Получи документы

Как развивать эмоциональный интеллект дошкольников?

Вера Селезнева
Как развивать эмоциональный интеллект дошкольников?
▼ Скачать + Заказать документы

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект или EQ (от англ. Emotional Intelligence) – это способность распознавать, понимать и контролировать эмоции, как свои, так и других людей. Человек с развитым EQ понимает мотивы и намерения, желания окружающих и свои собственные, может контролировать эмоциональные проявления.

История науки о EQКак развивать эмоциональный интеллект дошкольников

Понятие «Emotional Intelligence» появилось в научной среде после одноимённой публикации Дж. Майера и П. Сэловея.

Публикация «Как развивать эмоциональный интеллект дошкольников?» размещена в разделах

В 1995 г. вышла книга-бестселлер Дэниела Гоулмана об эмоциональном интеллекте и его значении. С переводом этой книги наука EQ стала развиваться в России.

Сегодня развитие эмоционального интеллекта детей отмечено уже на государственном уровне. Общие положения ФГОС ДО содержат прямые указания на то, что содержание образовательной программы должно обеспечивать (в том числе) развитие социального и эмоционального интеллекта (п. 2.6).

Этапы становления EQ у детей

Точные возрастные рамки к данным этапам не установлены, но считается, что к старшему дошкольному возрасту ребёнок должен пройти их все.

Осознаёт собственные эмоции, а затем распознаёт эмоциональные проявления других людей.

Может воспринимать и идентифицировать эмоции по выражению лица, тону голоса и другим проявлениям: веселье, грусть, гнев и др.

Расширяется словарный запас, ребёнок способен описать некоторые чувства и состояния словами.

Начинает проявлять сочувствие, эмпатию: беспокоится, года кому-то рядом плохо, испытывает симпатию к более слабым существам – младшим детям, животным.

Появляется навык контроля над эмоциями : ребёнок знает, когда уместны эмоциональные проявления, а когда нет, учится сдерживать свои чувства.

Может выстроить причинно-следственные связи появления положительных или отрицательных эмоций у себя и окружающих.

Формируется осознание взаимосвязи между эмоциями и поведением.

Компоненты эмоционального интеллекта дошкольников

Составляющие EQ – это, по сути, путь, который ребёнок проходит от понимания эмоций к управлению ими. Классическая схема выглядит следующим образом:

Как развивать эмоциональный интеллект дошкольников

Основные принципы развития EQ

Внимание к желаниям и потребностям детей.

Создание атмосферы, способствующей проявлению эмоций.

Тренировка распознавания эмоций у себя и других на примерах.

Предотвращение и сглаживание конфликтов в группе.

Поощрение попыток детей справиться с негативными эмоциями.

Обучение различным способам снятия напряжения и управления эмоциями.

Содержание работы по развитию EQ в ДОО

Обеспечение комфортного, не перегруженного режима дня.

Двигательная нагрузка: физкультминутки, спортивные игры.

Телесно-ориентированные методы, психогимнастика.

Игротерапия: сюжетно-ролевые, коммуникативные и другие игры.

Арт-терапия: рисование, лепка, работа с природными материалами и др.

Сказкотерапия, игры-драматизации, образные игры, интерактивные беседы.

Применение наглядных пособий: изображений, видеосюжетов, схем и пр.

Программы по развитию эмоционального интеллекта детей

Существует ряд авторских программ по развитию EQ у дошкольников. Например:

Нгуен М. А. предлагает программу для педагогов, работающих со старшими дошкольниками. Программа рассчитана на 20 занятий в течение полугода. Цель: развитие ориентации дошкольника на роль и значимость других людей в его деятельности.

Структура каждого занятия включает:

чтение рассказа или стихотворения;

беседу по содержанию текста;

отбор картинок с эмоциональными состояниями людей, соответствующими эмоциональным состояниям и переживаниям персонажей рассказа или стихотворения;

проведение одной-двух игр.

Куракиной А. О. предложена модель психолого-педагогического сопровождения развития EQ у детей старшего дошкольного возраста. Программа ориентирована на педагогов-психологов в ДОО.

Диагностический блок программы включает:

методику Е. И. Изотовой «Эмоциональная идентификация»;

методику А. М. Щетининой «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей»;

диагностику способности ребенка к партнерскому диалогу А. М. Щетининой;

диагностический комплекс М. А. Нгуена.

Тренинг по этой программе состоит из трех блоков:

«Азбука эмоций» – знакомство детей с базовыми эмоциями.

«Эмоциональные стратегии межличностного взаимодействия» – формирование у детей навыков вербального и невербального продуктивного взаимодействия с окружающими.

«Хозяин своих чувств» – обучение детей эмоциональному проживанию игровой ситуации различного модального содержания (радостного, печального и т. д.).

Ежковой Н. С. разработана последовательная программа по эмоциональному развитию дошкольников для педагогов ДОО. Это – система педагогических средств, направленных на обогащение эмоционального опыта детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на уровне эмоциональной реактивности (кратковременных реакций на стимулы внешней среды) и эмоциональных состояний (относительно длительных проявлений).

Также автором разработан комплекс педагогических средств развития сферы эмоций и чувств : эмоционально-сенсорные, эмоционально-экспрессивные игры, когнитивные схемы эмоций и др.

Публикации по теме:

«Масленица-кривошейка, встречаем тебя хорошенько!» (эмоциональный фотоотчёт праздника)«Масленица-кривошейка, встречаем тебя хорошенько!» (эмоциональный фотоотчёт праздника) Вот и заканчивается зима, начинается весна. Дни становятся длиннее и светлее, яркое солнце светит на голубом небе. Весёлому русскому народному.

Интеллект-карта по итогам экскурсии на хлебозаводИнтеллект-карта по итогам экскурсии на хлебозавод Метод интеллект - карт в переводе с английского означает "карта ума". Интеллект - карта - простой и уникальный метод информации, с помощью.

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Интеллект-карта «Весна»Интеллект-карта «Весна» Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие.

Консультация для родителей «Что такое творческие способности и как их развивать у дошкольников?» Очевидно, что рассматриваемое нами понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность".

Консультация для родителей «Как развивать математические способности у дошкольников»Консультация для родителей «Как развивать математические способности у дошкольников» Математика-это не только умение хорошо считать,а развитие логического мышления,умение находить нестандартный выход. Развивать математические.

Консультация для родителей «Эмоциональный контакт с особым ребенком» Между ребенком и матерью с самых первых дней жизни формируется связь, неподдающаяся осязанию, между ними устанавливается тесный контакт,.

Применение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольниковПрименение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольников Интеллект-карты: один из методов организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста Актуальность.

Нужно ли развивать у дошкольников чувство юмора?Нужно ли развивать у дошкольников чувство юмора? Нужно ли развивать у дошколят чувство юмора? Не удивляйтесь, коллеги, снимку с новогодних праздников, нет, Новый год пока далеко за горами,.

Эмоциональный экран «Мое настроение сегодня»Эмоциональный экран «Мое настроение сегодня» Что такое эмоциональный экран и зачем он нужен детям в детском саду? Эмоциональный экран[/b] — это совокупность средств, позволяющих наглядно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как развивать эмоциональный интеллект дошкольников?
Опубликовано: 30 ноября 2021 в 20:12
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как развивать эмоциональный интеллект дошкольников?» (включая файлы) размещена пользователем Вера Селезнева (УИ 425173) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД