Галина Рупп
Календарно-тематический план на 2019–2020 учебный год «Волшебный мир природы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Календарно-тематический план на 2019-2020 учебный год
«Волшебный мир природы» в подготовительной группе
Октябрь
1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: Учить на ощупь определять температуру твёрдых предметов (металлические, стеклянные – холоднее; деревянные, пластмассовые, резиновые – теплее). Оборудование: мешочек из плотной ткани, мелкие предметы из разных материалов.
2. Опыт «Смешиваем воду»
Публикация «Календарно-тематический план на 2019–2020 учебный год „Волшебный мир природы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: Учить смешивать горячую и холодную воду, чтобы получить тёплую. Формировать навыки безопасного обращения с горячей и холодной водой. Оборудование: две миски (с горячей и холодной водой, пустая миска; мерный стакан.
Ноябрь
Опыт «Узнаем, какая глина»
Цель: Познакомить детей со свойствами глины: размокает, мнётся, бьётся.
Оборудование: кусочки глины, миски с водой, поднос.
Чтение: «Глиняная сказка», «Глиняный парень»
Цель: Расширять представления о свойствах глины. Учить воспринимать и осознавать образное содержание сказки, понимать и оценивать характеры героев. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказкам для оформления книжки-самоделки. Оборудование: текст сказки, детская энциклопедия; листы бумаги, цветные карандаши.
1. Итоговое занятие «Удивительное превращение глины»
Цель: Расширять представления о глине как о природном материале, познакомить со способами добычи глины в природе. Дать представления о гончарном деле, приобщать к народному декоративно-прикладному искусству. Закреплять представления о свойствах и качествах глины. Оборудование: мультимедийная установка. Презентация «Удивительное превращение глины»; иллюстрации с изображением мест добычи глины; рисунки-схемы свойств глины. Глина, посуда, игрушки, из глины; для детей: кусочки глины, дощечки.
Декабрь
1. Опыт «Что в пакете?»
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий. Оборудование: полиэтиленовые пакеты; детская энциклопедия.
2. Чтение: «Как воздух заболел»
Цель: Расширять представления о свойствах воздуха. Формировать желание заботиться о природе (не загрязнять воздух, заботиться о его чистоте). Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки. Оборудование: текст сказки; детская энциклопедия; листы бумаги, цветные карандаши.
Январь
1. Опыт «Песчаный конус»
Цель: Дать представление о том, что песок – сыпучее вещество и состоит из мельчайших камушков, движение песка похоже на течение. Оборудование: пластиковые бутылочки, поднос, сухой песок, воронки, песочные часы.
Чтение: «Сказка про песок и солнечный свет»
Цель: Обогащать представления о свойствах песка. Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, понимать и оценивать характеры героев. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки. Оборудование: текст сказки, детская энциклопедия, листы бумаги, цветные карандаши.
2 .Итоговое занятие «Песочные чудеса в природе»
Цель: Расширять представления детей о свойствах песка, его особенностях в природных условиях (дюны, барханы в пустыне). Познакомить с обитателями песчаных пустынь, путём эксперимента показать приспособляемость животных к жизни в пустыне. Познакомить со способами изготовления цветного песка. Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Пустыня и её обитатели», тарелочки с песком, цветные мелки, прозрачная ёмкость, мелкие тёрки, рисунки-схемы свойств песка.
Февраль
1. Рассказ воспитателя «Камни в природе Кузбасса»
Цель: Познакомить детей с разнообразием камней в природе, их свойствами и особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам. Оборудование: коллекция разнообразных камней, иллюстрации, лупы, детская энциклопедия.
Опыт «Почему говорят: крепкий, как камень?»
Цель: Дать представление о том, что камни твёрдые, прочные, крепкие; учить сравнивать качества и свойства камня с другими предметами. Оборудование: тарелочки для экспериментирования, по 2 камня, деревянные палочки, кусочки глины.
2. Опыт «Камень тяжёлый»
Цель: Дать представление о том, что камни тяжёлые; научить определять вес предметов (тяжёлые предметы быстрее падают, тонут в воде). Оборудование: перышки, камни, стаканы с водой.
3. Опыт «Сравнение свойств камней»
Цель: Познакомить детей с углём, мрамором, мелом; сравнить их свойства; рассказать об использовании их человеком. Оборудование: кусочки угля, мрамора, мела, деревянные палочки, миски с водой, листы бумаги.
Март
1. Наблюдение «Гори-гори ясно!»
Цель: Дать представление о том, что Солнце – самая близкая к нам звезда, имеет форму шара, является источником тепла и света. Развивать любознательность, мышление, умение вести диалог с педагогом, интерес к художественному слову.
Опыт «Путешествие лучика».
Цель: Познакомить со свойствами света: движется, проходит сквозь предметы, неосязаем, нет формы. Оборудование: фонарик, рамки в виде разных форм, стекло; у детей фонарики, разные предметы.
2. Чтение: «Сказка про лучик»
Цель: Дать представления о значении солнечного света для всего живого. Учить понимать тему, образное содержание и идею сказки. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки. Оборудование: текст сказки, листы бумаги, краски, кисти, вода.
3. Итоговое занятие «Приключения лучика»
Цель: Закреплять представления о свойствах света. Подвести детей к пониманию того, что освещённость предметов зависит от силы источника и удалённости от него. Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта. Оборудование: фильмоскоп, ёмкость с водой, лист чёрной бумаги с отверстием 3-5 мм, зеркало, рисунки-схемы свойств света, карточки-схемы проведённых опытов.
Апрель
1. Ситуация общения «Вода – помощница»
Цель: Обогащать представления детей об использовании воды, формировать навыки бережного отношения и рационального пользования. Оборудование: иллюстрации по теме, книга К. Чуковского «Мойдодыр», детская энциклопедия.
Опыт «Узнаем, какая вода»
Цель: Дать представления о свойствах воды (имеет вес, льётся, её качествах (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса). Оборудование: две одинаковые баночки, закрытые крышками (одна пустая, другая с чистой водой); для детей баночки с водой, пластиковые стаканчики, набор мелких предметов.
1. Чтение: И. Урядова «Сказка о воде», «Сказка о воде, самом чудесном чуде на земле»
Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Учить понимать образное содержание и идею сказки. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки. Оборудование: текст сказки, плакат круговорота воды в природе, листы бумаги, краски, кисти, вода.
Май
1. Наблюдение «Здравствуй, ветер»
Цель: Познакомить с ветром как свойством воздуха. Учить делать выводы на основе личных впечатлений. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, интерес к художественному слову. Оборудование: флюгер.
Опыт «Как появляется ветер»
Цель: Дать представления о том, что ветер – это движение воздуха. Учить определять направление пламени свечи. Подвести к пониманию причины возникновения ветра (когда двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух). Оборудование: приоткрытая дверь на улицу, зажженные свечи: одна внизу, вторая наверху.
1. Чтение: «Сказка о ветре и цветке»
Цель: Познакомить с полезными и разрушительными свойствами ветра. Учить эмоционально воспринимать и понимать образное содержание произведение и идею сказки. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки. Оборудование: текст сказки, листы бумаги, цветные карандаши.
Игры-забавы с ветром
Цель: Расширять представления о свойствах и возможностях ветра. Оборудование: воздушные змеи, вертушки, различные веера, флажки, ленты, султанчики.
План работы с родителями
Октябрь
Консультация «Как знакомить дошкольников с неживой природой?»
Ноябрь
Рекомендации «Как провести опыты с песком, глиной, камнями и водой?»
Декабрь
Родительское собрание «Экологическое воспитание в семье»
Январь
Консультация-агитация «Сохраним воду чистой»
Февраль
Рекомендации «Воздух в вашей квартире»
Март
Акция «Спасти и сохранить»
Апрель
Консультация «Солнце доброе и злое»
Май
Оформление стенгазеты «Юные знатоки природы». Итоговое родительское собрание «Представление результатов экологического проекта детей
Литература
1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М. : 2003.
2. Лаптева Г. В. Развивающие прогулки для детей. Программа для детского сада и не только. – СПб. : 2010.
3. Николаева С. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : 2002.
4. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. 2000. № 7. С. 58–63.
5. Рыжова Н. А. Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни» — М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005.