МААМ-картинки

Картотека опытов по разделу «Камни, глина, песок» для работы с детьми 4–5 лет

Елена Смирнова
Картотека опытов по разделу «Камни, глина, песок» для работы с детьми 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека опытов

по разделу «Камни, глина, песок»

для работы с детьми 4-5 лет

ОПЫТ №1

Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом рисования песком.

Материал: песок, пластиковые стаканы, лейки с водой, формочки, лупы, альбомные листы, клеевые карандаши.

Публикация «Картотека опытов по разделу „Камни, глина, песок“ для работы с детьми 4–5 лет» размещена в разделах

Воспитатель предлагает рассмотреть песок : какого цвета, насыпать в стаканы, высыпать, потрогать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего же состоит песок? Как выглядят песчинки? Мы можем рассмотреть песчинки через специальный прибор, который называется лупа. В лупу встроено волшебное стекло, оно все маленькие предметы превращает в большие (рассматривают). Песчинки маленькие, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из сухого песка лепить? Почему? Что нужно сделать, чтобы мы могли лепить из песка? Дети из леек поливают песок.

Мокрый песок можно сыпать струйкой? Зато он может принимать любую форму, пока не высохнет (дети лепят формочками). Почему же так происходит? Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, они слипаются, будто держат друг друга за ручки (можно еще раз через лупу рассмотреть сухой и мокрый песок). На ровной поверхности мокрого песка можно рисовать палочкой (показывает).

А на сухом песке можно рисовать? Я вам сейчас покажу, как можно рисовать не на сухом песке, а сухим песком. На листах клеевым карандашом детям предлагается что-нибудь нарисовать (или обвести готовый рисунок, а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось.

ОПЫТ №2

Цель: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной; вырабатывать самостоятельность.

Материал: совки, различные сита, ведерки, миски, крупа манная, рис.

Как же отделить рис от манки? Дети пробуют отделить крупу пальчиками, но получается медленно. Как можно это сделать быстрее? Посмотрите, нет ли у нас каких-нибудь предметов, которые могли бы нам помочь? Замечаем сита, которые лежат на столе. Что это? Для чего необходимо? Как этим пользоваться? Что остается в сите? Что из сита сыпется в миску? Как еще можно использовать это волшебное сито?

Обнаруживаем, что в нашей песочнице много камешков. Дети самостоятельно просеивают песок. Что осталось в сите? Что крупнее, песок или камешки? Почему крупные вещества остаются в сите? Для чего необходимо сито? Есть ли у вас дома сито? Как его используют мамы, бабушки?

ОПЫТ №3

Цель: развивать познавательный интерес; познакомить детей со способами изготовления цветного песка, перемешав его с цветным мелом; научить пользоваться теркой.

Материал: цветные мелки, песок, мелкие терки, миски, ложки, 2 мешочка (с мелом и песком, листы бумаги, клеевые карандаши.

Дети рассматривают содержимое мешочков. Что это? Какой песок? Что с ним можно делать? Какого цвета мел? Какой мел на ощупь? Можно ли его сломать? Для чего он нужен? Может ли песок быть цветным? Как сделать его цветным? Что будет, если песок перемешать с мелом? Как сделать, чтобы мел был таким же сыпучим, как песок?

Воспитатель показывает терку. Что это? Как ею пользоваться? Дети по примеру воспитателя берут миски, терки и трут мел. Что получилось? Какого цвета у тебя порошок (спрашивает у каждого? Как теперь сделать песок цветным? Дети насыпают песок в миску и перемешивают ложкой. Рассматриваем красивый цветной песок. Как мы можем использовать этот красивый цветной песок? (Будем делать красивые рисунки).

ОПЫТ №4

Цель: закрепить представления о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить, показать, что песок пропускает воду; развивать любознательность и конструктивные умения.

Материал: песочница, совки, грабли, лейки с водой, камешки, целлофановый пакет.

Что это? (собачка, машинка, уточка). У всех игрушек есть свой домик. Собачка живет (в конуре, машина… (в гараже, уточка… (в пруду, озере). Давайте для каждой игрушки построим домик из песка. Из какого песка лучше всего строить? Как сделать его мокрым? (Дети поливают песок). Почему песок стал мокрым? Куда девается вода? Дети строят конуру и гараж. Как сделать озеро для уточки? В песке роем ямку и наливаем туда воду. Вода ушла в песок. В ямку кладем целлофановый пакет, обкладываем камешками – это берега – наливаем воду. Вода осталась на месте. Почему? Пакет не пропускает воду.

ОПЫТ №5

Цель: выявить, что песок рыхлый, сыпучий, а глина – нет.

Материал: стаканчики с песком и глиной, листы бумаги или одноразовые тарелочки.

Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на тарелочку. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать, песок или глину? Песок. Поэтому и говорят, что песок «сыпучий». А глина слипается комочками и поэтому сыплется плохо. Песок рыхлый, сыпучий, а глина – нет.

ОПЫТ №6

Цель: выявить, что сухой песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из маленьких частичек, которые будто взялись за руки и прилипли друг к другу.

Материал: стаканы с песком, глиной, одноразовые тарелочки, лупы.

Насыплем на тарелочки немного песка и глины. С помощью лупы рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Какие они? (маленькие, круглые). Похожи ли они друг на друга? Таким же образом рассматриваем глину. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипая к своим «соседкам». А в глине частички очень мелкие, они прилипают друг к другу и слипаются в комочки. Частички глины похожи на пылинки. Они меньше песчинок.

ОПЫТ №7

Цель: закрепить свойство песка (рыхлый).

Материал: палочки, стаканы с песком и с глиной.

Возьмём палочку и попробуем посадить ее по очереди в стакан с песком и с глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче «посадить деревце»? Сухая глина твердая, поэтому палочку в нее воткнуть трудно. А песок состоит из песчинок, которые «не держатся друг за друга». Палочка легко расталкивает песчинки, поэтому в песок ее воткнуть легче. Песок рыхлый.

ОПЫТ №8

Цель: выявить, что во влажную землю растение сажать легче.

Материал: палочки, стаканы с песком, с глиной, с водой.

Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Каким он стал? (влажным, мокрым). А куда исчезла вода? Она «спряталась» между песчинками. Попробуем посадить палочку в мокрый песок. В какой песок палочка входит легче – в сухой или в мокрый?

Наливаем немного воды в стакан с глиной. Быстро или медленно водичка «прячется» в глине? Медленно, медленнее, чем в песок. Часть воды остается сверху на глине. Сажаем палочку во влажную глину. Палочка легче входит в мокрую глину или в сухую? Скажите, когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в саду, он поливает землю или она сухая? Во влажную землю растения сажать легче.

ОПЫТ №9

Цель: определить, что лучше всего вода проходит через камни, хорошо – через песок, а глина воду не пропускает.

Материал: 3 пластиковые бутылки с отрезанным дном, поролон, песок, камни, глина, тарелочки, стаканы с водой.

Бутылки перевернуть, вложить в горлышки поролон и заполнить разным материалом: мелкими камешками, песком, глиной. Под бутылками разместить тарелочки. Налить в каждую бутылку воды. Налить в каждую бутылку воды. В какой из бутылок вода исчезнет быстрее? Почему? Быстрее всего вода пробегает между камешками, затем – сквозь песок. Глина же не пускает воду : ее частички слиплись, и вода не может найти себе места среди них.

ОПЫТ №10

Цель: выявить свойства глины (влажная, мягкая, делится на части) и камня (сухой, твердый, не делится на части, из него нельзя лепить).

Материал: дощечки для лепки, глина, речной камень, модель обследования предмета.

По модели обследования предмета воспитатель предлагает детям выяснить, можно ли изменить форму предложенных природных материалов. Для этого он предлагает нажать на глину, камень. Где осталась ямка от пальца? Какая глина? (влажная, мягкая). Почему на камне не осталось ямки? (сухой, твердый).

Дети по очереди берут камень в руки, мнут его, катают в ладонях, тянут в разные стороны. Изменил ли форму камень? Почему нельзя отломить от него кусочек? (твердый, из него ничего нельзя слепить, нельзя разделить на части). Дети то же самое проделывают с глиной. Чем отличается глина от камня? Глина не такая, как камень, она мягкая, делится на части, меняет форму, из нее можно лепить. Попробуйте постучать комочком глины о камень и двумя камнями друг о друга. В чем разница?

Дети лепят из глины угощения. А почему наши фигурки не разваливаются? Глина вязкая, сохраняет форму. Какой еще материал похож на глину? (пластилин). Можно все то же самое проделать с пластилином.

ОПЫТ №11

Цель: показать разнообразие камней по внешним признакам.

Материал: разнообразные камни, мисочки с водой.

Рассмотрим, какие бывают камни. Найдите среди них самый большой (маленький, самый красивый (невзрачный) и т. д. Пусть дети обоснуют свой выбор.

Выложите камни в ряд от большого к маленькому, от шершавого до гладкого, от белого до самого темного. Выберите камушки, похожие на овал, круг, четырехугольник. С закрытыми глазами выбираем самый гладкий (шершавый, самый круглый (неровный).

Рассматриваем самый круглый камень. Как вы думаете, этот камешек всегда был таким круглым или у него были углы? Вода двигает морские и речные камушки. Они трутся о песок, друг о друга, и острые углы постепенно исчезают, стираются, - так камушек становится круглым. Дети берут камешки в ладони, трясут их, ударяют друг о друга, слушают, как они стучат.

ОПЫТ №12

Цель: показать, что камни бывают разные по температуре и гладкости поверхности, что в тепле они нагреваются; в воде камни становятся мокрыми и изменяют цвет.

Материал: камни, разные по цвету, размеру, форме, шероховатости, емкости с водой, салфетки.

Потрогаем разные камешки. Холодные они или теплые? Шершавые или гладкие? Зажмите камешек в кулаке и подержите. Каким он стал (теплым). Почему (руки теплые). Значит, камешки могут нагреваться. Это можно показать и на прогулке, когда камни на солнце нагреваются. Можно вспомнить каменный берег моря.

Что будет, если мы положим камешек в воду (предположения детей). Он утонет? Будет плавать? Бросим камешек в воду и понаблюдаем, что произойдет. На воде образуются круги. Может ли камешек плавать? Опустим в миску еще несколько камешков, потрогаем их в воде и вынем. Можно положить в емкость большой камень и полить его водой. Что изменилось? Какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими? Какие камешки красивее?

Публикации по теме:

«Любознайка». Перспективный план кружковой работы с детьми средней группы дата № занятия цель сентябрь 1 Тема: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» Закрепить представления детей об органах чувств, их значении (уши.

Экологическое воспитание дошкольников. Опытно-экспериментальное занятие в младшей группе «Песочная страна»Экологическое воспитание дошкольников. Опытно-экспериментальное занятие в младшей группе «Песочная страна» Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого песка лепить, познакомить со способом изготовления рисунка из песка. Материал:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека опытов по разделу «Камни, глина, песок» для работы с детьми 4–5 лет
Опубликовано: 10 апреля 2014 в 23:51
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека опытов по разделу «Камни, глина, песок» для работы с детьми 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Елена Смирнова (УИ 197323) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД