Приложение МААМ

Картотека игровых упражнений по лексической теме «Лето»

Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека игровых упражнений по лексической теме «Лето»
▼ Скачать + Заказать документы

Утренняя гимнастика:

«Бумажные кораблики»

Лексика :

I. Вода, песок, песочница, ведерко, лопатка, формочка, воронка.

Красный, желтый, зеленый, синий, длинный, короткий.

Насыпать, наливать, строить.

Один, два, три, я, мы, ты, вы, вверху, внизу, квадрат, круг, треугольник, шар.

II. Лето, жара, река, лес, прогулка, отдых.

Гулять, купаться, кататься, ездить, загорать, отдыхать.

Теплый, жаркий, легкий, длинные.

III. Лето, жара, солнце, солнцепек, пляж, загар, купание, отдых, охрана, природа.

Публикация «Картотека игровых упражнений по лексической теме „Лето“» размещена в разделах

Жаркий, прохладный, холодный, теплый, дождливый, солнечный, радостный.

Отдыхать, загорать, купаться, играть, кататься, ходить, ездить, летать, рисовать.

Общие речевые навыки:

Артикуляционная гимнастика «Муха-Цокотуха»

«Летняя картина» - развитие физиологического дыхания.

Дети делают вдох носиком и дуют на картинки.

Общая и мелкая моторика:

I-II «Солнышко»

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше.

Поднять руки вверх. Потянуться.

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

Присесть на корточки. Руки опустить на пол.

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам

Весело живется.

Хлопать в ладоши. Улыбаться.

«Наш цветок»

Вот красивый наш цветок –

Ребенок соединяет запястья рук, разводит ладони и пальцы в стороны.

Под землею корешок,

Опускает руки в низ, шевелит кистями рук.

Над землею стебелек

Поднимает одну руку вверх.

И зелененький листок.

Показывает ладонь с выпрямленными пальцами.

III «На лужайке»

На зеленой на лужайке

Заиграла балалайка.

Дети стоят лицом в круг, изображают игру на балалайке.

Заиграла дудочка,

Дудочка-погудочка.

Изображают игру на дудочке.

В сарафане красненьком

Заплясала Настенька.

Пляшут.

«Лето»

Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с мизинца, на каждый ударный слог.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем летом мы играть :

Будем плавать и качаться,

Будем прыгать и кататься,

Будем бегать, загорать

И грибочки собирать.

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи :

I. «Что будешь делать?» - расширение и уточнение предикативного словаря. Развитие ловкости, закрепление умения ловить и бросать мяч.

Дети встают в круг. Педагог бросает каждому из них по очереди мяч и называет игрушку. Дети, возвращая мяч, должны сказать, что будут делать с этой игрушкой: мяч – буду бросать; совок – буду копать; велосипед – буду кататься; формочки – буду делать куличики.

Составление предложений по сюжетным картинкам - обучение пониманию вопросов к сюжетным картинкам; формирование умения составлять предложения по сюжетным картинкам; развитие диалогической речи.

Педагог демонстрирует детям сюжетные картинки и предлагает показать, кто делает куличик, кто купает куклу, кто пускает кораблик, кто нагружает машину. После этого отрабатываются диалоги:

- Кто это? (Оля.)

- Что делает? (Куличик.)

- Кто это? (Аня.)

- Что делает? (Купает куклу.) И т. п.

Затем педагог предлагает ребятам выбрать по одной картинке и сказать, кто на ней нарисован и чем он занимается: «Оля делает куличик. Аня купает куклу».

II. «Какое лето - учить подбирать к существительным прилагательные.

Лето жаркое, теп… весе…зной … холо… дож… сы… зеле… длин… корот… урожай…

«Что делают летом - расширять словарь за счет слов-действий.

Летом отдыхают, заго… пла… ныря… игра… купа… на велосипеде ката…

III. «Исправь ошибку» - согласование прилагательных с существительными в роде и числе: теплый лето, красивые радуга, широкое речка, большая озеро и т. д.

«Измени по образцу» - образование прилагательных от существительных: лето – летний.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза:

I. «Вот так» (хлопки по образцу)

«Дорожки» (определение долготы звука)

«Звуки воды» ( различать звук льющейся воды в разные сосуды: в тазик, в кувшин, в песок)

«Играем с бубном» (Железнова)

Подвижная игра – песенка «Мы на луг ходили» (Хисматуллина)

II. «Повтори правильно»

Радуга-дуга-дуга,

Осветила ты луга,

На небе повисла,

Будто коромысло.

«Дождик, веселей!»

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Играют на палочках восьмыми длительностями.

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!

Ударяют четвертными.

Брызни лучше в огород –

Пусть морковка там растет.

Быстро играют шестнадцатыми.

«Лягушки»

Я лягушка-попрыгушка,

Ты лягушка-поскакушка,

Мы лягушки - прыг да скок

Из болота на листок!

Дети прыгают под удары бубна то медленно, то быстро.

III. «Постучи»

Отстукать карандашом ритмический рисунок двустишия:

Все вокруг зазеленело,

Заалело и запело.

Речевая подвижная игра «Цветики»

Импровизация движений:

Землю мы копали,

Цветики сажали,

Чтобы цветики цвели, —

Мы их поливали.

Ай-лю-ли, ай-лю-ли,

Цветики у нас цвели.

«Повтори без запинки»

деревья - кусты - цветы - насекомые; овощи - фрукты - грибы - ягоды.

«Какое слово длиннее?» : жук - комар; муравей - муравейник; дуб - роза; колокольчик - береза.

Связная речь:

II. Пересказ по серии картинок В. Сутеева «Кораблик»

III. Составление по опорным картинкам рассказа «Лето»

«Наступило лето. На небе светит солнышко. Стало жарко. Выросла травка. Деревья стали зелеными. На них много листочков. Выросли цветы. В лесу много ягод и грибов. Летают бабочки, жуки. Ползают муравьи, червяки. Поют птички. Дети купаются в речке, катаются на самокате. Люди носят шорты, сарафаны. Хорошо летом

Художественная литература:

Е. Трутнева «Лето»

И. Черницкая «Почему так тепло?»

Д. Хармс «Кораблик»

Т. Днепровская «Летний дождь»

П. Прануза «Я рисую лето»

К. Кубилинскас «Солнце»

Словацкая сказка «У солнышка в гостях»

В. Сутеев «Кораблик»

Просмотр м/ф. : «Дед Мороз и лето», «Комаров», «Песенка мышонка», «В гостях у лета», «Кот Леопольд. Лето», «Капитошка», «Маша и медведь. Лето с Машей», «Паровозик из Ромашково»

Игры с природными материалами:

I. Игра с песком «Печем куличики»

В песке находятся разные формочки. Дети рассматривают формочки, рассказывают об их форме и цвете. Детям предлагается «испечь» куличики для зверюшек.

Игра с песком и водой «Морские камушки»

Педагог предлагает детям поиграть у бассейна. Он показывает им узор на песке, который нужно продолжить, выловив камешки из бассейна. Дети вылавливают фигуры и продолжают узор.

II. «Сухой» бассейн «Лягушки»

Сжать руки в кулачки и положить их на дно «сухого» бассейна пальцами вниз. Резко распрямить пальцы (руки как бы подпрыгивают) и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами.

Две веселые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Игра с песком «Улиточка»

Рисуем спираль.

Просит слизень: «На спине

Нарисуй-ка домик мне

С печкой и калиточкой –

Стану я улиточкой!

Я, куда ни поползу,

Дом с собо. Повезу!

Чуть кто на дорожке -

Спрячу в домик рожки».

Дидактические игры:

I. «Выложи картинку о лете» (по образцу) - развитие зрительного восприятия.

«Выбери картинку про лето» - развитие памяти и логического мышления.

На столе помещены картинки с разными временами года. Дети должны выбрать картинки с изображение лета.

«Соберем кораблики» - развитие координированных движений рук и тонких движений кончиков пальцев.

Педагог напоминает детям, как плавали кораблики, и предлагает собрать кораблики из палочек. Педагог показывает образец и предлагает детям сделать точно такие же кораблики.

II. «Что изменилось?» - развитие зрительного восприятия и внимания.

Сравнить времена года с летом.

«Назови, чего не стало?» - развитие памяти и логического мышления.

Перед детьми выкладываются предметы: кепка, бутылочка с водой, яблоко, надувной круг, ведерко, зонтик, фотоаппарат. Эти предметы детям предлагается назвать и объяснить, почему они нужны именно летом. Затем педагог просит детей запомнить предметы, закрыть глаза, а сам убирает один из предметов и просит назвать, чего не стало.

III. «Дружит – не дружит» - развитие логического мышления.

Лето дружит с самокатом, а с санками не дружит.

Лето дружит с цветами, а со снегом …

Лето дружит с грибами, а с листопадом …

Лето дружит с роликами, а с коньками …

Лето дружит с грозой, а с сосульками …

Лето дружит с платьем, а с шубой …

«Какие вещи нужны летом - развитие памяти и логического мышления.

Детям предлагается рассмотреть картинку и назвать, какие из нарисованных предметов нужны летом. Предметы, не нужные летом, предлагается убрать.

Сюжетно-ролевая игра:

«Летнее путешествие»

Обогащать словарный запас детей, развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Развивать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, формировать доброжелательность в общении, воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в совместных играх.

Поддерживать психоэмоциональный климат во время игры.

Приобщить к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

Театрализованные игры:

«Бабочки и цветочки» - развитие выразительности движений, творческого воображения.

На полу - цветы, вырезанные из цветной бумаги (картона). Все дети - бабочки. Под музыку они кружатся, летают. Как только музыка заканчивается, дети встают на цветочки и приседают.

«У солнышка в гостях»

Конструктивные игры:

I. «Цветы из ракушек» (природный материал) - учить составлять композицию из ракушек, творчески дополнять композицию деталями, развивать фантазию и творчество.

II. «Сказочный домик» - вызвать у детей эмоциональное отношение к постройке, развивать художественный вкус, удовлетворять потребность детей в декоративном оформлении конструкций.

III. Конструирование по замыслу из различных материалов - чить самостоятельному выбору деталей, разработке замысла-образа конструкции предмета, составлению схем, созданию построек.

Подвижная игра:

II. «Принеси кораблик» - развитие двигательной активности.

Инвентарь: бумажные кораблики - в соответствии с количеством детей.

Дети находятся на одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки на расстоянии 3-4 м раскладываются бумажные кораблики (на расстоянии 25-35 см друг от друга). Педагог предлагает кому-либо из детей добежать до игрушки, взять одну и принести ему. Педагог хвалит ребенка, рассматривает игрушку и просит отнести ее обратно. Затем то же задание выполняет другой ребенок.

Игру можно усложнить, предложив добежать до бумажных корабликов по дорожке (длина 3-4 м, обозначенной линиями или цветными шнурами. Расстояние между линиями 25-30 см.

III. «Платочек» - развитие двигательных навыков.

Игроки становятся в круг. Водящий с платком в руке за кругом бежит и кладет кому-то из играющих платок в ноги, а сам продолжает бег по кругу. Тот, кому бросили платок, должен быстро его поднять и постараться догнать водящего, пока тот не встал на его место. Если он не успеет догнать, то сам становится водящим.

Подвижная игра с речевым сопровождением:

II. «Летний луг»

Мы пришли на летний луг.

Идем на месте.

Как красиво все вокруг!

Разводим в стороны руками.

Здесь травинки и листочки,

Разноцветные цветочки.

Сводим руки перед собой.

Мы по лугу побежим

Бежим на месте.

Мы на травке полежим.

Разводим руки ладошками вверх.

Мы поднимем наши ножки,

Потрясем ими немножко.

Весело трясем сначала одной ногой, потом другой.

На лугу мы отдохнем

Солнечным и теплым днем.

Приседаем.

III. «Речка»

К речке быстрой

Мы спустились,

Наклонились и умылись.

Дети идут к центру круга. Наклоняются, трут лицо руками.

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились.

На каждую строку четыре движения ладонями к лицу.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Идут по кругу, взявшись за руки.

Вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Показывают «брасс», «кроль», двигаясь по кругу.

Все как один плывем,

Как дельфин.

Дети идут по кругу друг за другом, делая руками «брасс» или «кроль».

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Идут лицом от центра круга.

Игра малой подвижности:

I. «Дождик» - закрепить умение выполнять движения в соответствии с текстом.

Солнышко сияло ярко.

Всем деревьям было жарко.

Руки вверху, растопыриваем пальцы.

Ветер дул и задувал.

Показываем, как дует ветер.

И деревья он качал.

Поднимаем руки вверх, качаемся из стороны в сторону.

Дождик сильный вдруг полил,

Все листочки намочил.

Трясем кистями рук.

Дождик землю намочил,

Всюду луж больших налил.

Разводим руки в стороны.

Дождик льется все сильнее.

Где же лужицы поуже?

Мы пройдем, ведь мы сумеем

Перепрыгнуть через лужи!

Прыгаем на месте.

II. «У кого меньше мячей» - развивать ловкость, быстроту реакции.

Дети образуют две равные команды. Каждая из них берет по несколько мячей и располагается на своей половине площадки (площадка разделена сеткой либо чертой). Дети обеих команд после сигнала воспитателя стараются перебросить свои мячи на площадку противника. Выигрывает команда, на площадке которой после второго свистка находится меньше мячей.

III. «Маша и Миша» - развитие слуха, тактильного восприятия.

Дети встают в круг, берут в руки веревку. Внутри круга – большой темный лес. В лес отправляются два ребенка Маша и Миша. Оба получают повязки на глаза. В этом большом лесу они должны найти друг друга. Они не могут разговаривать, только звать друг друга, издавая слегка слышные звуки: жужжать, гудеть и так далее. Когда один ребенок издает звук, другой должен ответить своим звуком. Звуки помогают им найтись. Следить за тем, чтобы звуки были действительно тихими, но все же слышными. Можно сказать, например, что дети потерялись, они боятся воров, разбойников и зверей, поэтому издают совсем тихие звуки, чтобы не привлекать их.

Упражнение для мышц шеи :

«Теплый ветерок качает цветок». Наклоны головы влево – вправо (шея расслаблена).

Мимическое упражнение :

«Солнышко». Дети представляют, что они греются на солнышке. Ласковое солнышко греет лица и руки.

Упражнение для жевательно-артикуляторных мышц:

«На реке плывет корабль». Двигать нижней челюстью вправо – влево.

Самомассаж:

«Божьи коровки» (массаж ног)

Божьи коровки, папа идет,

Сидя, поглаживать ноги сверху донизу.

Следом за папой мама идет,

Разминать ноги.

За мамой следом детишки идут,

Похлопывать ладошками.

Вслед за ними малышки бредут

Поколачивать кулачками.

Юбочки с точками черненькими.

Постукивать пальцами.

На солнышко они похожи,

Встречают дружно новый день.

Поднять руки вверх и скрестить кисти, широко раздвинув пальцы.

А если будет жарко им,

То спрячутся все вместе в тень.

Поглаживать ноги ладонями и спрятать руки за спину.

Публикации по теме:

Подборка игровых упражнений по теме «Одежда и обувь»Подборка игровых упражнений по теме «Одежда и обувь» Здравствуйте,хочу поделиться с вами подборкой игр и упражнений на тему "Одежда и обувь" На организованной деятельности по окружающему.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы. Дидактические игры и игровые упражнения рекомендуется проводить.

Картотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материаловКартотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов Картотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов. Ученые-нейробиологи и психологи,.

Картотека упражнений на координацию речи с движениями для дошкольников по теме «Лето»Картотека упражнений на координацию речи с движениями для дошкольников по теме «Лето» Картотека упражнений на координацию речи с движениями для дошкольников по теме лето Упражнения на координацию речи с движениями, помогут.

Картотека загадок, пальчиковой гимнастики, игровых упражнений к сказкам «Колобок», «Теремок» для детей младшего возраста Загадки: 1. Жёлтый круглый пирожок Под названием. (Колобок) 2. Формой он похож на мяч, был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол,.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

План-конспект НОД по лексической теме «Инструменты» Конспект НОД для старшей группы «Инструменты» Занятие проводится в микрогруппах с использованием социо – игровой технологии. Цель: Активизация.

Рекомендации для родителей «Развитие внимания дошкольника посредством игр и игровых упражнений» Уважаемые родители! Пройдет совсем немного времени, и Ваш ребенок пойдет в школу, станет учеником. Очень важным моментом подготовки ребенка.

Рекомендации для родителей старших дошкольников во время самоизоляции по лексической теме «Лето»Рекомендации для родителей старших дошкольников во время самоизоляции по лексической теме «Лето» Последняя неделя учебного года по плану ДОУ проходит по лексической теме"Лето" Предлагаем Вам,уважаемые родители,провести с детьми беседы"Лето.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игровых упражнений по лексической теме «Лето»
Опубликовано: 23 ноября 2021 в 15:18
+45Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игровых упражнений по лексической теме «Лето»» (включая файлы) размещена пользователем Акматова Айнура Асанкуловна (УИ 252483) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД