Вера Селезнева
Как развивать эмоциональный интеллект дошкольников?
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект или EQ (от англ. Emotional Intelligence) – это способность распознавать, понимать и контролировать эмоции, как свои, так и других людей. Человек с развитым EQ понимает мотивы и намерения, желания окружающих и свои собственные, может контролировать эмоциональные проявления.
История науки о EQКак развивать эмоциональный интеллект дошкольников
Понятие «Emotional Intelligence» появилось в научной среде после одноимённой публикации Дж. Майера и П. Сэловея.
Публикация «Как развивать эмоциональный интеллект дошкольников?» размещена в разделах
В 1995 г. вышла книга-бестселлер Дэниела Гоулмана об эмоциональном интеллекте и его значении. С переводом этой книги наука EQ стала развиваться в России.
Сегодня развитие эмоционального интеллекта детей отмечено уже на государственном уровне. Общие положения ФГОС ДО содержат прямые указания на то, что содержание образовательной программы должно обеспечивать (в том числе) развитие социального и эмоционального интеллекта (п. 2.6).
Этапы становления EQ у детей
Точные возрастные рамки к данным этапам не установлены, но считается, что к старшему дошкольному возрасту ребёнок должен пройти их все.
Осознаёт собственные эмоции, а затем распознаёт эмоциональные проявления других людей.
Может воспринимать и идентифицировать эмоции по выражению лица, тону голоса и другим проявлениям: веселье, грусть, гнев и др.
Расширяется словарный запас, ребёнок способен описать некоторые чувства и состояния словами.
Начинает проявлять сочувствие, эмпатию: беспокоится, года кому-то рядом плохо, испытывает симпатию к более слабым существам – младшим детям, животным.
Появляется навык контроля над эмоциями : ребёнок знает, когда уместны эмоциональные проявления, а когда нет, учится сдерживать свои чувства.
Может выстроить причинно-следственные связи появления положительных или отрицательных эмоций у себя и окружающих.
Формируется осознание взаимосвязи между эмоциями и поведением.
Компоненты эмоционального интеллекта дошкольников
Составляющие EQ – это, по сути, путь, который ребёнок проходит от понимания эмоций к управлению ими. Классическая схема выглядит следующим образом:
Как развивать эмоциональный интеллект дошкольников
Основные принципы развития EQ
Внимание к желаниям и потребностям детей.
Создание атмосферы, способствующей проявлению эмоций.
Тренировка распознавания эмоций у себя и других на примерах.
Предотвращение и сглаживание конфликтов в группе.
Поощрение попыток детей справиться с негативными эмоциями.
Обучение различным способам снятия напряжения и управления эмоциями.
Содержание работы по развитию EQ в ДОО
Обеспечение комфортного, не перегруженного режима дня.
Двигательная нагрузка: физкультминутки, спортивные игры.
Телесно-ориентированные методы, психогимнастика.
Игротерапия: сюжетно-ролевые, коммуникативные и другие игры.
Арт-терапия: рисование, лепка, работа с природными материалами и др.
Сказкотерапия, игры-драматизации, образные игры, интерактивные беседы.
Применение наглядных пособий: изображений, видеосюжетов, схем и пр.
Программы по развитию эмоционального интеллекта детей
Существует ряд авторских программ по развитию EQ у дошкольников. Например:
Нгуен М. А. предлагает программу для педагогов, работающих со старшими дошкольниками. Программа рассчитана на 20 занятий в течение полугода. Цель: развитие ориентации дошкольника на роль и значимость других людей в его деятельности.
Структура каждого занятия включает:
чтение рассказа или стихотворения;
беседу по содержанию текста;
отбор картинок с эмоциональными состояниями людей, соответствующими эмоциональным состояниям и переживаниям персонажей рассказа или стихотворения;
проведение одной-двух игр.
Куракиной А. О. предложена модель психолого-педагогического сопровождения развития EQ у детей старшего дошкольного возраста. Программа ориентирована на педагогов-психологов в ДОО.
Диагностический блок программы включает:
методику Е. И. Изотовой «Эмоциональная идентификация»;
методику А. М. Щетининой «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей»;
диагностику способности ребенка к партнерскому диалогу А. М. Щетининой;
диагностический комплекс М. А. Нгуена.
Тренинг по этой программе состоит из трех блоков:
«Азбука эмоций» – знакомство детей с базовыми эмоциями.
«Эмоциональные стратегии межличностного взаимодействия» – формирование у детей навыков вербального и невербального продуктивного взаимодействия с окружающими.
«Хозяин своих чувств» – обучение детей эмоциональному проживанию игровой ситуации различного модального содержания (радостного, печального и т. д.).
Ежковой Н. С. разработана последовательная программа по эмоциональному развитию дошкольников для педагогов ДОО. Это – система педагогических средств, направленных на обогащение эмоционального опыта детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на уровне эмоциональной реактивности (кратковременных реакций на стимулы внешней среды) и эмоциональных состояний (относительно длительных проявлений).
Также автором разработан комплекс педагогических средств развития сферы эмоций и чувств : эмоционально-сенсорные, эмоционально-экспрессивные игры, когнитивные схемы эмоций и др.