Татьяна Карпина
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
. ОПИСАНИЕ ИГР, ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ, ЗАДАНИЙ
1. Игра «Цветные бусы»
Цель: развивать умение ориентироваться на цвет, как признак предмета, выделять и называть шесть цветов.
Описание: Кукла приносит коробку с цветными бусинками, предлагает рассмотреть, назвать цвет, потом показывает ниточки разного цвета, раздает их детям, и предлагает собрать бусы такого же цвета как нитка.
Материалы : бусинки сделаны из соленого теста, покрашены и налачены, ниточки. Кукла, коробка.
2. Игра «Самолеты»
Публикация «Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Цель: развивать умение группировать предметы по цвету, выделять длину, как признак, отражать в речи.
Описание: По команде воспитателя «Полетели красные самолеты, желтые …» дети выполняют игровые действия. Усложнение: самолеты летят по дорожкам разной длины. Обсуждение: по какой дорожке прилетят быстрее и почему?
Материалы : самолетики разных цветов – разложенные на стульях, дорожки разной длины.
3. Игра «Сложи листок»
Цель: развивать умение соотносить целое и части, называть цвета.
Описание: Листья желтого и зеленого цвета разрезаны на 4 части. Дети отбирают части по цвету, затем из них составляют листья.
Материалы : - конверты с разрезанными листьями двух цветов.
4. Игра «Сделай из фигур домик»
Цель: развивать умение сравнивать предметы по величине, уточнять пространственные представления, различать и называть круг, квадрат, треугольник.
Описание: Воспитатель предлагает детям стать строителями, чтоб построить дачный поселок. Каждый будет работать отдельно, делает дом, какой хочет. Сажает возле дома елку, любимый цветочек. Дети «строят» из геометрических фигур. Воспитатель спрашивает: «Что выше? Что ниже? С какой стороны елка?
Материалы : наборы плоскостных геометрических фигур разного цвета и размера.
Игра «Пузырь»
Цель: развивать умение выделять размер, пользоваться словами: большой - маленький, увеличился - уменьшился.
Описание: Дети с воспитателем образуют круг. «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой и не лопайся» Пузырь сначала увеличился, стал большой, а потом уменьшился. Стал маленький.
Материал : ---
5. Игра «Магазин»
Цель: развивать умение группировать предметы по признаку цвета, формы, правильно называть геометрические фигуры и цвета.
Описание: Воспитатель берет на себя роль продавца, и предлагает детям купить печенье (геометрические фигуры - разного цвета и размера). Дети должны назвать, какое «Печенье» они хотят купить. Когда все печенье будет распродано, воспитатель предлагает угостить им куклу (все квадратное, мишку (все круглое, зайчика (все желтое) и т. д.
Материалы : геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) разного цвета и размера, кукла, мишка, зайчик.
Игровое упражнение со счетными палочками
Цель: развивать мелкую моторику рук, комбинаторные способности.
Описание: Игрушки дарят детям счетные палочки и предлагают сделать квадраты и треугольники; Достают ниточки, и предлагают сделать круги.
Материал : Нитки цветные шерстяные, Счетные палочки цветные
6. Игра «Воздушные шары».
Цель: развивать умение выделять и называть цвет, форму, качество предмета, определять размер нитки.
Описание: Воспитатель рассказывает о ежике. Детей превращает в «ежат». «Ежики» выбирают себе шар, играют с ним осторожно, обследуют, потом рассказывают о нем. «Ежики с красными шарами бегут ко мне» и т. д., игра продолжается столько, сколько хотят дети.
Материалы : маски ежей, воздушные разноцветные шары с различной длиной нити.
7. Игра «Что нам привез Мишутка»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве (далеко - близко, впереди – сзади).
Описание: Вместе с воспитателем и Мишкой дети путешествуют по волшебной дорожке (далеко и близко) и расселяют домашних животных в «домики» близко, а диких – в лес далеко. Останавливаясь, по пути определяют, где лес впереди или сзади, а где остался домик?
Материалы : игрушка Мишка, машина, карточки с изображением диких и домашних животных, «Волшебная дорожка».
8. Игра «Найди такой же».
Цель: развивать умение различать, называть геометрические фигуры; устанавливать соответствия между двумя группами предметов.
Описание: Дети находят по заданию зайчика шкатулки (с волшебными картинками). Замок каждой шкатулки имеет определенную геометрическую форму.
Из геометрических фигур дети подбирают к шкатулкам нужный ключик и открывают.
Найдя в них карточки, рассматривают, из каких фигур составлено изображение и на что похоже?
Материалы : две шкатулки, набор из 3 геометрических фигур, карточки, игрушка зайчика
9. Игра «Найди листик»
Цель: развивать умение различать правую и левую руку; правую и левую стороны тела; определять направление от себя.
Описание: Дети рассматривают картинки с осенними пейзажами, отличающиеся 3-4 признаками, ищут эти отличия. Играют с листьями (желтыми и зелеными, перекладывая в правую и левую руку. По сигналу «ветер» листья разлетаются. Затем меняют листья в правой и левой руках, листья прячут за спину, вытягивают руки с листьями вперед, поднимают вверх. Игра повторяется 2-3 раза. Потом собирают листья из частей.
Материалы : картинки для сравнения, конверты с разрезанными листьями. (желтого и зеленого цвета)
10. Игра «Разноцветные фонарики
Цель: развивать умение, соотносить действия с частями суток.
Описание: Приплыл кораблик и на нем много фонариков. Дети рассматривают фонарики. Воспитатель предлагает «зажечь» их и спрашивает когда «зажигают» фонарики (ночью и вечером, когда темно? Воспитатель показывает иллюстрации временных отрезков (утро, вечер, день, ночь, и дети решают, нужно ли им «зажигать» фонарики и почему.
Материалы : пластмассовый кораблик, разноцветные фонарики, иллюстрации с изображением временных отрезков.
Загадки
Цель: упражнять детей в умении отгадывать загадки, выделять основные признаки частей суток.
Описание: Воспитатель загадывает загадки о частях суток.
Материалы :
1. На траву роса ложится,
Ну а нам пора вставать,
На зарядку становиться,
Чтобы лучше день начать. (утро)
2. Мы уже зеваем сладко,
Тени тут и там снуют,
Чистим зубы для порядка
И готовимся ко сну. (вечер)
3. Звезды пляшут и резвятся,
Шепчут что-то фонари.
Чудеса ребятам снятся,
Чтоб продлиться до зари. (ночь)
4. Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень.
Что за время суток? (день)
11. Игра «Подбери по цвету»
Цель: развивать умение выделять и называть шесть цветов спектра.
Описание: Воспитатель показывает детям коврик из разноцветных клеток, показывает игрушки разного цвета. Дети определяют, на какой клетке спрячутся игрушки так, чтобы их было не видно.
Материалы : разноцветный коврик, игрушки разного цвета.
12. Игра «Украсим сарафан»
Цель: развивать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов.
Описание: Воспитатель предлагает детям украсить сарафан для Маши красными и синими цветами по верхнему и нижнему краю. Красных и синих цветов должно быть одинаково, потом прибавлять по одному, убирать по одному и задавать вопросы.
Материалы : сарафан большой и маленькие сарафаны, набор цветов (красных и синих)
Подвижная игра «Птицы»
Цель: развивать умение сравнивать количество предметов в двух группах (столько - сколько, поровну, больше, меньше).
Описание: Детям предлагается поиграть в подвижную игру «Птицы». У каждой «птички» свое «гнездышко». Сколько гнездышек, столько и птичек. Птички вылетают, песни поют, но внезапно налетел ветер, начался дождь. Птички спрятались в гнездышки. Дети сравнивают количество гнездышек и птичек, рассуждают чего больше, меньше, поровну.
Материалы : обручи, маски птиц.
13. Игра «Чем это может быть»
Цель: закреплять название геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал)
Описание: Воспитатель приносит «чудесный мешочек» с предметами (лоскут ткани, палочку, шарик, и т. д.). Дети рассматривают предметы и решают, чем они могут быть. Достают геометрически фигуры, рассказывают о них и расселяют их в домики с разными окошечками. Воспитатель показывает фигуры, а дети решают, в каком домике они живут
Материалы : набор предметов разной формы, набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал)
Игра «Зеркало»
Цель: развивать умение сравнивать по ширине и высоте, использовать слова (шире - уже, выше - ниже).
Описание: дети образуют круг, воспитатель - «зеркало». Воспитатель предлагает повторять движения за ней. Раздвигая руки в стороны говорит: «шире, шире - широко, уже, уже - узко, выше, выше - высоко, ниже, ниже - низко». Сравнивают у кого шире, у кого уже, у кого ниже, у кого выше.
Материалы :--- Зеркало (для разговора об его свойстве - отражать, модели размера и пространства (рассматривание, проговаривание - до начала игры)
14. Игра «Что сначала, что потом»
Цель: развивать умение выделять последовательные связи, устанавливать их в играх.
Описание: дети увидели разбросанные картинки : мальчик, дядя, дедушка, цыпленок, яйцо, курица, иллюстрации к сказкам «Репка», «Теремок», «Колобок». Дети раскладывают картинки по порядку, объясняют последовательность.
Материалы : картинки (мальчик, дядя, дедушка, цыпленок, яйцо, курица) иллюстрации к сказкам.
15. Игра «Помоги достать»
Цель: развивать умение сравнивать предметы контрастных размеров по высоте, отражать в речи результаты сравнения, употребляя название фигур, их цвет.
Описание: Дети сравнивают шкафы по высоте, достают таблицы со шкафов, рассматривают, выявляют закономерности, называют фигуры, продолжают ряды.
Материалы : таблицы и геометрические фигуры.
16. Игра «У кого хвост длиннее»
Цель: развивать умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по длине и ширине.
Описание: Приходят звери и спорят, у кого длиннее хвост. Воспитатель и дети помогают сравнивать по длине и ширине. Можно сравнить длину ушей. Потом звери покупают пуговицы к своей одежде, столько пуговиц, сколько петель.
Материалы : игрушки (зайцы, лисы, обезьяны, медведи, пуговицы,
Игра с мячом «Что длиннее»
Цель: развивать умение сравнивать предметы по длине.
Описание: В игре с мячом дети образуют круг, воспитатель стоит в центре, он катит мяч одному из детей, начинает фразу: «Сапоги длинные, а ботинки….» Ребенок, взяв мяч, отвечает «короткие» - и катит мяч воспитателю.
Гольфы длинные, а носки (короткие)
Платье длинное, а юбка… (короткая)
Шорты короткие, а брюки …
У футболки рукава короткие, а у рубашки …
Материалы : мяч.
17. Игра «Наш день»
Цель: развивать умение соотносить действия с частями суток.
Описание: Воспитатель с помощью куклы производит действия, по которым дети определяют части суток, потом воспитатель показывает картинки, и дети определяют в какое время суток это происходит.
Материалы : кукла, картинки
«Назови пропущенное слово»
Цель: развивать ориентировку во времени, умение называть временные отрезки (утро, вечер, день, ночь)
Описание: Дети образуют круг, воспитатель катит одному из детей мяч.
Начинает предложение, пропуская названия частей суток:
- Мы завтракаем утром, а обедаем…
Дети называют пропущенное слово
- Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой …
Материалы : мяч.
18. Игра «Гости на елке»
Цель: развивать умение устанавливать соответствия между множествами, сосчитывать предметы.
Описание: На елку пригласили гостей, поставили 3 стула. Дети сосчитывают их определяют количество приглашенных. Воспитатель ставит 4 игрушки и выясняет с детьми: сколько пришло гостей? Сколько ожидали? На сколько больше пришло? Устанавливаем соответствие между множествами, используя в речи числительные по 3, по 4, выражения: столько, сколько, поровну, больше, меньше, одинаково. Рассаживаем гостей на стулья, раздаем маски, снежинки, хлопушки, конфеты.
Материалы : игрушечная елка, мягкие игрушки, стулья, снежинки, конфеты, хлопушки.
19. Игра «Справа как слева»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, формировать представление о симметрии.
Описание: медвежонок забыл дорисовать рисунки, и дети дорисовывают, потом идут домой по лабиринтам.
Материалы : картинки с половинным изображением предметов, фломастеры, лабиринты.
20. Игра «Три медведя»
Цель: развивать умение сравнивать и упорядочивать предметы по величине.
Описание: Сравнивать медведей, ложки, стулья, кровати. Каждому медведю подобрать нужную мебель.
Материалы : силуэты трех медведей, комплекты игрушек (или картинок) трех размеров.
21. Игра «Волшебные дорожки»
Цель: развивать умение выделять основные признаки предметов : цвет, форму, величину, группировать по двум признакам.
Описание: Дети собирают незаконченные бусы и идут в гости к Даше и Маше по дорожкам. Вдоль дорожек раскладывают камешки, фигуры одного цвета с дорожкой, по форме соответствующие эмблеме дорожки.
Материалы : набор кругов – бусинок разного цвета и размера, карточки с изображением бус, панно с дорожками, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)
22. Игра «Домики и дорожки»
Цель: умение называть геометрические тела (куб и призма - «крыша», различать предметы по длине.
Описание: К детям приходят гости: Еж, Заяц, Утка и просят построить для каждого домик из кубов и призм. Они любят ходить друг к другу в гости, надо выбрать для них дорожки. Дети поясняют, какая дорожка нужна (длинная или короткая? По какой дорожке идти дальше, по какой ближе и почему?
Материалы : игрушки, кубы и призмы (мягкий модуль, дорожки.
Игра со счетными палочками.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев и комбинаторские способности.
Описание: Игрушки дарят детям счетные палочки, просят из них построить домики.
Материалы : Счетные палочки.
23. Игра «Математические загадки»
Цель: развивать умение классифицировать множество по двум основаниям (цвет и форма, размер и форма).
Описание: медвежонок приносит «Чудесный мешочек» и загадывает загадки. Дети отгадывают и узнают, что в мешочке, определяют на ощупь. Раскладывают в обручи по двум признакам: все маленькие и синие, все большие и треугольные и т. д.
Материалы : «Чудесный мешочек», набор геометрических фигур, загадки.
1. Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (круг)
2. Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно
Получился бы (овал)
3. Три вершины,
Три угла,
Три сторонки,
Вот и я (треугольник)
4. Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура-
Ты, конечно, с ней знаком (прямоугольник)
5. Кубик в краску окуни
Приложи и подними.
Вася 10 раз так сделал-
Отпечатались они (квадраты)
24. Игра «Прокати до ворот»
Цель: развивать умение различать шар и куб призму (крышу); анализировать предметы.
Описание: Дети слушают стихи про шар и куб, достают из мешочка на ощупь (шар, куб, призму «крыша»). Детям предлагается катить шары и кубы по дорожкам, в ворота. Выясняют, что лучше катится. Почему?
Материалы : Шары, кубики, призмы, дорожки (длинные, короткие, воротца (высокие, низкие, «чудесный» мешочек, стихи.
1. Принес нам ящик почтальон-
Посылка мне и брату.
Ящик - куб, в нем 6 сторон,
Все стороны квадраты…
(Куб)
2. Удар! Удар! Еще удар!
Летит в ворота мячик – ШАР!
А это- шар арбузный
Зеленый, круглый, вкусный.
Вглядитесь лучше – шар, каков!
Он сделан из одних кругов.
Разрежьте на круги арбуз
И их попробуйте на вкус.
(Шар)
25. Игра «Волшебное дерево»
Цель: развивать умение группировать предметы по цвету, фигуры - по форме, составлять из частей целое.
Описание: Приходит Медвежонок, предлагает украсить дерево : «Чем можно украсить?». Дети вешают на дерево листья (желтые, зеленые, красные, большие и маленькие, предметы разного цвета, размера, формы, определяют левую и правую сторону. Под деревом находят игрушку цыпленка и составляют силуэт из имеющихся фигур.
Материалы : плоское изображение предметов и геометрических фигур разного цвета, величины, формы; наборы геометрических фигур.
26. Игра «Чего не хватает»
Цель: развивать умение различать правую и левую руку, направление: от себя - к себе, вверх- вниз, направо - налево, впереди- сзади, развивать умение сравнивать, обобщать.
Описание: Воспитатель предлагает поиграть с флажками (белого, синего цвета). Дети берут флажки в правую и левую руку, меняют флажки в правой и левой руках. Прячут за спину, вытягивают вперед, вверх. Потом воспитатель показывает таблицы, в которых необходимо найти пропущенное изображение флажков. Воспитатель с детьми выясняет закономерность порядка изображения предметов. Называют соответствующую картинку.
Материалы : флажки 2 цветов, карточки – таблицы
Игра «Достань из мешочка»
Цель: развивать умение различать правую и левую руку, закреплять счетные умения.
Описание: Воспитатель предлагает ребенку достать из мешочка 2-5 игрушки, дает задание: возьми в левую руку 2 матрешки а в правую 1 машинку; возьми в правую руку 3 орешка, а в левую 1 шишку и т. д. Если ребенок выполнил не верно, то игрушки возвращаются в мешочек.
Материалы : мешочек, набор игрушек.
27. Игра «Медвежата.»
Цель: умение воспроизводить последовательность чисел натурального ряда в игровой ситуации.
Описание: Воспитатель приносит фланелеграф, на нем картинка речки и 5 медвежат, предлагает поиграть.
Один медвежонок идет купаться к речке,
Один медвежонок резвится на берегу.
Еще один прибежал,
«Хочу с тобой!» - сказал.
И вот вам результат
Два медвежонка…и т. д.
Дети повторяют вместе с воспитателем – до 5 медвежат.
Материалы : фланелеграф, картинка речки и 5 медвежат.
Игра со счетными палочками.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев и комбинаторские способности.
Описание: Воспитатель предлагает детям «посадить» деревья для мишек, чтоб они могли отдохнуть в тени.
Материалы : счетные палочки
28. Игра «Что изменилось»
Цель: различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, развивать мелкую моторику.
Описание: Воспитатель предлагает детям рассмотреть фигуры расположенные на фланелеграфе и запомнить их расположение. Затем просит детей закрыть глаза, а сам в это время убирает одну фигуру. Открыв глаза, дети говорят, что изменилось. Игра повторяется несколько раз, но теперь фигуру прячут по очереди дети.
Материалы : набор геометрических фигур.
Игра со счетными палочками
Цель: развивать мелкую моторику пальцев и воображение.
Описание: Воспитатель предлагает детям из палочек сделать то, что захотят.
Материалы : счетные палочки.
29. Игровое упражнение «Когда это бывает»
Цель: различать части суток, пользуясь цветовыми моделями.
Описание: медвежонок приносит цветную модель частей суток. Дети подбирают картинки и стрелкой указывают, когда это бывает
Материалы : модель частей суток, картинки.
Загадки
Цель: развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, ориентируясь на существенные признаки.
Описание: медвежонок загадывает загадки о частях суток.
Материалы :
1. Вот проснулось в небе солнце,
Заглянуло к нам в оконце.
Петушок горланит мудро,
Возвещая: Это!
(Утро)
2. Стало за окном темнеть,
Птицы стали тише петь.
Убирать игрушки нужно,
Мама всех зовет на ужин.
Когда это бывает?
(Вечер)
3. На дворе темным темно,
Месяц смотрит к нам в окно.
Спят в кроватках сын и дочка-
Значит наступила…
(Ночка)
4. Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень
Что за время суток?
(День)
30. Игра «Закрой двери в домиках»
Цель: развивать умение сравнивать предметы по ширине.
Описание: Детям раздаются домики с прорезью для двери, и они подбирают «двери».
Материалы : домики, двери разной ширины (прямоугольники)
Игра «Составь предмет»
Цель: развивать умение составлять силуэт предмета из отдельных частей (геометрических фигур)
Описание: Воспитатель предлагает детям отдохнуть на ковре. Там лежат различные геометрические фигуры. Из них предлагается построить игрушки, стоящие на столе (домик, елку, грузовую машину, снеговика). Возможно объединение составных частей силуэтов в единый сюжет: «Дом в лесу», «Улица» и др.
Материалы : игрушки, (домик, елка, грузовая машина, снеговик, геометрические фигуры
31. Игра «Геометрическое лото»
Цель: развивать умение находить предметы с заданными свойствами.
Описание: Детям раздают карточки с геометрическим фигурами. Воспитатель показывает фигуру, дети ищут и накладывают на свою карточку так, чтобы фигура совпадала с нарисованной.
Материалы : карточки с изображением геометрических фигур, набор геометрических фигур.
Игра «Продолжи ряд»
Цель: развивать логическое мышление, составлять ряд предметов с учетом определенной закономерности, умение называть форму предметов и деталей.
Описание: Воспитатель вместе с детьми рассматривает 1 таблицу, предлагает назвать предметы, их форму, обращает внимание на порядок расположения предметов. Спрашивает, какую картину надо расположить следующей и почему. Дети по очереди подходят к таблице, раскладывают картинки с учетом заданной закономерности (продолжают ряд). Дети вместе с воспитателем рассматривают 2 таблицу. Потом дети работают самостоятельно за столами составляют такой же ряд из геометрических фигур.
Материалы : 2 таблицы, геометрические фигуры
32. Игра «Кто быстрее пройдет свой лабиринт»
Цель: развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
Описание: детям предлагаются лабиринты, они карандашом показывают путь прохождения.
Материалы : лабиринты, карандаши.
Пальчиковая игра «Котята»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, умение присчитывать предметы по одному к исходному количеству - до 5.
Описание: «Сложите пальцы в кулак. Читайте стихотворение и отгибайте по одному пальцу. Пальцы - это котята».
Материалы : текст
Один котенок пьет молоко.
Оно такое вкусное, что идет еще один котенок.
Два котенка пьют молоко.
Оно такое вкусное, что идет еще один котенок и т. д.