Лучший педагог года

Картотека игр с сухим песком

Калашникова Екатерина Александровна
Картотека игр с сухим песком

Упражнение «Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Ход игры: Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с

песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки,

затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает

его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной

стороной;

Публикация «Картотека игр с сухим песком» размещена в разделах

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку:

«С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка —

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло —

холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т. д.

Игра-упражнение «Мы создаем мир»

Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его

мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.

Материалы: песочница с песком, фигурки для игры в песочнице в

соответствии с темой: лес, поляна и их обитатели; море, река, озеро и их

обитатели; город и его жители, профессии и службы; деревня и ее жители;

космическое путешествие.

Ход: Взрослый показывает способы построения в песочнице

разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро,

остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по

инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества (тема

построений может соответствовать теме занятий в группе).

Например, «Первый урок волшебства: лес, поляна и их обитатели»

Цель: развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти,

произвольности.

Инструкция: «Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но

даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует лес,

она произнесет волшебные слова: «Елки, березки, боровики». Ты должен закрыть

глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай. (Ребенок

13

закрывает глаза, взрослый бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями,

цветами, грибами.) Открой глазки и посмотри — как красиво, интересно это у нее

получилось! У феи есть замечательные помощники — пальцы (взрослый

сжимает-разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, выкапывает ямки, ребенок

делает то же). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А теперь ты

произнеси те же волшебные слова, что и фея, и наколдуй другой лес. Какие

животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес».

Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек

взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «посадки леса» взрослый может

вводить для запоминания еще несколько дополнительных слов, связанных с

сюжетом, например название дерева, цветка, гриба (не более трех-четырех новых

слов).

Аналогичным образом выполняются упражнения: «Второй урок

волшебства: море, река, озеро и их обитатели», «Третий урок волшебства: город

и его жители, профессии и службы», «Четвертый урок волшебства: деревня и ее

жители», «Пятый урок волшебства: космическое путешествие; встреча с

инопланетянами». Задание формулируется так же, как и в первом уроке.

Меняются персонажи, способы создания ландшафта, «волшебные слова».

Количество и сложность запоминаемых слов должны соответствовать возрасту

ребенка.

Упражнение «Мы едем в гости»

Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на

«песочном листе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет

только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх – низ».

Материалы: песочница с песком, фигурки деревьев и диких животных.

Ход: Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными

представлениями (или закрепляет знания) : «верх – низ», «право – лево», «над –

под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции

взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных

персонажей.

Инструкция: «Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в

лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес?

(Малыши отвечают «в верху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком?

(Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких

животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил?

Что мы пожелаем зайчику?»

14

Аналогичным образом выполняются игры-задания: «Идем в гости к

лошадке» (закрепление знаний о домашних животных и их жилье, «Плывем

навстречу дельфинам» (закрепляются знания об обитателях морей и рек) и т. д.

В ходе игры ребенок узнает (закрепляет знания) об особенностях

жизнедеятельности тех или иных животных и растений (за неимением

игрушечных фигурок можно использовать ламинированные картинки).

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия,

образного мышления, произвольности.

Материалы: песочница с песком, фигурки для игры в песочнице.

Ход: Инструкция: «Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки.

Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в

песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты

должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками,

использовать палочки, кисточки».

Усложнение. Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку

игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при

раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить

свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило,

он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать

игрушки очень осторожно.

2 Вариант игры «Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия,

образного мышления, произвольности.

Материалы: песочница с песком, ламинированные картинки из разных

сказок и сказочные персонажи, кисточка.

Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением

(на начальном этапе — несложные для восприятия, с изображением одного

предмета). Для развития поисковой активности происходит постепенное

усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может

быть черно-белым, силуэтным.

Ход: Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках

и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным

героям.

Инструкция: «В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай

сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова:

15

«Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из

хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок

картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не

спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть

картинки : как ты думаешь, какая это сказка?»

Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии

назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать

сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам

закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает,

анализирует увиденное.

Игра «Домик для друзей»

Цель: учить ориентироваться на плоскости, развивать умение дослушать

до конца задание, развивать мелкую моторику рук, учить задавать задание друг

другу.

Материалы: песочница с песком, мелкие игрушки, маленькие предметы

(пуговицы, камешки, плоский макет домика 4-5 этажей (из картона) с

прорезанными окошками.

Ход:

1 вариант.

На песке лежит домик, в нём в некоторых окошках стоят маленькие

игрушки. Взрослый предлагает найти нужную игрушку (начинаем с первого

нижнего окна) – пять шагов вверх, три шага вправо и т. д. Так ребёнок доходит до

игрушки, которую задумал взрослый. Далее ребёнок задумывает и даёт указания

взрослому или другому ребёнку.

2 вариант.

На песке лежит домик, ребёнок закрывает глаза, взрослый в каком-нибудь

окошке зарывает в песок что-то интересное (пуговицу, камушек) и так же

руководит действиями ребёнка. Если задание выполнялось правильно, ребёнок

найдёт в песке спрятанный сюрприз. Далее ребёнок прячет предмет и даёт

указания взрослому или другому ребёнку.

Упражнение «Чашки»

Цель: учить сравнивать предметы по количеству, понимать и правильно

употреблять слова много – мало, пустой – полный.

Материалы: две чашки на каждого, по одной большой и маленькой ложке,

кинетический песок.

16

Ход: Взрослый объясняет детям, что будут измерять сколько больших и

маленьких ложек песка войдет в чашку. Пересчитываем, рассуждаем почему?

Затем взрослый предлагает в одну чашку насыпать много песка, а в другую

мало. При насыпании песка в чашки обратить внимание детей на то, когда чашка

у них пустая, а когда полная.

Упражнение «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление

закономерностей.

Материалы: песочница с песком, кисточка.

Ход: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части

песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с

возрастными нормами освоения, простые/сложные узоры (прямые и волнистые

дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу

на песке, либо продолжить узор взрослого.

Инструкция: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом.

Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай

свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу —

из треугольников».

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной

последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц

и пр.

Игра «Секретики»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия,

образного мышления, воображения.

Возраст: 4-7 лет

Оборудование: песок, кусочки оргстекла, фантики, камушки, цветы,

листья.

Ход игры: В песке делается углубление. В нем ребёнок раскладывает

листья и мелкие цветочки, а затем накрывает их сверху стеклышком. Композиция

засыпается песком, и секрет готов.

Осторожно расчистив пальцами песок, любой желающий может посмотреть

на цветочную композицию, сделанную юным флористом.

Дети самостоятельно изготавливают и ищут «секретики» друг друга.

Публикации по теме:

Фотоотчет игр с песком в группе ДОУФотоотчет игр с песком в группе ДОУ В этом году родители по моей просьбе приобрели в группу световые планшеты для рисования с песком. Создание рисунков из песка, мгновенно сменяющих.

Игра с песком «Кладоискатели»Игра с песком «Кладоискатели» Цели: - знакомить детей с основными свойствами сухого песка; - создание психологического комфорта, положительной эмоциональной среды.

Фотоотчет «Игры и эксперименты с песком»Фотоотчет «Игры и эксперименты с песком» Играя с песком, экспериментируя, дети удовлетворяют свою потребность в тактильном развитии, тренируют зрительно-двигательную координацию,.

Игры с кинетическим пескомИгры с кинетическим песком Одним из самых популярных занятий игр с ребенком является лепка. Воспитатели используют разные материалы, среди которых особенно отличается.

Игры с кинетическим песком с детьми 2–3 летИгры с кинетическим песком с детьми 2–3 лет Игры с кинетическим песком с детьми 2-3 лет. Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное.

Картотека игр с песком для детей 5–7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» города Смоленска Методическая разработка.

Организация игр с пескомОрганизация игр с песком Игры с песком оказывают благоприятное влияние на всестороннее развитие детей. Благодаря играм с песком у детей развивается мелкая моторика,.

Рисование пескомРисование песком Рисование пескомНетрадиционные способы рисования, я принимаю часто в своей работе. Это такие как: пластилинография; рисование ватными палочками;.

Рисование песком в старшей группеРисование песком в старшей группе Рисование песком - это изобразительная техника способствующая координации движения и точности, гибкости рук, глазомера, психической и.

Экспериментальная деятельность детей «Почему ватный диск остался сухим?»Экспериментальная деятельность детей «Почему ватный диск остался сухим?» Цели: - пробуждать у детей интерес к исследовательской деятельности; - доказать нахождения воздуха в стакане; - закреплять у детей знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр с сухим песком
Опубликовано: 18 мая 2023 в 07:39
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД