Нина Александровна Волкова
Картотека «Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет «Март-капельник»
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение «Весна».
Задачи. Расширять представления детей о чередовании времён года, об изменениях в природе в связи со сменой времени года. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Развивать познавательный интерес детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите, что вы чувствуйте? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года? (
— Сейчас по календарю весна. Дети, а какое время года было перед весной?
Публикация «Картотека „Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет „Март-капельник“» размещена в разделах
— Перед весной была зима. Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева.
Зима недаром злится,
Прошла её пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
— Дети, почему злится зима?
— Зима не хочет нас покидать. Загостилась у нас зима, но пора и честь знать. Дети, что изменилось в природе ранней весной?
— Солнце пригревает, холод и стужу прогоняет, снег оседает, от тепла тает. Дети в какое время суток весна сильнее днём или ночью?
— Днём весна, ночью зима. Дети, как вы думаете, почему?
— Днём весне солнце помогает, а ночью солнышка спит. Зима ночью стужу да холод посылает, всё вокруг замерзает. Дети, что мы узнали о весне, как времени года?
Вывод. Мы узнали, что весна – это время года, которое наступает после зимы.
Дополнительно в масленичную неделю.
Рассказ педагога «Масленица – встреча».
Задача. Продолжать знакомить детей с народными традициями.
Беседа.
— Дети, на этой недели мы празднуем Масленицу. Кто из вас знает, что это за праздник?
— Масленица – древний славянский праздник, который символизирует проводы зимы и радостное ожидание весны.
Веселись, народ:
В гости Масленица идёт
С пирогами и блинами, –
Весну под руку ведёт!
Будем петь, гулять, –
Весну-матушку встречать!
На санях кататься,
Блинами баловаться!
— Понедельник – это день Встречи. Масленицу встречаем, гостей созываем.
Исследование «Солнечный день».
(В солнечный день).
Задачи. Поощрять желание детей наблюдать за погодой. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и настроением людей. Развивать эмоциональную сферу детей.
Исследование.
— Дети, какой сегодня день, пасмурный или солнечный?
— Дети, как вы определили, что сегодня солнечный день?
— В солнечный день ярко светит солнце. Дети, какие чувства вызывает солнечный день: грусть или радость?
— Солнечный день – это радостный день. Дети, как по-другому можно назвать солнечный день?
— Хороший, весёлый, радостный. Дети, как вы думаете, почему такие чувства вызывает солнечный день?
Солнышко проснулось,
В небе засияло.
Люди улыбнулись,
Веселее стало.
— Дети, и мы с вами улыбнёмся друг другу и солнышку. Солнце дарит нам тепло и свет. Долго длилась зима. Солнце светило, но не грело. Нам, людям, не хватало солнечной энергии. Закройте глаза, поднимите, пожалуйста, лицо к солнцу. Погреемся в лучах весеннего солнца, зарядимся солнечной энергией. Только, пожалуйста, не открывайте глаза, яркий солнечный свет опасен для глаз. Дети греются в лучах солнца
— Дети, что вы чувствуете? Какие лучи весеннего Солнца?
— Лучи весеннего солнца тёплые, приятные. Дети, что мы узнали о солнечном дне?
Вывод. Дети, мы узнали, солнечный день – это радостный день. Он дарит тепло и свет, заряжает нас солнечной энергией.
Весёлые упражнения «Весна».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Снег теперь уже не тот – Руки в стороны, ладонями вверх.
Потемнел он в поле, Наклон вперёд, руки вперёд плавно в стороны.
На озёрах треснул лёд, Встаём прямо. Руки на пояс.
Будто раскололи. Притопы на каждый слог в словах.
Облака бегут быстрей, Бег на месте, руки полусогнуты в локтях.
Небо стало выше, Встаём прямо, руки вверх.
Зачирикал воробей Руки на пояс, прыжки на месте.
Веселей на крыше.
Самуил Маршак
Дополнительно в масленичную неделю.
Рассказ педагога «Масленица – заигрыш».
Задача. Продолжать знакомить детей с народными традициями.
Беседа.
— Дети, какой праздник мы празднуем на этой неделе?
— Масленица – древний славянский праздник, который символизирует проводы зимы и радостное ожидание весны. В масленицу обязательно пекли блины. Дети, как вы думаете, почему?
— Блин круглый, как солнце. Блины солнышку посвящали, солнце прославляли.
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару – разбирайте!
Похвалить не забывайте.
— Вторник – это "заигрыш". В игры играли, блинами угощали.
Весёлые упражнения «Масленица».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.
Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Веселись, народ:
В гости Масленица идёт Ходьба на месте.
С пирогами и блинами, – Плавно руки вперёд, ладонями вверх.
Весну под руку ведёт! Руки на пояс.
Будем петь, гулять, –
Весну-матушку встречать! Притопы на каждый слог в словах.
На санях кататься, Руки вперёд, сжать кулачки.
Блинами баловаться! Округлённые руки перед собой, пальцы в замок
Подвижная игра «Матушка Весна».
Задачи. Поддерживать интерес детей к весенним изменениям в природе, к народному фольклору. Упражнять детей в ходьбе друг за другом, не изменяя темпа движения. Развивать ловкость детей, быстроту реакции, смекалку. Закреплять умение детей действовать по сигналу. Поощрять ответственное отношение детей к выполнению ведущей роли в игре. Формировать умение детей осознанно относиться к выполнению правил игры. Воспитывать в детях честность, справедливость в играх со сверстниками.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
В игры играем,
Весну закликаем.
— Дети, весну мы долго ждали, по ней скучали. С давних времён народ весну закликает, в игры играет. Вот и мы с вами в игру играем, весну зазываем. Игра называется «Матушка Весна». Построим мы с вами ворота. Двое детей, держатся за руки, поднимают руки вверх. В ворота потечёт ручеёк. Ручеёк – это остальные дети, они держатся за руки, как в хороводе. Ручеёк течёт, все закличку поют.
Идёт матушка-весна,
Отворяй-ка ворот.
Первый март пришёл,
Белый снег сошёл.
Второй шагает апрель
Подарит нам капель.
Третий месяц май,
Вся Земля расцветай!
Сколько хочешь гуляй,
Но смотри, не зевай!
— Дети, пока слова заклички звучат, ворота открытые стоят. Закличку завершаем, ворота закрываем. С последним словом «ворота» опускают руки, «захлопываются» и ловят тех детей, которые оказались в это время под «воротами». Пойманные тоже становятся «воротами». Они встают рядом и берутся за руки, удлиняя ворота.
Педагог не участвует в игре, а наблюдает со стороны, произносит закличку. Если количество пойманных не чётное, временно встаёт в ворота.
— Игра продолжается, пока все дети не будут пойманы. Дети, правила игры запоминаем, правила не нарушаем.
Правила игры:
слова игры все дружно повторяем, Весну зазываем;
ручеёк плавно в ворота протекает, движение не ускоряет;
ворота не закрываем, пока весну зазываем.
Игра продолжается, пока дети поддерживают к ней интерес.
Наблюдение «Март – капельник».
Задачи. Расширять знания детей об изменениях в природе весной. Обогащать природоведческий словарь детей. Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев. Развивать познавательный интерес детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите, что вы чувствуйте? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, кто помнит, какой сейчас месяц?
— Март – это весенний месяц.
Что такое? В чем же дело?
Небо вдруг заголубело,
И умчались злые стужи.
На дворе – капель да лужи.
Кто же в этом виноват?
Ну, конечно, месяц март!
Ирина Пивоварова
— Дети, как в народе называют март?
— Март – зимобор. Ещё март называют «капельник». Как вы думаете, почему?
— В марте начинает тает снег, на земле, на крышах. С крыш свисают сосульки. На солнышке сосульки тают и вниз капают капельки воды.
Педагог показывает детям на сосульки, если есть такая возможность.
— Дети, что мы нового узнали о марте?
Вывод. Дети, мы узнали, что в народе март называют капельник, потому что с сосулек капают капельки воды.
Дополнительно в масленичную неделю.
Рассказ педагога «Масленица – лакомка».
Задача. Продолжать знакомить детей с народными традициями.
Беседа.
— Дети, какой праздник мы празднуем на этой неделе?
— Масленица – древний славянский праздник, который символизирует проводы зимы и радостное ожидание весны. Дети, как вы думаете, почему Масленицу назвали Масленицей?
— В древние времена было голодно и холодно зимой не только животным, но и людям. Весной у коровок больше молока. Из молока сбивали масло.
Здравствуй, Масленица-матушка!
Принесла ты нам оладушки,
Чаши полные сметанки,
Шаньги, пироги, баранки!
Мы тебя восславить рады
За подобные отрады!
Веселись, честной народ,
Весна стучится у ворот!
— Среда – это "лакомка". Богатый стол накрывали, да гостей угощали.
Целевая прогулка по участку детского сада. Исследование «Как растут сосульки?»
Задачи. Расширять представления детей о свойствах воды. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Развивать познавательную активность детей.
Исследование.
Вот и кончился мороз,
Солнце светит весело.
А сосулька длинный нос
Над окном повесила.
Почему она грустна?
Приближается весна!
Алексей Ерошин
— Дети, где растут сосульки?
— Дети, приглашаю вас в путешествие. Цель нашего путешествие – найти, где растут сосульки? Дети, как вы считаете, сосульки нужно искать внизу или вверху?
— Дети, во время путешествия внимательно смотрите на деревья, на крыши домов. Кто увидит сосульки, расскажет всем.
Дети вместе с педагогом идут вокруг детского сада в поисках сосулек. Педагог благодарит каждого ребёнка, кто заметил сосульки. С солнечной стороны здания, где больше сосулек, педагог проводит беседу.
— Дети, как вы считаете, почему с этой стороны больше всего сосулек?
— Дети, вы обратили внимание, что с этой стороны здания больше солнца. Это солнечная сторона. Дети, по вашему мнению, как рождаются сосульки?
— Солнце нагревает снег на крыше, снег тает, превращается в воду, вода стекает с крыши вниз. Ночью, холод замораживает воду, и она превращается в ледяные сосульки. Дети, как вы считаете, что происходит с сосулькой днём?
— Сосулька тает и начинает плакать капельками. Дети, как вы думаете, что произойдёт с сосулькой ночью?
— Ночью сосулька замёрзнет и станет ещё больше. Дети, почему сосулька растёт вниз, а не вверх?
— Капельки воды притягиваются Землёй. Вода бежит вниз к земле, а ночью замерзает. Сосулька становится длиннее там, где больше капелек. Поэтому сосулька растёт вниз. Дети, что мы узнали о сосульках?
Вывод. Сосулька – ледяная, это замёрзшая вода, которая стекает с крыш на солнечной стороне. Сосульки растут вниз.
Дополнительно в масленичную неделю.
Рассказ педагога «Масленица – разгуляй».
Задача. Продолжать знакомить детей с народными традициями.
Беседа.
— Дети, какой праздник мы празднуем на этой неделе?
— Масленица – древний славянский праздник, который символизирует проводы зимы и радостное ожидание весны.
Собирайся, народ!
Весна красная идёт!
Надо зимушку спровадить,
Дружно Масленицу сладить!
Так что пой, гуляй, пляши
Семь денёчков от души!
— Четверг – это "разгуляй". Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки, катались в санях на лошадях.
Исследование «Осторожно – сосулька!»
Задачи. Расширять представления детей о свойствах льда. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Обогащать речь детей прилагательными. Развивать познавательную активность детей.
Материал к исследованию. Педагог приносит на участок несколько сосулек.
Исследование.
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а весною,
С крыш свисает не висюлька,
А ледяная… Сосулька.
Педагог показывает детям сосульки.
— Дети, исследования начинаем, тайны сосулек отгадаем. Что такое сосулька?
— Сосулька – это замёрзшая вода. Дети, как нам это доказать?
— Если сосульку положить на солнце, она начинает тает. Или поддержать сосульку тёплой рукой.
Педагог кладёт одну сосульку на тёмную поверхность на солнечном месте. Другую маленькую сосульку держит в руке.
— Дети, сосулька какая? Дети обследуют сосульки.
— Сосулька ледяная, твёрдая, гладкая, хрупкая, прозрачная. Дети, где чаще всего появляются сосульки?
— Сосульки растут на краях крыш. Дети, если большая сосулька упадёт с крыши на человека, что произойдёт?
— Сосульки твёрдые, на конце острые, как нож. Если сосульки упадут на человека, они его поранят или убьют. Дети, как опасности нам избежать, от сосулек не пострадать?
— Когда из подъезда выходим, нужно посмотреть вверх, не висят ли сосульки на карнизе. Быстро проходим опасные места. Не стоим близко к дому, так как сверху падают сосульки. Дети, а что ещё может упасть с крыши?
— Весной с крыш домов, балконов соскальзывает снег. Снег весной мокрый, тяжёлый. Дети, сосульки такие красивые, прозрачные, похожи на леденец. Как вы считаете, можно сосульки брать в рот и сосать? Почему?
— Зимой грязь из воздуха оседала на крыши домов. Сосульки – это растаявший грязный снег с крыши. Сосульки внутри незаметные бактерии и вирусы хранят, заразит вас они хотят. Дети, сосульки в рот не берите, здоровье своё сберегите. Дети, можно ли сосульками играть в снежки? Почему?
— Сосулька тверда, больно ударит она. Дети, напомню вам правила безопасности.
Правила собственной безопасности весной.
Близко с домом не играем, сосулек и снегопада с крыши избегаем.
Сосулька вирусов полна, не кушаем её, друзья.
Сосульки не кидаем, твёрдая она, не забываем.
За малышами наблюдаем, от опасности малышей спасаем.
— Дети, что мы узнали нового о сосульке?
Вывод. Сосульки опасны. Дети, опасности избегайте, правила безопасности соблюдайте.
Игровое упражнение «Комплимент».
Задачи. Показать детям, как дарить радость другим людям с помощью добрых слов. Развивать эмоциональную сферу детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Игра.
— Дети, как вы думаете, можно подарить радость с помощью слов?
— С давних пор люди говорят друг другу комплименты. Комплимент – это приятные слова, цель которых доставить радость человеку. Вы похвали нарядное платье подруги, или умение друга. Вы сделали комплимент, подарили радость. Дети, запомните секреты комплимента.
Секреты комплимента:
подойдите к человеку, посмотрите ему в глаза,
назовите его по имени,
скажите что-то приятное.
Педагог говорит комплименты, всем детям по очереди соблюдая секреты комплимента.
— Дети, вам приятно слушать комплименты? .
— А теперь вы подарите радость своим друзьям, скажите комплименты друг другу.
Дети свободно перемещаются по участку и говорят друг другу комплименты.
— Чудесно, дети! Добрые слова радость дарят нам.