Милана Монгуш
Картотека игр по технологии ТРИЗ для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В средней группе используется большое количество картинок, игрушек, цифры, буквы.
Игра «Раньше - позже»
(со средней группы) Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию.
Ход игры
Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого
или, что будет после.
Например:
Ведущий: Мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет позже?
Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой-либо ответ
ребенка (мама кормила свою дочку) .
И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого-то из
Публикация «Картотека игр по технологии ТРИЗ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Младшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
детей попросить рассказать последовательность событий.
Игра «Что можно сказать о предмете, если там есть.?»
(со средней группы)
Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части и давать
характеристику объекту по одной части.
Ход игры
Ведущий называет какую-либо составляющую, а ребенок должен дать
характеристику объекту.
Например:
- Что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью?
(птица, животное или насекомое, днем спит, а днем добывает себе пищу) .
- Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова? (это
может быть добрый человек, книга со стихами, открытка) .
- Что можно сказать об объекте, в котором есть сор?
(это неубранный дом, улица, специальный бак для мусора) .
Игры на формирование умения выделять функции объекта
«Что умеет делать»
(проводится с середины 2 младшей группы)
Правила игры: Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки.
Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается сего
помощью.
Ход игры:
Воспитатель: Что может слон?
Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит
грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже
таскает
Игры на формирование умения выделять функции объекта
«Дразнилка»
(проводится с середины средней группы)
Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию
вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.
Ход игры:
Воспитатель: Кошка.
Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка …
Воспитатель: Собака.
Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.
Игры на формирование умения выделять функции объекта
«Мои друзья»
(проводится с начала средней группы)
Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или
кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира).
Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.
Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.
Ведущий ребенок.
Ход игры: Дети выбирают объекты природного мира.
Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро
бегать ( животные: лиса, волк).
Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы,
животные и др.).
Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки
(животные, птицы, ветер и т. д.).Игры на определение линии развития объекта
«Чем был – тем стал»
(проводится с начала средней группы)
Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты
материального мира, в которых эти материалы присутствуют …
Ход игры: При уточнении понятия относительности размера
Воспитатель: Это было маленьким, а стало большим.
Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.
Воспитатель: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?
Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.
Игры на определение линии развития объекта «Раньше – позже»
(проводится со 2 младшей группы)
Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что
было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.
Ход игры:
Воспитатель: посмотрите, какая медведя сделана берлога?
Дети: Большая, крепкая, добротная.
Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?
Дети: Ее не было, росли деревья.
Воспитатель: Правильно, а еще раньше?
Дети: Росли маленькие ростки.
Воспитатель: А еще раньше?
Дети: Семечки в земле.
Воспитатель: А что будет с берлогой потом?
Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.
Игры на выявление под системных связей
«Где живет?»
(проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней
группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой
природы. дети называют среду обитания живых объектов.
Ход игры:
Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!
Воспитатель: Где живет медведь?
Дети: В лесу, зоопарке.
Воспитатель: А еще?
Дети: В мультиках, в книжках.
Воспитатель: Где живет собака?
Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть
собаки, живущие на улице – бродячие.
Игра на определение под системных связей объектов.
«Что можно сказать о предмете, если там есть…»
(проводится с середины средней группы)
Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок
должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.
Ход игры:
Воспитатель: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с
присосками?
Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах.
Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»?
Дети: Кошка, котенок.
Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта. «Хорошо – плохо»
(проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого
определяются положительные и отрицательные свойства.
Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо –
почему?» - идут по цепочке.
Ход игры:
Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?
Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.
Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?
Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.
Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.
«Волшебный светофор»
(проводится с начала средней группы) Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему
объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом
рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть
(лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением животного.
Воспитатель: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете
части животного.
Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является
животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего
оно или какую пользу приносит.
Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой
теме, в том числе и по теме «Животные».
Воспитатель: Если я подниму круг красного цвета – вы будете называть те
объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета,
вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг –
определите, частью чего является сюжет картины (природный мир. домашние,
дикие животные).
Воспитатель: Заяц (поднимает зеленый кружок). Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким
животным. Он живет в лесу.
Воспитатель: Поднимает красный кружок.
Дети: У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос, шерстка.
Воспитатель: Почему заяц меняет шубку зимой?
Дети: Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.
Воспитатель: поднимает желтый кружок.
Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он
нужен для того, чтобы в лесу жили животные и было красиво.
Игры на сравнение систем
«На что похоже»
(проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие
на него. Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по
назначению (по функции, по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и
будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу.
Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать
предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.
Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты
похожи.
Воспитатель: На что похожа колючка ежика?
Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т. д.
Игры на сравнение систем
«Давай поменяемся»
(проводится с середины средней группы) Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой
объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен
функциями между детьми, загадавших объект.
Ход игры:
Р1: Я – слон. Я могу обливаться водой из хобота.
Р2: Я- еж. Я могу сворачиваться клубком.
Р3: Я – заяц. Я могу быстро скакать.
Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота.
Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц
сворачиваться клубком.
Игры на сравнение систем
«Теремок»
(проводится со средней группы) Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один
ребенок выполняет роль едущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в
«Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его
предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми
словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»
Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в
теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок,
если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть
по функции (по назначению предмета, по составным частям, по
местонахождению или видовой принадлежности.
Ход игры: Похожести у объектов живого мира.
Дети: Тук-тук. Кто в теремочке живет?
Ведущий: Это я, лиса. А ты кто?
Дети: А я волк, пусти меня к себе!
Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.
Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы.
Туловище, голова,2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой
природе. Мы живые, поэтому дышим и т. д.
Различия у объектов живого мира Дети: Тук-тук. Я заяц. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!
Ведущий: Это я – белка. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой
отличаемся.
Дети: Заяц немного больше белки. У нас разный окрас (белка рыженькая, а
заяц – зимой белый, а летом – серый, у нас разное питание (белка питается
орешками, грибами сухими, а зайчик – травкой, корой деревьев, морковкой);
белка живет на дереве в дупле, а заяц бегает по земле.
Игры на сравнение систем
«Найди друзей»
(проводится с середины средней группы)
Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети
говорят, кто или что выполняет эту же функцию.
Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, или группой при
фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать
после того, как дети ознакомятся с понятием «функция».
Ход игры:
Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту
функцию?
Дети: Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд.
Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать?
Дети: Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь.
Игра «Фантазия»
Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие
предметы.
Ход: Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем
их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).
- все учебники
- все спички
- ручки
- ластики.
Игра «Волшебные картинки»
Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими
ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
Ход: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту
музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда
музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам
предметы, образы животных, людей и т. д.
Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.
Игра на классификацию объекта
«Все в мире перепуталось»
(проводится со 2 младшей группы).
Примечание: Для игры используется «модель мира», которая на первом этапа
ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира. С
постепенным усвоением количество частей мира увеличивается. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. В игру можно играть как
подгруппой, так и группой. Ведущий просит объяснить, почему предмет
определили именно в эту часть мира, а затем воспитатель обобщает.
Во 2 младшей группе воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям
предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют
местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект
относится к природному или рукотворному миру.
Правила игры со средней группой:
Ведущий игры – воспитатель (в конце года – ребенок) показывает картинку с
объектом. Играющие определяют, к какому миру относится. Если объект
относится к рукотворному миру, то требуется определить к какой
функциональной группе он относится (одежда, мебель, посуда, обувь,
транспорт, игрушки и т. д.)
Примечание: Расширение этой части модели мира происходит постепенно с
расширением представлений детей об окружающем мире. В этом возрасте
появляются новые разделы в секторе рукотворного мира и в секторе
природного мира (воздух, вода, земля).
Ход игры:
Воспитатель: На картинке – собака. К какому миру принадлежит7Дети: К природному.
Воспитатель: Где живет собака? Где обитает?
Дети: Собака живет у человека в доме, может у дома, в будке; на земле.
Воспитатель: Значит, картинку можно поместить в сектор «земля».
Воспитатель: На картинке – бобер. К какому миру он относится?
Дети: К природному.
Воспитатель: Где живет бобер? Где обитает?
Дети: Бобер живет и на земле и в воде.
Воспитатель: Значит, картинку можно поместить и в сектор «вода», и сектор
«земля». Но где больше всего обитает бобер? Вспомните сказки о бобре.
Дети: Больше всего в воде. Туда поместим картинку.
Универсальные системные игры
Игра «Числовая да-нет ка»
(со 2 младшей группы)
Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.
Ход:1. На доске чертим горизонтальную ось с цифрами.
2. Ведущий говорит: Я задумала число до 10 (20, а вы должны отгадать его.
3. Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет».
Но детей сначала надо научить задавать вопросы.
Дети должны делить числовую ось всегда пополам, т. е. находить цифру и
спрашивать: - Это число больше 5? Меньше 5?
Затем дети делят следующую половину пополам и спрашивают:
- Это больше 3? Меньше3?
Снова делят часть:
- Это крайняя цифра? Первая? В середине?
Игра Пространственная «да – нет ка»
(с игрушками, геометрическими формами)
Цель: обучение мыслительному действию.
Ход:
1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами.
На стол выставляется 5(10,20) игрушек.
Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от
машины (машинка стоит посередине).
2. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные
картинки.
Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.
Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.
Дети: Это справа (слева) от середины?
Затем дети делят лист по горизонтали:
- Это ближе 9дальше) от меня?
Это слева (справа) от телевизора?
Это в верхней половине? (нижней половине)
В средней группе используется большое количество картинок, игрушек, цифры,
буквы.
Игра «Да-нет ка» по неизвестному слову.
(в старшей и подготовительной группе) Цель: научить работать с недостатком данных, классифицировать предметы,
производить мыслительные действия.
Ход: Детям предлагается незнакомое по звучанию слово из словаря.
Дети задают вопросы по схеме (аналогично «да-нет ке» на загаданное слово).
Слова: торбаса (обувь, вигвам, острец (сорняк, студия, бандарь, цевница…
Игра «Один – много»
Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей.
Закреплять понятие «один – много»
Ход: - Ребята, сколько у меня расчесок? (одна).
-Чего в расческе много? (зубчиков)
Аналогично: -коробка стол
-книга дерево
-ковер дом
-клубок цветок
-морковь дом
Игра «Где живет (работает?»
(со 2 младшей группы)
Цель: научить определять разные места обитания объекта, искать объекты,
выполнять те же самые функции.
Ход: Ведущий называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно
встретить и что он там делает.
Ведущий: Тигр.
Дети: В джунглях живет, в зоопарке, на этикетке нарисован для красоты, в
мультфильме для радости.
- Болтик. (В велосипеде, машине. Он скрепляет все между собой.)