МААМ-картинки

Картотека игр по технологии ТРИЗ для детей 3–4 лет

Милана Монгуш
Картотека игр по технологии ТРИЗ для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы

В средней группе используется большое количество картинок, игрушек, цифры, буквы.

Игра «Раньше - позже»

(со средней группы) Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию.

Ход игры

Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого

или, что будет после.

Например:

Ведущий: Мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет позже?

Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой-либо ответ

ребенка (мама кормила свою дочку) .

И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого-то из

Публикация «Картотека игр по технологии ТРИЗ для детей 3–4 лет» размещена в разделах

детей попросить рассказать последовательность событий.

Игра «Что можно сказать о предмете, если там есть.?»

(со средней группы)

Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части и давать

характеристику объекту по одной части.

Ход игры

Ведущий называет какую-либо составляющую, а ребенок должен дать

характеристику объекту.

Например:

- Что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью?

(птица, животное или насекомое, днем спит, а днем добывает себе пищу) .

- Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова? (это

может быть добрый человек, книга со стихами, открытка) .

- Что можно сказать об объекте, в котором есть сор?

(это неубранный дом, улица, специальный бак для мусора) .

Игры на формирование умения выделять функции объекта

«Что умеет делать»

(проводится с середины 2 младшей группы)

Правила игры: Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки.

Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается сего

помощью.

Ход игры:

Воспитатель: Что может слон?

Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит

грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже

таскает

Игры на формирование умения выделять функции объекта

«Дразнилка»

(проводится с середины средней группы)

Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию

вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.

Ход игры:

Воспитатель: Кошка.

Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка …

Воспитатель: Собака.

Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.

Игры на формирование умения выделять функции объекта

«Мои друзья»

(проводится с начала средней группы)

Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или

кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира).

Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.

Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.

Ведущий ребенок.

Ход игры: Дети выбирают объекты природного мира.

Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро

бегать ( животные: лиса, волк).

Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы,

животные и др.).

Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки

(животные, птицы, ветер и т. д.).Игры на определение линии развития объекта

«Чем был – тем стал»

(проводится с начала средней группы)

Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты

материального мира, в которых эти материалы присутствуют …

Ход игры: При уточнении понятия относительности размера

Воспитатель: Это было маленьким, а стало большим.

Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.

Воспитатель: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?

Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.

Игры на определение линии развития объекта «Раньше – позже»

(проводится со 2 младшей группы)

Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что

было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.

Ход игры:

Воспитатель: посмотрите, какая медведя сделана берлога?

Дети: Большая, крепкая, добротная.

Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?

Дети: Ее не было, росли деревья.

Воспитатель: Правильно, а еще раньше?

Дети: Росли маленькие ростки.

Воспитатель: А еще раньше?

Дети: Семечки в земле.

Воспитатель: А что будет с берлогой потом?

Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.

Игры на выявление под системных связей

«Где живет?»

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней

группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой

природы. дети называют среду обитания живых объектов.

Ход игры:

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!

Воспитатель: Где живет медведь?

Дети: В лесу, зоопарке.

Воспитатель: А еще?

Дети: В мультиках, в книжках.

Воспитатель: Где живет собака?

Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть

собаки, живущие на улице – бродячие.

Игра на определение под системных связей объектов.

«Что можно сказать о предмете, если там есть…»

(проводится с середины средней группы)

Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок

должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.

Ход игры:

Воспитатель: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с

присосками?

Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах.

Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»?

Дети: Кошка, котенок.

Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта. «Хорошо – плохо»

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого

определяются положительные и отрицательные свойства.

Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо –

почему?» - идут по цепочке.

Ход игры:

Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?

Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.

Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?

Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.

Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.

«Волшебный светофор»

(проводится с начала средней группы) Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему

объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом

рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть

(лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением животного.

Воспитатель: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете

части животного.

Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является

животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего

оно или какую пользу приносит.

Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой

теме, в том числе и по теме «Животные».

Воспитатель: Если я подниму круг красного цвета – вы будете называть те

объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета,

вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг –

определите, частью чего является сюжет картины (природный мир. домашние,

дикие животные).

Воспитатель: Заяц (поднимает зеленый кружок). Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким

животным. Он живет в лесу.

Воспитатель: Поднимает красный кружок.

Дети: У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос, шерстка.

Воспитатель: Почему заяц меняет шубку зимой?

Дети: Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.

Воспитатель: поднимает желтый кружок.

Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он

нужен для того, чтобы в лесу жили животные и было красиво.

Игры на сравнение систем

«На что похоже»

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие

на него. Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по

назначению (по функции, по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и

будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу.

Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать

предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты

похожи.

Воспитатель: На что похожа колючка ежика?

Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т. д.

Игры на сравнение систем

«Давай поменяемся»

(проводится с середины средней группы) Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой

объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен

функциями между детьми, загадавших объект.

Ход игры:

Р1: Я – слон. Я могу обливаться водой из хобота.

Р2: Я- еж. Я могу сворачиваться клубком.

Р3: Я – заяц. Я могу быстро скакать.

Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота.

Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц

сворачиваться клубком.

Игры на сравнение систем

«Теремок»

(проводится со средней группы) Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один

ребенок выполняет роль едущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в

«Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его

предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми

словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»

Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в

теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок,

если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть

по функции (по назначению предмета, по составным частям, по

местонахождению или видовой принадлежности.

Ход игры: Похожести у объектов живого мира.

Дети: Тук-тук. Кто в теремочке живет?

Ведущий: Это я, лиса. А ты кто?

Дети: А я волк, пусти меня к себе!

Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.

Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы.

Туловище, голова,2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой

природе. Мы живые, поэтому дышим и т. д.

Различия у объектов живого мира Дети: Тук-тук. Я заяц. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!

Ведущий: Это я – белка. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой

отличаемся.

Дети: Заяц немного больше белки. У нас разный окрас (белка рыженькая, а

заяц – зимой белый, а летом – серый, у нас разное питание (белка питается

орешками, грибами сухими, а зайчик – травкой, корой деревьев, морковкой);

белка живет на дереве в дупле, а заяц бегает по земле.

Игры на сравнение систем

«Найди друзей»

(проводится с середины средней группы)

Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети

говорят, кто или что выполняет эту же функцию.

Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, или группой при

фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать

после того, как дети ознакомятся с понятием «функция».

Ход игры:

Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту

функцию?

Дети: Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд.

Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать?

Дети: Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь.

Игра «Фантазия»

Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие

предметы.

Ход: Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем

их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).

- все учебники

- все спички

- ручки

- ластики.

Игра «Волшебные картинки»

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими

ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Ход: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту

музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда

музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам

предметы, образы животных, людей и т. д.

Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.

Игра на классификацию объекта

«Все в мире перепуталось»

(проводится со 2 младшей группы).

Примечание: Для игры используется «модель мира», которая на первом этапа

ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира. С

постепенным усвоением количество частей мира увеличивается. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. В игру можно играть как

подгруппой, так и группой. Ведущий просит объяснить, почему предмет

определили именно в эту часть мира, а затем воспитатель обобщает.

Во 2 младшей группе воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям

предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют

местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект

относится к природному или рукотворному миру.

Правила игры со средней группой:

Ведущий игры – воспитатель (в конце года – ребенок) показывает картинку с

объектом. Играющие определяют, к какому миру относится. Если объект

относится к рукотворному миру, то требуется определить к какой

функциональной группе он относится (одежда, мебель, посуда, обувь,

транспорт, игрушки и т. д.)

Примечание: Расширение этой части модели мира происходит постепенно с

расширением представлений детей об окружающем мире. В этом возрасте

появляются новые разделы в секторе рукотворного мира и в секторе

природного мира (воздух, вода, земля).

Ход игры:

Воспитатель: На картинке – собака. К какому миру принадлежит7Дети: К природному.

Воспитатель: Где живет собака? Где обитает?

Дети: Собака живет у человека в доме, может у дома, в будке; на земле.

Воспитатель: Значит, картинку можно поместить в сектор «земля».

Воспитатель: На картинке – бобер. К какому миру он относится?

Дети: К природному.

Воспитатель: Где живет бобер? Где обитает?

Дети: Бобер живет и на земле и в воде.

Воспитатель: Значит, картинку можно поместить и в сектор «вода», и сектор

«земля». Но где больше всего обитает бобер? Вспомните сказки о бобре.

Дети: Больше всего в воде. Туда поместим картинку.

Универсальные системные игры

Игра «Числовая да-нет ка»

(со 2 младшей группы)

Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.

Ход:1. На доске чертим горизонтальную ось с цифрами.

2. Ведущий говорит: Я задумала число до 10 (20, а вы должны отгадать его.

3. Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет».

Но детей сначала надо научить задавать вопросы.

Дети должны делить числовую ось всегда пополам, т. е. находить цифру и

спрашивать: - Это число больше 5? Меньше 5?

Затем дети делят следующую половину пополам и спрашивают:

- Это больше 3? Меньше3?

Снова делят часть:

- Это крайняя цифра? Первая? В середине?

Игра Пространственная «да – нет ка»

(с игрушками, геометрическими формами)

Цель: обучение мыслительному действию.

Ход:

1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами.

На стол выставляется 5(10,20) игрушек.

Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от

машины (машинка стоит посередине).

2. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные

картинки.

Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.

Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.

Дети: Это справа (слева) от середины?

Затем дети делят лист по горизонтали:

- Это ближе 9дальше) от меня?

Это слева (справа) от телевизора?

Это в верхней половине? (нижней половине)

В средней группе используется большое количество картинок, игрушек, цифры,

буквы.

Игра «Да-нет ка» по неизвестному слову.

(в старшей и подготовительной группе) Цель: научить работать с недостатком данных, классифицировать предметы,

производить мыслительные действия.

Ход: Детям предлагается незнакомое по звучанию слово из словаря.

Дети задают вопросы по схеме (аналогично «да-нет ке» на загаданное слово).

Слова: торбаса (обувь, вигвам, острец (сорняк, студия, бандарь, цевница…

Игра «Один – много»

Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей.

Закреплять понятие «один – много»

Ход: - Ребята, сколько у меня расчесок? (одна).

-Чего в расческе много? (зубчиков)

Аналогично: -коробка стол

-книга дерево

-ковер дом

-клубок цветок

-морковь дом

Игра «Где живет (работает?»

(со 2 младшей группы)

Цель: научить определять разные места обитания объекта, искать объекты,

выполнять те же самые функции.

Ход: Ведущий называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно

встретить и что он там делает.

Ведущий: Тигр.

Дети: В джунглях живет, в зоопарке, на этикетке нарисован для красоты, в

мультфильме для радости.

- Болтик. (В велосипеде, машине. Он скрепляет все между собой.)

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по сенсорике для детей 2–3 лет Дидактическая игра «Разложи карандаши по стаканчикам» Цели: способствовать формированию умения различать цвета; совмещать карандаш со стаканчиком;.

Картотека игр для развитие речи детей 2–3 лет Игры на развитие речи для детей 2-3 лет. Игра «Дерево». Цель: активизировать речь, побуждая, использовать в речи предлоги. Описание: педагог.

Картотека игр на коммуникацию к занятиям для детей 6–7 лет Картотека игр к занятиям для детей 6 – 7 лет Коммуникативные игры «Ветер дует на.» Цель: стимулирование активности, развитие сплоченности,.

Картотека подвижных игр для детей 4–5 лет Подвижные игры Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы,.

Картотека подвижных игр для детей 5–7 лет «Самолёты» Цель: Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать.

Картотека словесных игр для детей 5–6 лет Картотека словесных игр для детей 5 – 6 лет (старшая группа) Отгадай-ка! Цель: Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять.

Картотека театрализованных игр для детей 3–7 лет Театрализованные игры для детей 2 младшей группы. Пантомима «Утренний туалет» Цель: развивать воображение, выразительность жестов. Воспитатель.

Картотека подвижных игр для детей от 2 до 3 лет Догонялки. Догонялки – эта одна из самых любимых детских игр. Чтобы малышу в 2 года было интересно в них играть, догонялки должны быть ролевыми.

Картотека развивающих игр для детей 2–3 лет Развивающие игры для детей 2-3 лет. Внимание детей возраста двух-трех лет начинает переключаться с познания себя и своих возможностей, к.

ТРИЗ Картотека игр для детей Что умеет делать? Цель: на формирование умения выявлять функции объекта. Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр по технологии ТРИЗ для детей 3–4 лет
Опубликовано: 4 февраля 2018 в 07:56
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр по технологии ТРИЗ для детей 3–4 лет» (включая файлы) размещена пользователем Милана Монгуш (УИ 219953) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД