Папки-передвижки

Картотека познавательных игр с песком (подготовительная к школе группа)

Марина Гусева
Картотека познавательных игр с песком (подготовительная к школе группа)

1. Игра «Что нового?»

Цель: развитие произвольного внимания.

Взрослый рисует на песке любую геометрическую фигуру. К песочнице по очереди подходят дети и пририсовывают какие–либо детали, создавая картину. В это время когда один ребенок находится у песочнице, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длиться игра, тем сложнее искать новые детали.

2. Игра «Ребятушки-загадушки»

Игра учит определять предмет по его характерным признакам.

Необходимый инвентарь: игрушки.

Публикация «Картотека познавательных игр с песком (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах

Как играем: прячем в песок игрушки, сходные по общим признакам: животные, птицы.

Ребенок находит игрушку в песке, воспитатель загадывает загадку: «Мягкая, пушистая, бегает по деревьям» и т. п. Ребенок должен отгадать ее и дополнить, например: собирает грибы, живет в дупле. Меняйтесь ролями — это развивает логичность речи ребенка. Кто загадок загадает больше, тот и победил.

Закрепляем: играть можно на улице, в дороге. Усложняем: в дальнейшем используйте словесный вариант игры. Берите качества предметов, их функции: на нем сидят или это нужно для работы в огороде и т. д.

3. Игра «Ассоциация»

Цель: развитие речи и мышления.

Группа детей выстраивается в круг. Один ребенок на ощупь находит в песке 2 карточки с картинками. Например, щенок и мячик. Детям по очереди предлагается связать эти два слова в одно предложение. Кто последний придумает предложение, тот и выиграл. В предложенном примере могут возникнуть следующие ассоциации.

Щенок играет в мячик.

Щенок прыгает как мячик.

Щенка надо кормить, а мячик — нет.

Щенок пушистый и теплый, а мячик гладкий и холодный.

У щенка глаза круглые, как мячик. Дети любят играть со щенком и мячиком.

Дети достают карточки по очереди.

4. Игра «Праздник в городе»

Цель: развитие мышления, внимания, речи.

Воспитатель рассказывает историю о сказочном городе. В одной волшебной стране был большой пребольшой (маленький-премаленький) город. Жители его очень любили и старались, как могли украсить. Скоро в городе будет праздник, и жители объявили конкурс на лучшее украшение и оформление города (улицы, дома, витрины, клумбы).

Дети произносят волшебные слова «Крибле-крабле-бумс» и начинают строить сказочный город. После завершения работы рассказывают о том, что получилось, делятся впечатлениями.

5. Игра «Чем похожи и чем отличаются?»

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

Оборудование: песочница; игрушки и карточки с картинки; 10 пар картинок или игрушек, например: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.

Дети поочередно находят пару картинок и объясняют сходство или различие между изображенными предметами.

6. Задание «Нарисуй и зачеркни»

Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.

Дети по очереди подходят к песочнице и рисуют на песке по заданию воспитателя.

Взрослый предлагает детям:

• Нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть лишнюю фигуру;

• Нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру;

• Нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую фигуру и т. п.

7. Игра «Сладкоежки»

Цель: игра помогает формировать зрительный контроль; развивает восприятие величины.

Необходимый инвентарь: песочница, рисунки банок с вареньем, надкусанных яблок, маленькие игрушки животных.

Как играем: ребенку находит в песке несколько нарисованных банок с вареньем различной степени наполнения. Спросите, из какой банки Карлсон съел больше всего варенья? Попросите объяснить, почему он сделал такие выводы? Другой ребенок ищет рисунки надкусанных яблок и фигурки животных. Попросите его ответить, какое яблоко, по его мнению, кусал медведь, заяц, воробей, гусеница и т. п.? Почему он так решил?

Закрепляем: нарисуйте следы медведя, зайца, мышки. Где чьи следы? На улице попросите ребенка определить, где на снегу следы птички и собаки? И т. п

8. Игра «Да - нет, говорите»

Игра учит угадывать предмет по описанию методом наводящих и отсекающих вопросов.

Как играем: предложите ребенку угадать овощ, который вы спрятали в песке, по его описанию. Например: овощ, бывает крупный и мелкий, растет на грядке (морковь). Пусть ваш исследователь методом наводящих вопросов (какого он бывает цвета, какой формы, что из него готовят) с вашей помощью попробует дать верный ответ.

Закрепляем: загадывать и прятать в песок можно любой знакомый предмет или картинку, постепенно усложняя задачу. Например: «Это предмет женской одежды» {платье). Ребенок перечисляет: «Юбка?» (нет, «Кофта?» (нет, «Длинное?» (бывает — да, бывает — нет).

Пусть ребенок попробует сам загадать предмет, а вы будете пытаться с помощью вопросов угадывать.

9. Д/и «Безопасный песок».

Цель: познакомить детей со свойствами песка.

Познакомить детей с правилами безопасной работы с песком.

Содержание: воспитатель показывает, как можно, глубоко погрузив руки в чистый речной песок,. перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, рисовать. Познакомить детей безопасно работать с песком.

10. Решение логических задач

Цель: учить детей находить по описанию местонахождение игрушки, повторять название цвета и геометрической фигуры.

Материал: цветные рамки из геометрических фигур, мелкие игрушки.

Ход : спрятана игрушка: не в жёлтом квадрате, не в красном, а между зелёным и красным; не в первом, не в третьем, не в красном и т. д.

Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне.

Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне.

В каких вагонах едут мышка и цыпленок?

Стрекоза сидит не на цветке и не на листке.

Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке.

Божья коровка сидит не на листке и не на грибке.

Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)

В трех тарелках лежат разные фрукты.

Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке.

Апельсины не в синей и в розовой тарелке.

В какой тарелке лежат сливы?

11. Дидактическое упражнение «Весёлые раскопки»

Цель: активизировать социально – эмоциональный опыт детей путём расширения их представлений об окружающем мире; развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

Материал: песочница с песком, мелкие игрушки, кисти для раскопок, совочки.

Ход игры:

Воспитатель заранее прячет в песке нужный материал – полуразрушенный замок из кубиков, животных, цифры, геометрические фигуры и т. д. дети откапывают, что спрятано в песке. Копать нужно очень осторожно, снимая песок тонкими пластами, ни в коем случае не углубляясь, не выкапывая ям. Если лопатка наткнется на какой-то предмет в песке, ее нужно срочно сменить на большую кисточку и дальше работать уже только кисточками, осторожно освобождая поверхности находки. В процессе игры дети получают знания об окружающем мире, учатся фантазировать и выдвигать свои гипотезы (если это замок, животные, инопланетяне, яйца и т. д., закрепляют знания о цифрах, буквах, счёте предметов и т. д.

12. Игра «Будь внимательным»

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

Ход игры: Педагог говорит детям найти в песке предметы (картинки, геометрические фигуры, буквы, цифры) и назвать лишнее». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул и т. д. После каждого выделенного «лишнего» педагог просит ребенка объяснить, почему этот предмет не подходит в данную группу.

13. Игра «Мое имя»

Цель: формировать умение составлять слова, развитие зрительного восприятия, мышления и речи.

В песке спрятаны буквы (имя играющего). Ребенок должен найти их и составить свое имя. В последующих играх педагог добавляет буквы из других имен.

14. Игра «Страна слов»

Цель: формировать умение составлять слова из букв, развитие зрительного восприятия, внимания, мышления.

На поверхности песка написано слово с пропущенной буквой. Ребенку предлагается написать пропущенную букву палочкой.

15. Игра «Секретики»

Цель: совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Педагогом и ребенком поочередно готовятся «секретики», используя различные предметы (фантики, пуговицы, блестки, цветочки и пр.) на поверхности песка. А затем играющим предлагается по очереди найти «секретик», используя лишь перышко или тонкую палочку.

16. Игра «Кладоискатели»

Цель: развитие мышления и речи, совершенствовать умение определять пространственное направление

Детям предлагается «засекретить» геометрические фигуры, буквы, цифры. Спрятать клад.

17. Игра «Сапер»

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений.

Рука одного играющего превращается в «мину» : она может находится в песке в любом положении. Задача другого играющего – «сапера», откопать «мину» не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками или перышками.

18. Игра «Бусы для мамы»

Цель: развитие внимания, мышления, умение определять пространственное направление.

«Что же делать? Где взять бузы для красавицы моей?

Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!»

С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.

19. Игра «Кратчайший путь»

Цели: совершенствовать навыки измерения при помощи условной меры, развивать умение ориентировки на песочнице.

Дети определяют маршруты в песочнице до указанного предмета с использованием условной меры и сантиметровой линейки.

20. Игра «Написание букв, слов на песке»

Цель: развивать память, мышление, закреплять образцы букв.

(Пальцем, палочкой, «змейками» - простыми веревочками с узелком на конце).

21. Д/у «Веселые преобразования»

Цель: развивать память, мышление, закреплять образцы букв.

Превращаем одну букву на другую, рисуя их на песке и т. д.

22. Игра «Кто быстрее?»

Цель: развивать мышление, память, закреплять образцы букв, учится составлять слова по образцу.

Игра-соревнование проводится с детьми в парах, тройках в двух песочницах. Победитель тот, кто быстрее откопает буквы и выложит слова по образцу.

23. Игра «Фантазия из песка»

Цель: развитие мышления и речи.

Цветной песок хаотично насыпаем на бумажные тарелочки, листы бумаги. Педагог предлагает рассказать, что увидели дети.

24. Игра «Сказочники Песчаной страны»

Цель: совершенствовать умение детей составлять рассказы, развитие мышления и речи.

Моделирование из песка сказочных сюжетов с использованием мелких фигурок, составление и рассказывание сказок, рассказов о них.

25. Игра «Там неизведанных дорожках.»

Цель: развитие зрительного восприятия, мышления, развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений.

Прохождение по поверхности песка пальцами, сгруппированными по два, три, четыре, пять. Педагог предлагает представить, чьи это могут быть следы.

26. Игра «Лабиринты»

Цель: развитие у детей логики, мышления, внимания.

Одни устраивают песочные лабиринты, другие ищут выходы из них.

27. Игра «Угадайка»

Цель: развивать память, мышление, закреплять образцы букв.

В песке спрятаны буквы (количество варьируется). Ребенок находит буквы и составляет слова.

28. Игра «Узор под диктовку»

Цель: развитие внимания, наблюдательности, ориентировки в пространстве.

Воспитатель дает указания, в каком углу, каком месте песочницы положить тот или иной предмет. Можно использовать природный материал.

29. Игра «Что исчезло?»

Цель: развивать память, наблюдательность.

Материал: камни разных цветов и размеров.

Ход игры:

Воспитатель прячет в песок несколько отличающихся друг от друга камней и предлагает их найти и заполнить. Затем выбирается ребенок считалкой, и воспитатель предлагает ему отвернуться в это время убирается один из камешек. Задача ребенка – определить, какой убран камень.

Чем больше камней и чем меньше они различаются, тем сложнее задача. В эту игру можно играть и во время экскурсий, прогулок, нарисовав на земле квадраты, в каждый из которых кладется один камешек.

30. Игра «Что такое горы»

Цель: дать представления о равнинах и горах, их образованиях с помощью моделирования; развивать любознательность интерес.

Материал: кусок ткани, раскрашенный в зеленые и коричневые цвета, камни, песочница.

Ход игры:

Разложить ткань на песочном столе. Представим, что это участок земли. Можно назвать такое место ровным? Оно так и называется - равнина. Теперь предложите детям положить под ткань предметы разной высоты, например, камни (их можно класть только под участки коричневого цвета). Рассмотрим наш участок. Он ровный или нет? На нем появились горы. Так и в природе горы чередуются с ровными участками. Открыть участок с песком – это пустыня. Можно добавить фигурки животных и объяснить кто где обитает (или предложить это сделать детям).

31. Игра «Сочиняем рассказы и сказки»

Цель: развивать творчество; связную речь; память, мышление, внимание.

Материал: песочница, фигурки. разные камешки.

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребенку найти камешек или фигурку и рассказать о нем сказку или рассказ. Например, где «жил» раньше этот камешек, как он появился на свет, как попал в детский сад, нужен ли он людям. Сочинять можно от лица камня. Можно также составить коллективную сказку или рассказ. Взрослый предлагает начало: «Далеко- далеко, на самой большой вершине горы, лежал большой- большой, старый камень…». Каждый из детей дает свой вариант продолжения текста.

32. Игра «Ящик ощущений»

Цель: развивать тактильную память, внимание.

Материал: ящик ощущений (песочный стол, разные камни, мелкие игрушки

Ход игры:

1-й вариант. Положите в ящик несколько предметов, в том числе один - два камня. Предложите ребенку определить, что находится внутри. Спросить у ребенка, по каким признакам определил, например, что это камень? Пусть скажет, что он чувствует, - какой предмет на ощупь? (гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, теплый, холодный, тяжелый, легкий и т. д.).

2-й вариант. В ящике ощущений лежат только камни (их количество равно количеству детей). Каждый ребенок вытаскивает один образец, предварительно рассказав о его характеристиках, которые он определил на ощупь. Когда все камни окажутся на столе, сравните их.

3- й вариант. Педагог описывает предмет, а ребенок на ощупь находит его среди других образцов, например: «Выбери, круглый, гладкий, маленький». И т. п.

33. Игра «Песочные строители»

Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.

Ход игры: Педагог: «Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.

В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток. И т. д.»

Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

34. Игра «Веселые соревнования»

Цель: упражнять в согласовании движений пальцев рук со словами. Развивать у детей дух соревнования, стремление добиваться поставленной цели. Воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, умение достойно побеждать и проигрывать.

Оборудование: песочница (или ящик) с сухим песком, таблички с надписями «Старт», «Финиш», разноцветные пластмассовые пробки (препятствия).

Ход игры. Педагог предлагает детям разделиться на две команды, самостоятельно придумать названия. Воспитатель говорит, что для того, чтобы наши пальчики могли красиво рисовать, лепить, мастерить, их надо тренировать. Детям предлагается бегать наперегонки пальчиками. При этом произносить слова: Побежали вдоль реки пальцы наперегонки.

Бежать пальчики должны от таблички «Старт» до таблички «Финиш». Можно придумать и нарисовать на песке какую-нибудь трассу. В конце игры команды получают медали. Болельщикам вручают приз.

35. Игра «Путешествие в сказочный город»

Цель: развитие образного мышления, воображения, речи.

Взрослый показывает ребенку вывеску, на которой изображен шкаф, и спрашивает, как может называться магазин, где продается этот предмет. После того как все вывески рассмотрены, взрослый рассказывает историю о сказочном городе.

Дети произносят волшебные слова «Крибле-крабле-бумс» и начинают строить сказочный город. После завершения работы рассказывают о том, что получилось, делятся впечатлениями.

36. Игра «Строители на сказочном острове»

Цель: развитие воображения, творческого мышления, сенсорного восприятия, художественно-конструкторских способностей, умения строить в соответствии с планом-схемой.

Взрослый рассказывает историю о бутылке, выброшенной на берег моря с письмом внутри. Ребенок берет бутылку и достает письмо следующего содержания.

В океане остров был чудесный,

Никому доселе не известный.

Замки, башни и дворцы

Возвели строители-творцы.

Но черные тучи вдруг набежали,

Солнце закрыли, ветер позвали.

Жители спрятаться только успели,

Огонь, ураган и дождь налетели.

Разрушено все: только камни одни.

Вот что осталось от этой страны.

Теперь не существует дивной красоты.

Остались лишь одни мечты, что.

На этом письмо прерывается.

Взрослый задает детям следующие вопросы для обсуждения:

Как вы думаете, о чем мечтал человек, написавший эту записку?

Что это был за человек?

Взрослый. Ребята, посмотрите, на обороте записки нарисованы чертежи сооружений из блоков различной формы и цвета. Давайте возьмем волшебную палочку, произнесем «Крибле-крабле-бумс» и переместимся на остров Сказки, где попробуем построить чудесные сооружения по чертежам. Осуществим мечту человека. В путь!

Публикации по теме:

«Картотека игр-экспериментов». Подготовительная группа 1.«Кому лучше?» Цель. Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы. Материалы.

Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера (подготовительная группа) 1)Обезьянки (развитие связной речи) Посадите детей спина к спине. Каждому ребенку дайте одинаковый комплект палочек Кюизенера. Например,.

Картотека дыхательной гимнастики (подготовительная к школе группа) Дыхательная гимнастика подготовительная к школе группа (6-7 лет) ВОСПИТАТЕЛЬ: Новикова Инна Геннадьевна № 1 Жуки Дети сидят на стульях,.

Картотека игр и упражнений с кинетическим пескомКартотека игр и упражнений с кинетическим песком Картотека игр и упражнений с кинетическим песком Кинетический песок - это неисчерпаемый источник вдохновения. Предлагаю несколько игр с.

Картотека игр по звуковой культуре речи (подготовительная группа) Подготовительная группа Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков Цели: развивать фонематический слух,.

Картотека игр с песком для снижения психофизического напряжения ИГРЫ С ПЕСКОМ Игра «Здравствуй, песок!» Цель: снижение психофизического напряжения. Содержание. Взрослый просит по-разному «поздороваться.

Картотека игр с песком для детей среднего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное Дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка д/с №10 «Незабудка» Картотека игр с песком для.

Картотека игр с песком по математике 2. Д/и «Разноцветные листочки» Цель: упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме. Понимать и использовать в речи.

Картотека социально –ориентированных игр и Картотека игр на формирование социальных навыков у дошкольников Картотека социально –ориентированных игр у дошкольников Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай Цель: развитие коммуникативных навыков.

Картотека бесед на тему «Зима» (подготовительная к школе группа) Зима. Декабрь. Подготовительная к школе группа. Беседы. Беседа: «Где рождается снег?» Цель: обобщить представления детей о зиме; закрепить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека познавательных игр с песком (подготовительная к школе группа)
Опубликовано: 7 февраля 2019 в 14:27
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД