Валентина Витальевна Самойлова
Как развивать речь ребенка при ее тяжелом нарушении
▼ Скачать + Заказать документы
Недостаточный запас речевых средств у детей с общим недоразвитием речи длительное время не позволяет им активно включатся в речевое общение. Так как речевое развитие ребенка проходит не только во время специально организованной деятельности, но и непосредственно при общении с родителями, то родители должны развивать его речь, владея определенными знаниями.
Публикация «Как развивать речь ребенка при ее тяжелом нарушении» размещена в разделах
Одно из направлений работы по развитию речи у детей - повторение за ребенком слов, словосочетаний, предложений. Основное назначение этого приема состоит в пропедевтике (пропедевтика - введение в какую либо науку). Повторяя за ребенком отдельные высказывания, взрослый готовит детей к усвоению и правильному воспроизведению слов со сложной слоговой структурой, к правильной связи слов в словосочетаниях и предложениях. Иными словами, ведет работу по предупреждению нарушений слоговой структуры, аграмматизма.
Данный прием включают в работу тогда, когда дети начинают пользоваться активной речью, т, е. могут ответить на вопрос одним словом, словосочетанием, предложением. При этом, однако, дети испытывают большие трудности и допускают различные искажения слов. Повторяя детский ответ, родители демонстрируют правильное произношение, обращают внимание детей на правильное структурное и грамматическое оформление слов и, если возможно выделяют особой интонацией то место в слове, которое ребенок произнес неправильно. Почему «если возможно»? Дело в том, что выделять интонацией можно ударный слог. Если необходимо акцент сделать на безударном слоге, то невольно на него переносится ударение. А перенос ударения является одной из характерных черт общего недоразвития речи. Поэтому акцентирование безударного слога родителем будет усугублять усвоение ребенком неправильного облика слова.
Например, родитель показывает картинку, на которой изображена курица, сидящая в гнезде на яйцах и спрашивает: «На чем сидит курица?» «На яйцех», — отвечает ребенок. Родитель повторяет слово в правильной грамматической форме, сильно утрируя окончание: на яйцах. Потом предлагает ребенку несколько раз повторить сначала одно это слово, затем — в предложении, но при этом требует от ребенка произносить его с сильным акцентом на последнем слоге. Ребенок так и усвоит это слово. «На яйцах», — перенеся ударение на конец слова,
Данный пример убедительно показывает, что акцентировать внимание детей на какой-то части слова надо умело и очень осторожно, чтобы не вызвать дополнительного нарушения произношения.
Далее нужное слово из детских ответов родители должны включить в словосочетание и предложение. Тем самым взрослый создает условия для прослушивания более сложных образцов речи, которыми дети будут пользоваться в дальнейшем. Например: «Слава, что ты мне принес?» «Пато» (пальто, — говорит ребенок. А родители используют его слово в предложении: «Слава принес пальто». А Настя, например, принесла «Субу» (шубу). Родители используют ее слово в предложении: «Настя принесла шубу».
Повторение ответа используется с целью упражнения детей в правильном произнесении слов, в формировании словосочетаний, предложений.
Предлагая ребенку повторить слово правильно, не следует требовать от него сильного акцентирования, если выделяемый слог безударный. Если ребенок не хочет повторять требуемое слово, не надо настаивать, так как это вызывает негативную реакцию, и ребенок в дальнейшем еще долго не станет пользоваться активной речью. В таком случае лучше еще раз повторить за ребенком то, что ему не удалось правильно произнести. Например, у Данила слово шапка не превращалось в слово шапку несколько недель: «Данил, что ты мне принес?» Или: «Что ты надеваешь на голову?» Данил отвечает: «Шапка». — «Данил принес (или надевает) шапку-у. Данил, скажи шапку-у». Данил, хитро улыбаясь, повторяет: «Шапка». Родители больше не настаивают на повторении. Они употребляет это слово еще несколько раз, но уже применительно к другой ситуации: «И Папа надел шапку. И мама надела шапку.
У детей с общим недоразвитием речи отсутствует внимание к речи, понижена регуляция и саморегуляция деятельности, поэтому родителям необходимо терпеливо и целенаправленно работать над развитием речи своего ребенка, знакомясь со спецификой работы по развитию речи детей с ОНР.
Литература
1. Винарская,Е. Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии. / Винарская,Е. Н. – М. : Просвещение, 1987.
2. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. / Под ред. С. С. Ляпидевского, В. И. Селиверстова. - М. : Просвещение, 1968.- 248с. Жукова, Е. М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии. / Жукова, Е. М. – М. : Медицина, 2001.