Получи документы

Картотека игровых упражнений по лексической теме «Животные Севера» для детей 4–7 лет

Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека игровых упражнений по лексической теме «Животные Севера» для детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Утренняя гимнастика:

«Кто живет на Севере»

Лексика :

I. Белый медведь, олень, пингвин, морж, Север, снег.

Плавать, охотиться, бегать.

Холодно.

II. Север, снег, белый медведь, олень, тюлень, морж, песец, полярный волк, пингвин.

Плавать, охотиться, накапливать, ловить, бегать.

Северное, теплая, густая, толстый, холодный.

III. Снег, лед, морж, песец, тюлень, медведь (белый, северный олень, сова, пингвин, альбатрос, Север, Антарктида, опасность, холод, когти, копыта, рога, ласты, клыки, льдина.

Публикация «Картотека игровых упражнений по лексической теме „Животные Севера“ для детей 4–7 лет» размещена в разделах

Охотиться, добывать, прыгать, прятаться, затаиться, учить, подкармливать, рычать, ползать, спасаться.

Холодная, северный, ледяной, полярный, сильные, слабые, хищные, толстая, выносливый, песцовый, совиный, тюлений, полярный, дикий, охотничий, злой – добрый, север – юг, тонкий - толстый, быстрый – медленный.

Общие речевые навыки:

Артикуляционная гимнастика «Зимушка-зима»

«Северные олени» - развитие физиологического дыхания.

Ребенок делает вдох носом и при выдохе делает губы трубочкой и дует на «оленей» в одну сторону, затем в другую.

Общая и мелкая моторика:

I-II «Хорошо зимой гулять»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Хорошо зимой гулять:

Ком лепить, в снежки играть.

На санках быстрых покататься,

С горы на лыжах лихо мчаться.

На коньках по льду бежать,

Снег лопаткой разгребать.

Хорошо зимой гулять!

«Лепим колобка»

Дети лепят воображаемого колобка руками, катают его между ладошками.

III «Животные Севера»

По ледяной пустыне

Медведица идет,

За нею медвежата

Торопятся вперед.

Медленно идут по кругу, имитируя движения животного.

Трещит мороз жестокий,

Руками обнимают себя.

Повсюду снег и лед.

Повороты из стороны в сторону.

По полынье холодной

За нерпой морж плывет.

Плавательные движения руками.

Бегут, спешат олени

Им виден путь едва

Бег на месте с подниманием колен.

Над ними тихонько кружит

Полярная сова.

Поворот вокруг себя с поднятыми руками.

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять.

«Идут» по столу указательным и средним пальчиками.

Бабу снежную лепили,

«Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,

«Крошат хлебушек» всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,

Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.

А еще в снегу валялись.

Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.

Все в снегу домой пришли.

Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли.

Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи :

I. «Кто живет на Севере - пополнение номинативного словаря.

«Кого не стало?» - употребление существительных в родительном падеже.

II. «Подбери признак» - согласование прилагательных с существительными.

Белый медведь (какой) – …

Песец (какой) – …

Северные олени (какие) – …

«Один – много» - употребление существительных во множественном числе: морж – моржи, олень – олени, песец – песцы.

III. «Сосчитай до пяти» - согласование числительных с существительными: один морж – два моржа., пять моржей.

«Исправь ошибку» - согласование прилагательных с существительными в роде, числе: полярное сова, северная олень, белые медведь, собачий упряжка, ценная мех, северный сияние.

«Измени по образцу» - образование приставочных глаголов: зимовать – перезимовать, лететь – залететь, плыть, прыгнуть, бежать.

«Измени по образцу» - образование от существительных прилагательных: лед – ледяной – ледяные; север, холод, ночь, снег.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза:

I. «Медведь - зайка»

Дети различают по звукам, кто идет по лесу. Если педагог стучит по барабану медленно – медведь идет, быстро – зайчик скачет.

«Покачай - передай» (Железнова)

Подвижная игра – песенка «Таней снежинок» (Хисматуллина)

II. «Как на горке». Дети рассказывают стихотворение с такт (четыре хлопка на строчку).

Как на горке - снег, снег,

И под горкой – снег, снег,

И на елке – снег, снег,

И под елкой – снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь!

«Где звенит колокольчик»

Педагог выстраивает детей в шеренгу и достает колокольчик.

- Посмотрите, какой у меня колокольчик. Послушайте, как он звенит. Сейчас я буду ходить по группе и звенеть колокольчиком, а вы будете показывать и говорить, где звенит колокольчик: вверху, внизу, впереди или сзади.

Игра проводится до тех пор, пока каждый ребенок не ответит по 2 раза.

III. «Вьюга»

Воет вьюга: У-у-у,

Завертеть я вас могу.

Дети делают круговые движения руками над головой ритмично.

Замести в большой сугроб,

Хоп-хоп-хоп, хоп-хоп-хоп.

Руки внизу, ритмично двигают или с боков к центру, «подгребая» снег.

Вас от дома уведу,

В чисто – поле приведу.

Ритмично хлопают ладонями по телу.

А потом улягусь спать

В свою снежную кровать.

Ритмично покачивают скрещенными руками перед собой.

Ритмическая игра «Метелица»

Метелица, метелица,

Снег по полю стелется.

Дети врассыпную двигаются по залу, делая плавные движения руками перед собой.

Кто кружится, вертится,

Кружатся.

Тот заметелится.

Приседают на последний слог.

Связная речь:

II. «Белый и бурый медведи» - составление предложений со сложносочиненным союзом «а».

- Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый…

- У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого…

- Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый…

- Бурый медведь спит в берлоге, а белый…

III. «Что общего и чем отличаются?»

- Олень и лось.

- Белый медведь и бурый медведь.

- Полярная сова и филин.

Художественная литература:

Стихи о животных Севера

Юкагирская сказка «Отчего у белого медведя черный нос»

Эвенкийская сказка «Почему олень быстро бегает»

Г. Снегирева «Пингвиний пляж», «Отважный пингвиненок», «К морю», «Белек»

Просмотр м/ф. : «Умка» (все серии)

Игры с природными материалами:

I. «Дорожка из горошка»

II. «Загадочные мешочки»

В одинаковых мешочках лежат разные природные материалы (шишки, жёлуди, ракушки, орехи и др.). Каждый ребенок выбирает мешочек и наощупь определяет, что в нем. Второй вариант игры: мешочки можно подвесить на веревке, а детям, по очереди, завязывают глаза и направляют на мешочки. Ребенок выбирает мешочек, ощупывает его и определяет, что в нем.

Дидактические игры:

I. «Сложи животное» - закрепление знаний детей о животных Севера; учить узнавать животное по наиболее типичным признаках.

«Чья тень?» - развитие зрительного внимания.

II. «Прятки» - развитие зрительного внимания и восприятия.

Дети находят спрятанных животных Севера.

- Только уговор, сколько раз я хлопну, столько животных в группе вы должны найти.

«Лабиринты» - развитие прослеживающих функций глаз, логического мышления.

III. «Повтори без запинки» - развитие памяти и внимания.

На доске четыре предметные картинки, например, олень, морж, тюлень, песец. Ребенок называет их с открытыми, а затем закрытыми глазами.

«Что я за зверь?» - закрепление знаний о животных Арктики; развитие фантазии.

Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят.

Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т. е. какого зверя они будут изображать или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего.

Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается.

Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т. д.

Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет». Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.

Сюжетно-ролевая игра:

«Путешествие на Северный полюс»

Продолжать формировать умения детей творчески развивать сюжет игры. Побуждать более широко использовать в игре знания об окружающей жизни.

Развивать конструктивные умения детей при постройках необходимых атрибутов.

Совместными усилиями определить содержание игры. Обсудить характеристики людей, которых играющие будут изображать.

Обращать внимание на усвоение детьми умения согласовывать замыслы, слушать партнера и учитывать его позицию.

Закреплять и обобщать знания детей о труде моряков, летчиков, водителей, ветеринаров и т. д. Воспитание уважительного отношения к труду.

Театрализованные игры:

«Звонкие ладошки» - обратить внимание детей на характер хлопков в зависимости от музыки и образов; учить умению хлопать тихо и громко, с размаху и держа руки близко одна к другой, передавать ритмический рисунок музыки, наполнять движение эмоциональным смыслом.

«Колокола». Активные хлопки над головой. Движение яркое, с большим размахом слегка согнутых в локтях и ненапряженных рук.

«Колокольчики». Мелкие хлопки прямыми пальцами одной руки о ладонь другой. Движение легкое, по силе не громкое. Руки могут быть согнуты в локтях, выпрямлены или подняты в стороны вверх (вправо или влево). Возможны варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или около левого

«Тарелка». Скользящие хлопки. Одна рука с размаху двигается сверху вниз, другая - снизу-вверх.

«Ловлю комариков». Легкие звонкие хлопки прямыми ладошками справа и слева от корпуса, вверху и внизу - согнутыми в локтях руками.

«Бубен». Хлопки ладонью одной руки о неподвижную раскрытую ладонь другой. Хлопки могут быть громкими или тихими в зависимости от динамики музыкального образа.

«Подушечка». Хлопки выполняются свободными, ненапряженными, мягкими руками перед корпусом и за ним.

«Вертушки». Основаны на поворотах кистей рук от корпуса и обратно. Руки согнуты в локтях и зафиксированы в статичном положении, работают только кисти, сила удара ладони о ладонь небольшая. Движение носит игривый характер.

Конструктивные игры:

I. «Домики для зверюшек» - совершенствовать навык детей в постройке домика из двух кубиков и призмы, побуждать детей называть желтый цвет; упражнять в назывании постройки, подробно объяснять прием конструирования (кубик на кубик и т. д.).

II. «Пингвины на льдине» (работа с бумагой) - учить передавать особенности строения птиц, используя различные способы и приемы бумажной пластики; создавать композиции на основе ранее полученных знаний; развивать творчество, воображение; воспитывать аккуратность, трудолюбие.

III. «Декоративное панно» (из природного материала) - учить мастерить из различного природного материала, передавать выразительность образа, создавать общие композиции.

Подвижная игра:

II. «Льдинки, ветер и мороз» - воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

- Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают звенят:

«Дзинь, дзинь…»

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают в ладоши и говорят: «Дзинь, дзинь» до тех пор, пока не услышат сигнал» Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

III. «Белые медведи» - развивать творческие способности детей, их смекалку, ловкость.

Намечается, где будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки – это белые медведи. Со словами: «Медведи идут на охоту» - они бегут, стараясь окружить и поймать кого-нибудь из играющих. Затем снова идут на охоту.

Подвижная игра с речевым сопровождением:

II. «Снежная баба»

Сегодня из снежного

мокрого кома

Мы снежную бабу

слепили у дома.

Идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком.

Стоит наша баба

у самых ворот.

«Рисуют» руками три круга, начиная с маленького.

Никто не проедет,

никто не пройдет.

Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой.

Знакома она уже

всей детворе,

А Жучка все лает:

«Чужой во дворе!»

Идут по кругу, последние слова говорит один ребенок – жучка.

III. «Зимний хоровод»

Дети образуют круг, становятся лицом в его центр.

Шире круг, шире круг,

Зимушка зовет

Шагают на месте, хлопают в ладоши.

Всех девчонок и ребят

В зимний хоровод.

Поворот вправо, правую руку в сторону, левую – на пояс. То же влево.

Дружно за руки возьмитесь,

Раз, два, три.

И по кругу пробегитесь,

Раз, два, три.

Берутся за руки, бегут по кругу.

Как лошадки в поле чистом,

Раз, два, три.

Выполняют прямой галоп по кругу, обе руки к груди, сжать в кулачки.

Вы по кругу проскачите,

Раз, два, три.

А теперь шагайте вместе,

Раз, два, три.

Шагают на месте.

На одном и том же месте,

Раз, два, три.

Как снежинки покружитесь,

Раз, два, три.

Кружатся на месте, руки в стороны – вниз.

И на землю опуститесь,

Раз, два, три.

Присаживаются на корточки.

Игра малой подвижности:

I. «Воздушный шар» - развивать внимание, быстроту реакции.

Дети образуют круг, берутся за руки. Вслед за педагогом, стоящим в кругу вместе с детьми, повторяют движения и действия в соответствии с текстом.

С мамой в магазин ходили,

Шар воздушный там купили.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Будем шарик надувать,

Будем с шариком играть.

Останавливаются, поворачиваются лицом в центр

круга, держатся за руки, выполняют «пружинку».

Шар воздушный, надувайся,

Шар воздушный, раздувайся.

Идут назад маленькими шагами - надувают шар.

Надувайся большой

Да не лопайся!

Хлопают в ладоши.

Шар воздушный улетел,

Да за дерево задел.

Поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону.

Да за дерево задел.

И… лопнул!

Руки ставят на пояс, медленно приседают, произнося: «Ш-ш-ш-ш».

II. «Веселые снежинки» - развивать способность к двигательной импровизации, двигательной находчивости, способность координировать действия при совместной деятельности.

Дети врассыпную располагаются на площадке. Педагог произносит текст:

Метель-вьюга у ворот

Кружит снежинок хоровод.

После слов педагога дети кружатся на месте в медленном темпе вправо и влево. После команды «Метель утихла» дети останавливаются.

III. «Зимняя игра» - развивать координацию движения.

Посмотри, как блестит,

Поднимают руки вверх и плавно качают кистями.

Под ногами хрустит

Топают ногами.

Беленький снежок,

Легкий, как пушок.

Постепенно опускаются на корточки, показывая руками, как идет снег.

Одевайся живей,

«Надевают» шапочку, шарфик.

Побежим веселей

Бегут на месте.

Бегать и играть,

И снежки кидать.

«Лепят и кидают снежок».

Ты на санки садись

И за спинку держись,

Крепче ты держись,

Покатались вниз.

Встают в пары. Первый ребенок поворачивается спиной ко второму, отводит руки назад берется за обе руки второго («санки»). Дети парами бегут на носочках по кругу.

Ух!

Приседают.

Упражнения для губ и щек :

«Голодный белый медведь». Чередование позиций:

а) «оскал», челюсти сомкнуты;

б) раскрыть рот с оскаленными зубами;

в) сомкнуть челюсти;

г) сомкнуть губы.

Самомассаж:

Массаж тела «Снеговик»

Раз – рука, два – рука,

Дети вытягивают вперед одну руку, затем другую.

Лепим мы снеговика.

Имитируют лепку снеговика.

Мы скатаем снежный ком

Ладонями делают круговые движения по бедрам.

Вот такой,

Разводят руки в стороны, показывая большую величину кома.

А потом поменьше ком –

Растирают ладонями грудь.

Вот такой,

Показывают величину кома поменьше.

А наверх поставим мы

Поглаживают ладонями щеки.

Маленький комок.

Соединяют пальцами рук вместе, держа ладони на расстоянии («Маленький комок»).

Вот и вышел снеговик –

Снеговичок.

Ставят руки на бока и делают повороты корпуса вправо – влево.

Загадки:

* Боится зверь ветвей моих,

Гнезд не построит птица в них.

В ветвях краса и мощь моя.

Скажите быстро, кто же я?

(Олень)

* Я среди торосов

В теплой белой шкуре

Прячусь от морозов

И от снежной бури.

(Белый медведь)

* Головка и хвост,

Вместо лап – плавники,

Ленив он на льду

И проворен в водице,

Детишек его

Называют «бельки».

Скажи, что за зверь

Возле льдины резвится?

(Тюлень)

* Ночью ухает: «Ух – ух!»

Съем любого, кто лопух.

Догоню, когтями – цап!

Утащу и съем во льдах.

У меня желты глаза,

Перья тонки, белы,

Клюв короткий и кривой –

Я охотник смелый.

(Полярная сова)

* В бурном море поохотясь,

С белой пеной на боках

Из холодных вод выходим

Мы на ластах и китах.

(Моржи)

Хвост поджав, во льдах ночую,

Выношу мороз любой.

Я по северу кочую

В теплой шубе голубой.

(Песец)

* Про полеты позабыл,

Крылья в ласты превратил,

Рыбку ловит среди льдин

Антарктический … (пингвин!

Публикации по теме:

Подборка игровых упражнений по теме «Одежда и обувь»Подборка игровых упражнений по теме «Одежда и обувь» Здравствуйте,хочу поделиться с вами подборкой игр и упражнений на тему "Одежда и обувь" На организованной деятельности по окружающему.

Игровые технологии по лексической теме «Дикие животные» в старшей группе Цель: Обогатить и закрепить знания и представления детей о животныхДидактические игры:Игра «Кто у кого?» Цель: употребление родительного.

Игровые технологии по лексической теме «Домашние животные и их детеныши» в старшей группеИгровые технологии по лексической теме «Домашние животные и их детеныши» в старшей группе Цель: Расширять обобщенные представления детей о домашних животных и их детенышах. Дидактические игры:«Отгадай, что за животное»Цель:.

Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы. Дидактические игры и игровые упражнения рекомендуется проводить.

Картотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материаловКартотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов Картотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов. Ученые-нейробиологи и психологи,.

Картотека пальчиковых игр по теме «Дикие животные»Картотека пальчиковых игр по теме «Дикие животные» БЕЛОЧКИ. (Джеки Спилберг) Раз, два, три, четыре, пять (поочередно считаем пальчики) Пришли белки поиграть. (Выставляют пять пальцев) Одна.

Картотека упражнений на координацию речи с движениями для дошкольников по теме «Лето»Картотека упражнений на координацию речи с движениями для дошкольников по теме «Лето» Картотека упражнений на координацию речи с движениями для дошкольников по теме лето Упражнения на координацию речи с движениями, помогут.

Картотека загадок, пальчиковой гимнастики, игровых упражнений к сказкам «Колобок», «Теремок» для детей младшего возраста Загадки: 1. Жёлтый круглый пирожок Под названием. (Колобок) 2. Формой он похож на мяч, был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол,.

Мастер-класс по ручному труду «Барашек». Конструирование из бумажных полос к лексической теме «Домашние животные»Мастер-класс по ручному труду «Барашек». Конструирование из бумажных полос к лексической теме «Домашние животные» Доброе время суток, коллеги, и гости моей странички. Сегодня вашему вниманию представляю простой мастер- класс по конструированию из бумажных.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игровых упражнений по лексической теме «Животные Севера» для детей 4–7 лет
Опубликовано: 18 декабря 2021 в 15:56
+171Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игровых упражнений по лексической теме «Животные Севера» для детей 4–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Акматова Айнура Асанкуловна (УИ 252483) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 60.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД