Галина Сотникова
Консультация «Как развивать любознательность ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Все дети от природы любопытны. От рождения им дано очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий мир. Но чтобы любознательность у малыша была созидательной, её нужно культивировать. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребёнка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. Если мы не научим ребенка мыслить в детском саду, то учить его этому в школе будет неэффективно, потому что ушел безвозвратно наиболее благоприятный период для развития мышления ребенка.
Публикация «Консультация „Как развивать любознательность ребёнка“» размещена в разделах
Как быть:
Много рассказывайте детям об увиденном, побуждайте детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов, делитесь воспоминаниями из своего детства.
Проводите с детьми целенаправленную работу по упорядочиванию их представлений о мире. Собственным примером демонстрируйте бережное, созидательное отношение к окружающим людям, к предметам.
Поддерживайте интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования.
Побуждайте детей задавать вопросы об окружающей действительности об интересующих объектах и явлениях.
Выводите детей на экскурсии для накопления непосредственных впечатлений.
Определите познавательные интересы, привязанности каждого ребенка и учитывайте их интересы и пожелания при планировании и проведении познавательно – развлекательных мероприятий.
В повседневной жизни предлагайте детям развивающие игры типа :
«Найди отличия», «Составь картинку», «Путаница», «Что было бы, если», «Какой игрушки не стало» и др.
Создавайте условия для самостоятельной познавательной деятельности. Например, создайте уголки экспериментирования, внесите песок и воду, создайте возможность для приготовления пищи. Внесите различные схемы, модели, карты, пиктограммы, позволяющие детям действовать самостоятельно.
В различных видах деятельности создавайте условия для более эффективного развития отдельных познавательных процессов. Например : развивать воображение в изобразительной деятельности и др.
Чутко слушайте ребёнка. Дети испытывают разочарование и досаду, если видят, что родителей не интересуют их мысли и чувства. В результате они делают вывод, что мысли у них глупые, а их самих никто не любит.
Если родители слушают ребёнка внимательно, это пробуждает у него чувство уверенности в себе.
Будьте для ребёнка примером. Пусть он поймёт, что вы тоже любите наблюдать окружающий мир, что обучение продолжается всю жизнь. Показывайте ему пример. Рассказывайте о своих наблюдениях. Ваш интерес к жизни будет лучшим образцом для подражания.
Не поощряйте стремление ребёнка часто смотреть телевизор. Это самый простой способ получить активное познание мира. Ребёнок начинает ждать, что все его вопросы разрешатся с помощью простых образов, без личного участия. Просмотр подряд всех телепередач не поможет ему быть активным участником познавательного процесса. Из-за просиживания перед телевизором ребёнок станет нелюбознательным. У него не будет желания делать собственные открытия. Поэтому старайтесь сами меньше сидеть у телевизора и усаживать рядом ребёнка. А если вы хотите чтобы ребёнок посмотрел какую-то конкретную передачу, смотрите вместе с ним.
Сдерживайте себя! Не стремитесь сделать за ребенка то, что он может сделать сам, не давайте готовых ответов на вопросы детей, побуждайте их думать, рассуждать, высказывать свои предположения. Пусть дети придумывают варианты решений разных ситуаций. Не забывайте при этом предоставлять детям право выбора.