленно речка течет.
Позади темнеет лесок,
Впереди светлеет восток.