Светлана Зайнутдинова
Консультация «Как развить талант ребенка?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как развить талант ребенка?
Все ли дети талантливы?
Одна из основных особенностей талантливых детей – им присуща настоящая «жажда» знания. Психологи в таких случаях говорят о познавательной потребности – чем она сильнее выражена, тем больше вероятность выдающихся способностей. Доказано, что потребность в познании от природы присуща всем нормально развивающимся детям, почему же тогда одни вырастают одарёнными, а другие нет? Причина кроется в поведении родителей, которые нередко сами подавляют в своих чадах эту потребность. Примерно с 3х лет ребёнок входит в возраст «почемучек» – он начинает задавать множество вопросов о самых разных явлениях действительности. При этом вместо ответов взрослые порой грубо одёргивают «не мешай» «отстань, я занят (а)». В 2-3 года малыши ломают игрушки и вещи, чтобы посмотреть, что находится внутри, – не стоит этому препятствовать и, тем более, ругать, ведь таким способом они исследуют окружающий мир.
Публикация «Консультация „Как развить талант ребенка?“» размещена в разделах
Когда и как развивать талант?
Существуют возрастные периоды, которые наиболее благоприятны для развития определенных способностей. В это время дети становятся особенно чувствительными к тем или иным сторонам действительности. Например, в период овладения речью (с 1,5 года до 3х лет) ребёнок демонстрирует удивительную лингвистическую одарённость – он очень быстро запоминает слова и научается соединять их в грамматические конструкции, поэтому в таком возрасте дети могут с лёгкостью выучить два и более языков.
Также известно, что в возрасте до 3х лет ребёнок наиболее восприимчив к музыке. Соответственно, если Вы хотите развить у ребёнка музыкальные способности, нужно, чтобы в возрасте до трех лет он слышал музыку (те же колыбельные, желательно пробовал сам что-либо спеть. Такой благоприятный период существует для каждой, без исключения, способности. Кроме того, у всех многочисленных видов таланта – будь-то математика или футбол (исследования показывают или существует единая основа – высокие умственные способности, которые формируются с 3-4 до 7 лет. В этот период ребенок приобретает определенное направление: либо по пути одаренного ребенка, либо по пути обыкновенного, либо по пути, увы, неспособного. Это еще не фатально, но с каждым годом все определеннее.
Надо ли заставлять ребёнка учиться?
Весьма распространённая, к сожалению, ошибка родителей и учителей – внушать ребёнку, что учёба – это его долг, обязанность. Талантливый ребёнок отличается тем, что сам хочет учиться, его никто не заставляет, им движет потребность в познании. Он может увлекаться только каким-то одним из школьных предметов (с талантливыми детьми такое бывает часто, но зато уж в его изучении проявит необыкновенное усердие, самостоятельность и любопытство. Способности и таланты развиваются при одном обязательном условии – то, чем занимается ребёнок, должно ему нравиться, доставлять положительные эмоции. Никакие секции, кружки и другие дополнительные занятия не помогут пробудить талант, а то и помешают, если отсутствует искренний интерес к делу. Это, конечно, не означает, что обучение превращается в сплошное удовольствие или развлечение. Но чтобы в дальнейшем возник интерес к учёбе, её начало обязательно должно быть приятным, радостным. Если этого не произошло, и ребёнок не хочет учиться, требуется помощь психолога, чтобы сформировать у ребёнка познавательную мотивацию и изменить восприятие учёбы на более позитивное.
Что делать, если у ребёнка нет талантов?
Если Вам кажется, что у ребёнка нет никаких особых талантов, не спешите отчаиваться. Одарённость далеко не обязательно проявляется явно и в раннем возрасте. Вопреки одному из распространённых мифов, талантливые дети часто развиваются неравномерно. Есть множество случаев, когда признанные всеми гении плохо учились, а порой и считались чуть ли не умственно отсталыми, как это было, например с А. Эйнштейном. Случается, что родители и педагоги недооценивают ребёнка, поскольку некоторые одарённые дети не сразу обнаруживают свои способности. Ведь на развитие влияют множество факторов – отношения в семье, образовательная среда, мнение учителей и др.
Некоторые дети со «скрытой» одарённостью бывают рассеянными, погружёнными в свои фантазии. С другой стороны, те же самые симптомы характерны для ранних стадий психозов и неврозов. Поэтому чтобы точно понять, насколько талантлив Ваш ребёнок, необходима консультация психолога.