Приложение МААМ

Как сделать физкультурные занятия полезными и интересными.

Елена Бондаренко
Как сделать физкультурные занятия полезными и интересными.
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в эти годы закладываются основы его здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития.

Интерес к здоровью детей обусловлен всевозрастающей тенденцией к росту заболеваемости детей, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития.

Публикация «Как сделать физкультурные занятия полезными и интересными,» размещена в разделах

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии, каких - либо заболеваний, но и при условии гармонического нервно - психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем результаты исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60%, которая становится причиной роста функциональных (до 70%) и хронических (до 50%) заболеваний.

Более 20% детей имеют дефицит массы тела. Ведущим среди функциональных отклонений являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно - сосудистой системы, органов пищеварения; среди хронических патологий - болезни нервной, дыхательной, костно-мышечной, мочеполовой, а также аллергические заболевания. Большинство детей дошкольного возраста имеют различные нарушения в психофизическом развитии. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей ещё недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

Главным фактором укрепления и сохранения здоровья считаю систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях, в том числе дошкольных, призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью.

Двигательная активность - необходимое условие здоровья и всестороннего развития детей: посредством движения они познают окружающий мир, в движении находят выход своей неуемной энергии, фантазии: двигательная активность стимулирует эмоции, другие виды активности: движение - жизнь ребенка, его стихия. Поэтому очень важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

В ходе разнообразных по форме физкультурных занятий ребенок обучается основным видам движений, тренирует функциональные возможности своего организма, а педагог формирует у него интерес и потребность к двигательной деятельности. А такой интерес и потребность в движениях в дошкольном возрасте, возможно, сформировать только посредством проведения увлекательных физкультурных занятий, используя разнообразные приемы и средства физического воспитания.

Как сделать физкультурные занятия более интересными и доступными для детей? Известно: положительный эмоциональный настрой способствует боле быстрому усвоению любого материала. Включению в занятия по физическому воспитанию загадок, считалок, поговорок способствует развитию интереса к подражательным упражнениям, а также желанию представить в воображении и показать в движении услышанное: загадку оказывается, можно не только отгадать, но и показать!

Образно - игровые движения развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию и память. Они раскрывают понятные детям образы, формируют умение творчески передать характер и повадки изображаемого животного. Кроме того упражняясь в выполнении таких движений, дети развивают силу, ловкость, координацию движений, учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навык двигаться в заданном темпе и ритме. С учетом всего вышесказанного необходимо творчески подходить к организации занятий, заранее самому разучить подражательные движения, подготовить картинки с изображением зверушек, рассказать об их повадках, о том, где (в каких странах) они живут, подбирать фонограммы, которые дети должны имитировать, например кваканье лягушек, мяуканье кошки, рычание медведя и т. д.

При проведении занятий необходимо использовать положительную оценку, похвалу, поощрение. Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот обижает. Надо учитывать и настроение детей: если они пришли на занятия возбужденными, голос педагога должен быть негромким и спокойным, и наоборот, если дети грустные, то команды подаются четко, громко и веселым голосом.

На занятиях по физической культуре ситуации, требующие поддержки и одобрения взрослого, могут возникать чаще, чем на других занятиях, поскольку неточное выполнение движений вызывает у детей неуверенность, даже может привести к отказу выполнять какие - то упражнения. Поэтому необходимо, вовремя замечать старание ребенка, его личные достижения, способность преодолевать страх и неуверенность.

В процессе общения с детьми происходит не только передача знания, умения и навыков, но и внешней экспрессии, которая окрашивает, обогащает занятия, выступает важным условием, определяющим тип эмоционального регулирования коллектива детей. Наиболее существенным можно считать так называемый эффект эмоциональной заразительности.

Педагог должен постоянно следить за тем, чтобы все дети были вовлечены в работу, не уставали и не отвлекались. Поэтому каждое занятие должно включать процедуры, способствующие саморегуляции: упражнения на мышечную релаксацию (снижает уровень возбуждения, снимает напряжение, дыхательную и мимическую гимнастику (играет большую роль в формировании выразительной речи, попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствует межполушарному взаимодействию). Чтение потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности).

Важную роль в организации занятий играет личность педагога: он должен быть искренним, эмоционально открытым, артистичным, способным к импровизации, владеть навыками саморегуляции и релаксации, идеально выполнять предлагаемые детям упражнения, осуществлять творческий подход к детям. От педагога в большей степени зависит эмоциональный настрой на занятии, эффективность выполняемых упражнений.

В каждом занятии помимо новой информации нужно использовать материал на закрепление уже изученного. Дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки по многу раз, поэтому занятия с повторением знакомых сюжетов детям нравятся, а знания лучше запоминаются.

Так же, как и во всей педагогической работе, важно учитывать индивидуальные особенности детей. Индивидуальный подход должен помочь каждому развивать свои способности и проявить их в движениях, наиболее соответствующих возможностям ребенка. Необходимо создавать условия, чтобы не только слабые, но и сильные дети могли развивать свои качества дальше, не останавливаться на достигнутом уровне, направлять их энергию, крепнущие физические силы на овладения новыми движениями, на совершенствование имеющихся, а не сдерживать, опасаясь падений, травм и т. п.

Занятия по физической культуре должны доставлять радость ребенку, пробуждать интерес и способность к творческой активности, удовлетворять естественную биологическую потребность в движении.

Одним из факторов, способствующих уменьшению психической напряженности детей, является музыка. В водной части и во время выполнения ритмических движений музыкальное сопровождение повышает эмоциональный тонус, используется для развития внимания, чувства ритма ит. д. в конце занятия становится средством снятия возбуждения и усталости. На занятиях по физкультуре решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Отбор программного материала должен осуществляться педагогом с учетом возрастных особенностей детей. С целью развития и поддержания интереса детей к различным занятиям необходимо использовать разные формы физкультурных занятий, позаботиться о подборе физкультурного оборудования и пособий.

Рациональный подбор физкультурного оборудования, его обновление путем смены и чередования его деталей, внесение новых пособий, их перестановка

все это помогает реализовать содержание разных типов занятий (тренировочное, игровое, сюжетно - игровое, тематическое, классические, контрольно - проверочное).

В процессе физкультурного занятия важно, чтобы каждый ребенок испытывал чувство "мышечной радости", что возможно тогда, когда физическая нагрузка соответствует функциональным возможностям.

Одним из основных условий проведения занятий является обеспечение дифференцированного подхода. Советую распределять детей на две подгруппы с учетом трех основных критериев: состояния здоровья, уровня физической подготовки в целом и двигательную активность в частности.

Двигательная активность детей дошкольного возраста зависит от физической подготовленности, состояния здоровья, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, от уровня организации двигательного режима и постановки физического воспитания в условиях детского сада. Результат физического развития детей зависит, прежде всего, от профессиональной подготовки педагога, его педагогических знаний и нетрадиционных методов работы, а также от оптимизации двигательного режима. В детском саду должны присутствовать все условия для обеспечения достаточного уровня двигательной активности на занятиях и прогулке : оборудованный спортивный зал, спортивная площадка на территории детского сада, различные спортивные тренажеры, групповые спортивные уголки, спортивный инвентарь.

Все это способствует усвоению возрастной программы, обеспечивает оптимальный объем физической нагрузки и высокий уровень двигательной активности, а также помогает сделать физкультурное занятие полезным и интересным.

ЛИТЕРАТУРА

1. "Физическое воспитание и развитие дошкольников" под редакцией С. О. Филипповой, Москва "Издательский центр "Академия" - 2007г.

2. "Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ (практическое пособие)", автор - составитель О. Н. Моргунова, Воронеж - 2007г.

3. "Движение день за днем", М. А. Рунова, "Линка - Пресс" Москва, 2007г

Публикации по теме:

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Все мы любим физкультуру! Все мы любим физкультуру! Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как сделать физкультурные занятия полезными и интересными.
Опубликовано: 13 марта 2013 в 15:30
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как сделать физкультурные занятия полезными и интересными.» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бондаренко (УИ 83821) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД