Картотека проблемных игровых ситуаций для развития взаимоотношений старших дошкольников

Наталья Смирнова
Картотека проблемных игровых ситуаций для развития взаимоотношений старших дошкольников

Картотека проблемных игровых ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.

Целью является усвоение ребенком общественных норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств.

Задача педагога

• научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть;

• дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на создание игровых и проблемных ситуаций;

• формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей;

• воспитывать моральные и нравственные качества.

Проблемная игровая ситуация "Добрые пожелания"

Цель: помочь детям освоить формы выражения доброжелательного отношения к сверстникам. Развивать добрые чувства и культуру общения.

Содержание ситуации:

Инсценировка с куклами-игрушками

Буратино: Я собираюсь в гости к Мальвине. Приготовил подарок (показывает коробку). Но как же мне быть? Я совсем не знаю, что ей сказать. Помню,мне говорили: когда вручаешь подарок, надо сказать пожелание, но я совсем забыл.Скажу так: "На мой подарок! Радуйся!" Кажется, у меня хорошо получилось?

Воспитатель. Как вы, дети, считаете? Будет ли Мальвина довольна таким поздравлением?

(Обсуждение детей)

Проблемная игровая ситуация "Алло, мы ищем таланты!"

Цель: помочь детям увидеть достоинства сверстников.

Содержание ситуации: Часть 1. "Диктор объявляет о том, что на телевидении проходит конкурс "Алло, мы ищем таланты!" Он просит присылать заявки на участие в конкурсе детей, которые умеют хорошо петь, читать стихи, танцевать, рисовать, придумывать интересные истории и др. Условие - аявку делает не сам желающий участвовать, а его друзья. В группу приезжает "корреспондент" с микрофоном и записывает детские заявки. Дети выступают перед микрофоном, рассказывают о достижениях своих сверстников.

Часть 2. (проводится на следующий день) Непосредственно провести конкурс талантов в группе.

Проблемная игровая ситуация "Добрый взгляд"

Цель: уметь увидеть и рассказать о положительных качествах и поступках сверстников.

Содержание ситуации: Дети садятся по кругу. Воспитатель объявляет, что у него есть волшебные очки, в которых можно разглядеть только хорошее, что есть с каждом человеке. Воспитатель, надев волшебные очки, подходит к кому-нибудь из детей, перечисляет его положительные черты ("хорошо рисует, бегает, умеет дружить"). Затем предлагает каждому ребенку примерить очки, посмотреть на других добрыми глазами и постараться увидеть, как можно больше хорошего в сверстнике. Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.

(Разыгрывание ситуации)

Проблемная игровая ситуация "Новенькая девочка"

Цель: побуждать к проявлению внимания и сочувствия к сверстникам.

Содержание ситуации. Марина впервые шла в детский сад и очень волновалась.Воспитательница привела ее в группу и сказала ребятам: "К нам пришла новая девочка. Ее зовут Марина. Она теперь будет посещать нашу группу. Будьте к ней добры и внимательны. " Дети посмотрели на Марину, а потом разошлись по своим делам. Марина подошла к игрушкам и взяла куклу. "Не бери эту куклу, я с ней буду играть!" - сказала Лена. Марина отошла и решила посмотреть, как мальчики играют с машинками. "Отойди с этого места, - закричали мальчики. - Мы здесь будем гараж строить!" Отошла Марина к окну и стала смотреть на улицу. Увидела воспитатель, как печально одна стоит Марина,и сказала детям:

- Как вы думаете, что сказала воспитатель ребятам?

- Правильно ли отнеслись они к Марине?

- Что бы вы посоветовали этим ребятам?

- Как помочь новенькому почувствовать и понять, что в группе ему рады?

Проблемная игровая ситуация "Не поделили игрушку"

Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что сегодня к ним рано утром в детский сад прилетел Карлсон и оставил много игрушек. Воспитатель достает из сумки (посылки) новые игрушки, они все разные и заметно отличаются. Воспитатель предлагает детям разобрать их, а сам наблюдает со стороны. Как правило, дети стараются взять наиболее интересные, яркие игрушки. Претендентов на "самые хорошие" игрушки оказывается слишком много. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация: кому достанется та или иная игрушка?

Воспитатель успокаивает ребят и предлагает разобраться всем вместе в сложившейся ситуации: "Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней поиграть много".

Воспитатель предлагает детям для обсуждения различные варианты разрешения конфликтной ситуации.

- отдать игрушку тому, кто взял ее первым;

- никому не давать игрушку, чтобы не было обидно;

- играть всем вместе;

- посчитаться;

- играть с игрушкой по очереди;

- отдать игрушку Кате, потому что она сама грустная и др.

Эффективность выбора действия часто оценивается его последствиями, а для ребенка сделать такую предвосхищающую оценку самостоятельно - проблематично. Естественно, этому детей необходимо поэтапно учить.

Оценивая свое желание, ребенок может высказать свои предположения по итогам реализации задуманного с положительными последствиями и с отрицательными. В этом случае на "весы" ставятся "две гири", и ребенок перечисляет и кладет на одной "чаше весов" положительные результаты достижения желаемого, а на второй - отрицательные последствия. Что выберет ребенок? Дети размышляют, ищут нужное решение, и если они затрудняются в выборе, педагог в ненавязчивой форме подсказывает им выход, делая его наиболее привлекательным.

Публикации по теме:

Картотека проблемных ситуаций по основам безопасности жизнедеятельности для старших дошкольников «Картотека проблемных ситуаций по основам безопасности жизнедеятельности для старших дошкольников» Проблемные ситуации «В кинотеатре» Вы.

Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности,.

Использование игровых технологий для развития речи старших дошкольников Ребёнок стремиться к познанию с момента осознанного интереса к окружающему миру. Самым первым учителем для ребёнка становиться мама, напевая.

Картотека игр для развития фонематических процессов у старших дошкольниковКартотека игр для развития фонематических процессов у старших дошкольников Игра является основным видом деятельности дошкольников, поэтому использование игр для формирования фонематических процессов у детей с нарушениями.

Картотека проблемных ситуаций «Зоопарк» Словарный запас: энциклопедия, зоопарк, материк, климатическая зона. Рекомендуемые материалы: развивающие игры Воскобовича, «Блоки.

Картотека проблемных ситуаций для воспитанников старшей группы по стимулированию речевой активности Введение «Феномен проблемной ситуации в том, что она является источником мыслительной деятельности» Рубинштейн С. Л. Ребёнок по своей природе.

Картотека проблемных ситуаций с игровым макетом по ПДД «Улица города»Картотека проблемных ситуаций с игровым макетом по ПДД «Улица города» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 Приморского района Санкт-Петербурга 197345, Санкт-Петербург,.

Консультация для педагогов «Использование игровых ситуаций при организации поисковой деятельности дошкольников» Цель мастер-класса Повышение уровня компетенции педагогов в вопросе создания игровых ситуаций при организации поисково-исследовательской.

Опыт работы «Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности старших дошкольников» В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания.

Решение проблемных ситуаций с детьми дошкольного возраста Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет непреходящее значение, так как развитие идет очень бурно и стремительно.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Цветы
  • Головоломки
Автор публикации:
Картотека проблемных игровых ситуаций для развития взаимоотношений старших дошкольников
Опубликовано: 31 августа 2019 в 13:19
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 апреля. День березы

Белоствольной красавице, символу России, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про березу и увлечь интересным...

11 апреля. День оптических приборов на МААМ

В преддверии Дня космонавтики предлагаем поговорить с детьми об оптических приборах. Ведь самые мощные из них – телескопы – с давних пор помогают людям изучать звёздное небо, узнавать больше о звёздах,...

Фотоотчет о лепке из пластилина «Муравей» с детьми 5-го года жизни по теме «Насекомые»
Цель: формировать у детей умение лепить из пластилина муравья. Задачи: - продолжать учить детей средней группы лепить из пластилина шарики и столбики,...
Мастер-класс «Изготовление броши в стиле «Палех»
Мастер-класс «Изготовление броши в стиле Палех» Палех – народный художественный промысел России, возникший в селе Палех после революции 17 года, когда...
Выставка детских рисунков «Безопасность глазами детей»
Выставка детских рисунков «Безопасность глазами детей» Работы выполнялись детьми от 4- 6 лет. Руководители выставки педагоги Коробова Елена Борисовна и...