Лучший педагог года

Календарно-тематическое планирование для детей 4–5 лет по развитию речи

Кудрявцева Маргарита
Календарно-тематическое планирование для детей 4–5 лет по развитию речи

Образовательная область «Речевое развитие»

Вид организованной образовательной деятельности: Развитие речи

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. На появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка.

Публикация «Календарно-тематическое планирование для детей 4–5 лет по развитию речи» размещена в разделах

Цель: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Задачи

образовательной деятельности Содержание

образовательной деятельности

1) Развитие словаря :

обогащение словаря: вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии, глаголы, трудовые действия. Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета, время суток, характеризовать состояние и настроение людей;

активизация словаря: закреплять у детей умения использовать в речи существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов, прилагательные, обозначающие свойства предметов, наиболее употребительные глаголы, наречия и предлоги; употреблять существительные с обобщающим значением.

2) Звуковая культура речи :

закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и со-норных звуков. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Про-водить работу по развитию фонематического слуха: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

3) Грамматический строй речи :

продолжать формировать у детей умение правильно согласовывать слова в предложении. Совершенствовать умения: правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах; правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных; употреблять формы повелительного наклонения глаголов; использовать простые сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; правильно понимать и употреблять предлоги с пространственным значением (в, под, между, около); правильно образовывать названия предметов посуды.

4) Связная речь:

продолжать совершенствовать диалогическую речь детей. Закреплять у детей умение поддерживать беседу: задавать вопросы по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, правильно по форме и содержанию отвечать на вопросы. Поддерживать стремление детей рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях; пересказывать небольшие сказки и рассказы, знакомые детям и вновь прочитанные; составлять по образцу небольшие рассказы о предмете, игрушке, по содержанию сюжетной картины. Воспитывать культуру общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, детей по группе. Использовать формулы речевого этикета при ответе по телефону, при вступлении в разговор с не-знакомыми людьми, при встрече гостей. Развивать коммуникативно-речевые умения у детей (умение вступить, поддержать и завершить общение).

5) Подготовка детей к обучению грамоте :

продолжать знакомить с терминами "слово", "звук" практически, учить пони-мать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности звучания (короткие и длинные). Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов, определять и изолированно про-износить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком;

выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно. 1) Развитие словаря :

педагог формирует у детей умение использовать в речи названия предметов и материалов, из которых они изготовлены; названия живых существ и сред их обитания, некоторые трудовые процессы; слова, обозначающие части предметов, объектов и явлений природы, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов, явлений; употреблять слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения, а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки; слова извинения, участия, эмоционального сочувствия.

2) Звуковая культура речи :

педагог помогает детям овладеть правильным произношением звуков родного языка и словопроизношением, развивает у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, закрепляет у детей умения правильно произносить свистящие и шипящие звуки; четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова; формирует умения говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы, выразительно читать стихи, регули-руя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания стихотворения.

3) Грамматический строй речи :

педагог формирует у детей умение использовать полные, распространенные простые с однородными членами и сложноподчиненные предложения для передачи временных, пространственных, причинно-следственных связей; правильно употреблять суффиксы и приставки при словообразовании; использовать систему окончаний существительных, прилагательных, глаголов для оформления речевого высказывания.

4) Связная речь:

педагог развивает у детей связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, обучает детей использовать вопросы поискового характера ("Почему?", "Зачем?", "Для чего?"); составлять описательные рассказ из 5 - 6 предложений о предметах и повествовательные рассказы из личного опыта; использовать элементарные формы объяснительной речи;

педагог развивает у детей речевое творчество, умения сочинять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам; составлять описательные загадки об игрушках, объектах природы; поддерживает инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; формирует умение использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи;

педагог развивает у детей умения использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой, поддерживает стремление детей задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи, развивает умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам;

педагог помогает детям осваивать умения вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы других детей, использовать разные типы реплик, рассказывать о событиях, приглашать к деятельности; адекватно реагировать на эмоциональное состояние собеседника речевым высказыванием. Педагог формирует у детей умение участвовать в коллективном разговоре, поддерживая общую беседу, не перебивая собеседников, использовать средства интонационной речевой выразительности, эле-менты объяснительной речи при разрешении конфликтов, закрепляет у детей умения использовать в речи вариативные формы приветствия; прощания; обращения к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарности, обиды, жалобы, формирует у детей навыки обращаться к сверстнику по имени, к взрослому - по имени и отчеству.

5) Подготовка детей к обучению грамоте :

педагог закрепляет у детей умение понимать термины "слово", "звук", использовать их в речи; формирует представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими; формирует умение сравнивать слова по протяженности; помогает детям осваивать начальные умения звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук.

«Подготовка детей к обучению грамоте» интегрируется в «Развитие речи»

Режим реализации программы

Общее количество организованной образовательной деятельности (ООД) в год Периодичность

организованной образовательной деятельности (ООД) Длительность

организованной образовательной деятельности (ООД) Форма организации организованной образовательной деятельности (ООД)

18 1 раз в две недели 20 минут групповая

Тематическое планирование

№ п/п Программное содержание Количество

образовательных

ситуаций

(часов)

1 Беседа 2

2 Звуковая культура речи 9

3 Обучение рассказыванию:

Составление рассказов об игрушках 2

Составление рассказов по картине 5

Итого 18

Календарно-тематическое планирование

Плановые сроки похождения Организованная образовательная деятельность

Тема занятий

Программные задачи Методическое обеспечение

1 Беседа с детьми «Надо ли учиться говорить?» Помочь детям понять, чем они будут заниматься на занятиях по развитию речи, для чего нужно учиться говорить правильно. В. В. Гербова Занятия по развитию в средней группе.

Занятие № 1, стр. 25

2 Звуковая культура речи : звук с и сь Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в правильном, отчетливом его произношении (в словах, фразовой речи). В. В. Гербова

Занятия по развитию речи в средней группе.

Занятие № 2, стр. 26

3 Обучение расска-зыванию: «Наша неваляшка» Учить детей, следуя плану рассматривания иг-рушки, рассказывать о ней при минимальной по-мощи педагога. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи в средней группе.

Занятие № 3, стр. 28

4 Звуковая культура речи : звуки з и зь Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками з и зь. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи в средней группе.

Занятие № 6, стр. 32

5 Звуковая культура речи : звук ц Упражнять детей упражнять в произношении звука Ц (изолированного, в слогах, в словах). Совершенствовать интонационную выразитель-ность речи. Учить различать слова, начинающие-ся со звука Ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи в средней группе.

Занятие № 10, стр. 38

6 Составление рас-сказа об игрушке

Развивать умение составлять последовательный рассказ об игрушке. Упражнять детей в умении образовывать слова по анологии. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи в средней группе.

Занятие 12, стр. 44

7 Обучение расска-зыванию по кар-тине «Вот это сне-говик!» Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информа-ции; закреплять умение придумывать название картины. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи в средней группе.

Занятие № 15, стр. 51

8 Звуковая культура речи : звук ш Показать детям артикуляцию звука ш, учить чет-ко произносить звук (изолированно, в слогах, словах); различать слова со звуком ш. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи в средней группе.

Занятие № 16, стр. 52

9 Звуковая культура речи : звук ж Упражнять детей в правильном и четком произ-ношении звука ж (изолированного, в звукопод-ражательных словах); в умении определять слова со звуком ж. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи в средней группе.

Занятие 18, стр. 55

10 Обучение расска-зыванию по кар-тине «Зима. Игры на свежем воздухе» Учить детей рассматривать картину и рассказы-вать о ней в определенной последовательно-сти; учить придумывать название картины. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи в средней группе.

Занятие № 19, стр. 58

11 Звуковая культура речи : звук ч Объяснить детям, как правильно произносится звук ч, упражнять в произнесении звука (изоли-рованно, в словах, стихах, развивать фонемати-ческий слух детей. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи в средней группе.

Занятие 22, стр. 61

12 Составление рас-сказов по картине «На поляне» Помогать детям рассматривать и описывать кар-тину в определенной последовательности.

Продолжать учить придумывать название карти-ны. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи в средней группе.

Занятие 23. Стр. 63

13 Урок вежливости Рассказать детям о том, как принято встречать гостей, как и что лучше показать гостю, чтобы он не заскучал. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи в средней группе.

Занятие 24, стр. 64

14 Звуковая культура речи : звуки щ - ч Упражнять в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ – ч. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи в средней группе.

Занятие №26, с. 69

15 Составление рас-сказов по картине «Одуванчики» Закреплять умение детей придерживаться опре-деленной последовательности, составляя рассказ по картине; придумывать название картине. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи в средней группе.

Занятие № 28, стр. 72

16 Звуковая культура: звуки л, ль Упражнять детей в четком произнесении звука л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Со-вершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками л, ль. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи в средней группе.

Занятие №30, с. 74

17 Работа с картиной – матрицей и раз-даточными картин-ками (Обучение рассказыванию) Учить создавать картину и рассказывать о её со-держании, развивать творческое мышление. В. В. Гербова

Занятия по развитию речи в средней группе.

Занятие №31, с. 76

18 Звуковая культура речи : звуки р, рь Упражнять детей в четком и правильном произ-несении звука р (изолированно, в чистоговорках, словах). В. В. Гербова

Занятия по развитию речи в средней группе.

Занятие № 34, стр. 81

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование «Час двигательного творчества» для детей 5–7 летКалендарно-тематическое планирование «Час двигательного творчества» для детей 5–7 лет Цель: - формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, используя здоровье сберегающие технологии Задачи: - организовать.

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ Коррекционно – развивающая работа проводится по двум блокам: Содержание первого блока направлено на познавательное и речевое развитие в.

Календарно-тематическое планирование кружка по развитию речи Тема Задачи Сентябрь 1. «До свидания, лето!» Уточнить и расширить знания детей о времени года «лето». Учить детей составлять связный рассказ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Календарно-тематическое планирование для детей 4–5 лет по развитию речи
Опубликовано: 26 мая 2024 в 08:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Календарно-тематическое планирование для детей 4–5 лет по развитию речи» (включая файлы) размещена пользователем Кудрявцева Маргарита в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 июня. День наблюдения за облаками. Передвижка «Облака»

Сегодняшний праздник посвящен созерцанию облаков. Научим дошкольников разбираться в облаках, а главное, замечать красоту, которая нас окружает.

19 июня. Международный день прогулки. Передвижка «Лето. Наблюдения на прогулке»

Гулять летом может быть не только приятно, но и увлекательно. Откройте перед ребенком летний мир, полный чудес и удивительных открытий.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД