Наталья Викторовна Шашко
Картотека «Прозрачный мольберт»
▼ Скачать + Заказать документы
Пользуйтесь только водо-растворимыми красками.
1. Рисование пальцами и ладошкой.
Даже никогда не рисуя пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал!
2. Рисование листьями.
Публикация «Картотека „Прозрачный мольберт“» размещена в разделах
Каждую осень мы собираем желтые, красные, рыжие листья, лепестки цветов: роз, тюльпанов. Лепестки и листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, приятны на ощупь. Дети с удовольствием окунают листья в краску и оставляют на мольберте красочные неповторимые оттиски.
3. Штампы и печати.
Сейчас в продаже встречаются наборы штампов для детского творчества. Благодаря ним ребёнок может дополнить свой рисунок подходящими отпечатками. Но если у вас нет таких штампов, не беда. Ведь печатать можно чем угодно. Именно это и будет настоящим творчеством. А еще можно сделать самодельные штампы из картофеля. Для этого разрежьте крупную картофелину пополам, возьмите одну половинку и при помощи острого ножа уберите со среза лишнюю мякоть таким образом, чтобы осталась выступающая поверхность в виде какой-нибудь фигурки: звездочки, ромбика, рыбки. Теперь малыш сможет нарисовать ночное небо и луну, а звезды напечатать, обмокнув картофельный штамп в краску или украсить платье волшебной принцессе аккуратными ромбиками. "Шлепать" такими самодельными штампами очень нравится ребятам.
4. Поролоновые рисунки.
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).
5. Метод монотопии
Это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу или стекло. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или ватной палочкой, или пальцем (не надо единообразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на стекло и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на стекле. В такой технике можно делать не весь рисунок, а отдельные его части, дополняя другими художественными приемами.
6. Рисование маркером
Виды рисования: обводка, штриховка, дорисовка недостающих деталей, особенно нас привлекают задания на одновременное рисование по замыслу.
7. Рисование кремом
-Зимние пейзажи: сугробы снега или небо можно рисовать и используя густой крем.
-На оргстекло наносится любой крем (лучше детский, равномерно распределяется пластмассовым «шпателем» (можно использовать обычную школьную пластмассовую линейку). Теперь рисунок будет хорошо заметен. Такой рисунок имитирует рисование на запотевшем стекле, и стекло можно использовать неограниченное количество раз.
- Пальчики и оргстекло легко приводятся в порядок с помощью бумажных салфеток
8. Точечный рисунок.
Берется ватная палочка и окунается в густую краску. Затем нужно поставить ее перпендикулярно к стеклу и начать изображать рисунок точками.
9. Рисуем по очереди.
Если ребёнок не хочет рисовать, его можно увлечь собственным примером. Возьмите краску и начинайте рисовать что-нибудь близкое ребёнку. Может, это гараж с машинами, или роботы, или инопланетяне, или прекрасная принцесса и ее дворец. Не сомневайтесь, очень скоро он подсядет к вам и будет с интересом наблюдать, подсказывать, а потом и сам захочет добавить на рисунок что-нибудь свое.
-Рисунок плюс.
Очень интересно совмещать рисование и аппликацию: ребёнок рисует рисунок, а некоторые детали приклеивает из ткани, ваты, цветной бумаги.
10. Рисуем с натуры.
Предложите ребенку нарисовать что-нибудь с натуры, что-то такое, что ему по-настоящему интересно. Например, кошку или любимую игрушку. Такое рисование развивает наблюдательность, учит ребёнка изображать что-либо не как захочется, а чтобы было похоже на оригинал. Для этого нужно правильно передать и форму, и цвет, и пропорции. Для начала рассмотрите игрушку вместе, обращая внимание на характерные детали, а потом пусть ребенок попробует ее изобразить. Не беда, если будет получаться не сразу. Все равно похвалите юного художника, а затем поинтересуйтесь, чем отличается нарисованная игрушка от настоящей. Так ему будет легче заметить свои неточности.
11. Юный портретист.
Можно рисовать портреты: автопортрет, глядя на себя в зеркало, портрет друга, или портрет мамы, рассматривая ее фотографию. Вспомните вместе с ребёнком, какие у мамы волосы: длинные или короткие, светлые или темные. Какие глаза, рост. А может ребёнок захочет нарисовать свою подружку или друга?
1. Знакомство с пособием.
Детям предлагается рассмотреть, потрогать мольберт.
- Упражнения «Здравствуйте, ладошки», «Здравствуйте, пальчики»
Задача- знакомство со свойствами стекла, развитие коммуникативных навыков.
- Упр. «Кто это?» Педагог предлагает рассмотреть портрет мальчика на рисунке и показать пальчиком, где у него глаза, нос, рот и т. д.
- Упр. «Догони ладошку» Педагог прикладывает свою ладонь к стеклу вверху, внизу. Ребенок должен «поймать» ладонь взрослого через стекло. Педагог и ребенок могут меняться ролями.
Задача-развитие прослеживающей функции, фиксации взора и ориентировки в пространстве.
2. Волшебные картинки.
- Упражнение «Узнай, что это?», «Закрой ладошкой»
Ребенок находит изображение и закрывает его ладошкой.
- Упр. «Обведи пальчиком круг, квадрат, треугольник»
- Упр. «Найди бабочку»
Наложение предмета на наклеенное изображение.
Задачи-развитие зрительно-моторной координации, прослеживающей функции глаз, обучение соотнесению изображения на картинке с силуэтным и контурным изображением.
3. Рисуем пальчиком.
-Упр. «Пальчик шагает», «Светит солнышко», «Идет дождик», «Листопад», «Снегопад»
Для создания положительного эмоционального настроя у детей используем цветной фон, любой стимульный материал, который наклеиваем с обратной стороны стекла.
- Упр. «Цветные шары»
Педагог наклеивает шарики, а дети рисуют пальчиком ниточку с противоположной стороны стекла.
-Упр. «Построй заборчик»
Педагог наклеивает с обратной стороны стекла домик. Ребенку предлагается нарисовать вертикальные линии забора.
4. Рисование ладошками.
-Упр. «Деревья»
Педагог рисует ствол, а дети ладошками крону.
- Упр. «Плавают рыбки»
Педагог рисует водоросли, а дети ладошками рыбок.
Задачи- развитие навыка выделения предмета по основным признакам (цвет, форма, величина) из окружающей среды.
5. Сотворчество педагога и детей.
-Упр. «Елочка»
Педагог рисует елочку, а дети зажигают на ней огоньки.
- Упр. «Домик»
Педагог рисует домик, а дети яркие, желтые окна.
Задачи- развитие полисенсорных способностей детей в процессе различения признаков и свойств предметов, формирование коммуникативных навыков, развитие предпосылок творчества.
(для самых маленьких). "Дождик, дождик, кап, кап, кап".
Цель: обучение приемам "пальцевой живописи"; развитие зрительно — двигательной координации; формирование умений адекватно относиться к изобразительному материалу (не есть краски, не разбрызгивать воду и краски, не размазывать краски по телу или по столу, подражать действиям педагога, принимать помощь с его стороны.
Техника изображения: "пальцевая живопись".
Описание осваиваемого приема: нанести краску одного цвета на один палец, ритмично нанести оттиски, сохраняя ритм посредством использования речевых конструкций (например, "так-так-так", "кап-кап-кап" и др.).
Материалы: лист бумаги с изображением тучи и лужи, гуашь синего цвета. Пластиковая тарелочка, влажные салфетки для вытирания пальцев руки, халат.
Ход работы: 1. Обмакнем один палец в синюю краску 2. Нарисуем капельки дождя, используя краску синего цвета. Вместе радуемся полученному изображению.
"Гусеница".
Цель: формирование умения дорисовывать изображения до целостного образа, используя традиционную технику рисования кистью (прием "примакивание", рисование кончиком кисти, рисование волнистых линий); расширение активного и пассивного словарного запаса ребенка; развитие желания украсить формы узором.
Техника изображения: "пальцевая живопись".
Описание осваиваемого приема: нанести краску на ребро ладони, опуская его в тарелочку с краской, или с помощью кисточки.
Материалы: листы белой бумаги, гуашь желтого, красного, синего, зеленого цвета, пластиковые тарелочки, баночка с водой, беличьи кисточки № 1, 3; широкие кисти, влажные салфетки, фартук.
Ход работы: 1. Обмакнем ребро ладони в краску или используем кисть для окрашивания его в нужный цвет. Оттиснем отпечаток ребра ладони несколько раз на листе бумаги. 2. Дорисуем с помощью тонкой кисточки полученное изображение, используя краски красного, зеленого и синего цвета.
"Рисуем вместе".
Задачи: развитие навыков ориентирования на вертикальной плоскости, сотрудничества; формирование творческой активности.
Ход работы: дети с разных сторон рисуют одинаковые предметы, после чего объединяют рисунки совместным сюжетом. Педагог, побуждая детей работать совместно, формирует у них коммуникативные навыки, развивает предпосылки творчества.
"Домик".
Задачи: упражнять в различении признаков предметов; формировать коммуникативные навыки, развивать предпосылки творчества.
Ход работы: педагог рисует домик, а дети – яркие, желтые окна.
"Ёлочка".
Задачи: развитие полисенсорных способностей детей в процессе различения предметов, формирование коммуникативных навыков, развитие предпосылок творчества.
Ход работы: педагог рисует елочку, а дети "зажигают" на ней огоньки.
"Догони".
Задачи: развитие зрительно — моторной координаций, формирование навыков работы в паре, по определенным правилам.
Ход работы: педагог рисует круги ("бутоны", ребенок подрисовывает к ним линии (" стебли"). Упражнение выполняется в быстром темпе.
Упражнение «Разбуди тучку (облачко)»
Коррекционные задачи: Развитие зрительно-моторной координации, прослеживающей функции глаз, фиксации взора и ориентировки в пространстве (вверх, вниз). Игровая задача: «разбудить» уснувшую тучку (облачко) Ход: Вверху на стекле наклеена тучка (облако). Ребенок пальчиком от тучки (облака) сверху-вниз ставит точки (или маленькие штрихи) на стекле гуашевой краской, витражными красками.
Упражнение «Солнышко лучистое» Коррекционные задачи: Развитие зрительно-моторной координации, прослеживающей функции глаз, ориентировки в пространстве. Игровая задача: совершить превращение Ход: Тифлопедагог приклеивает по середине на прозрачном мольберте картинку солнышка без луче и предлагает превратить его в теплое солнышко, подрисовав лучи. Два ребёнка стоят, друг напротив друга, подрисовывают пальчиками лучи к солнышку. (Тифлопедагог может предложить рисовать лучи по часовой стрелке, одновременно начинать и заканчивать рисование луча, подрисовывать короткие и длинные лучи и т. д.)
Упражнение «Геометрический диктант»
Коррекционные задачи: Развитие зрительно-моторной координации, прослеживающей функции глаз, фиксации взора и ориентировки в пространстве, закрепление знаний геометрических фигур. Игровая задача: получить фишку за каждую правильно нарисованную фигуру Ход: Тифлопедагог загадывает геометрическую фигуру, ребёнок называет её и рисует на стекле. Ребёнок рисует гуашью, кремом, проговаривая, где располагает на стекле фигуру. Упражнение «Тир»
Коррекционные задачи: Развитие зрительно-моторной координации, прослеживающей функции глаз, фиксации взора и ориентировки в пространстве (вверх –вниз, право-лево). Игровая задача: попасть в мишень, выстрел - одной линией, не отрывая палец от стекла. Ход: Тифлопедагог посредине рисует яркую точку – это стрелок в тире. Ребенок с противоположной стороны в разных местах рисует точки – мишени. По сигналу ребёнок делает выстрел – проводит, не отрываясь от стекла прямую линию до заданной мишени. Выстрел точный, если линия прямая, проведена одним движением.
Упражнение «Автогонщик»
Коррекционные задачи: Развитие зрительно-моторной координации, прослеживающей функции глаз, фиксации взора и ориентировки в пространстве (вверх, вниз). Игровая задача: точно проехать по трассе, не попасть в аварию. Ход: На стекле нарисовано несколько трасс для автогонщиков разной ширины и в разном направлении. По сигналу ребенок рисует прямую линию от старта до финиша.
Упражнение «Воздушные шары»
Коррекционные задачи: Развитие зрительно-моторной координации, прослеживающей функции глаз, фиксации взора и ориентировки в пространстве (вверх, вниз, закрепление знаний цвета, формы, величины. Игровая задача: успеть привязать к шарику нитку, чтобы он не улетел. Ход: Тифлопедагог на стекле рисует один за другим воздушные шарики, разного цвета, формы, величины. Ребёнок с противоположной стороны стекла рисует пальчиком ниточку такого же цвета, как и шарик, называя его цвет, форму, размер.
Упражнение «Рельсы-рельсы»
Коррекционные задачи: Развитие зрительно-моторной координации, прослеживающей функции глаз, фиксации взора и ориентировки в пространстве (право-лево). Игровая задача: Ход: Тифлопедагог с ребёнком проговаривают текст «Рельсы-рельсы» и одновременно, стоя на противоположных сторонах стекла, рисуют картинку, соответственно текста. (Упражнение могут выполнять два ребёнка, начинать и заканчивать рисование по сигналу, не выходить за линию, выполнять одновременно, так чтобы линии совпадали).
Упражнение «Распутай лабиринт» Коррекционные задачи: Развитие зрительно-моторной координации, прослеживающей функции глаз, ориентировки в пространстве. Игровая задача: помочь герою найти правильную дорогу из лабиринта Ход: На стекле нарисован лабиринт. Ребёнок сначала бес краски пальчиком находит дорогу из лабиринта, а затем пальчиком с краской рисует эту дорогу. Третий этап – дети рисуют на прозрачном стекле «перчатками-ладошками».
Упражнение «Знакомые отпечатки»
Коррекционные задачи: Развитие зрительно-моторной координации, фиксации взора, ориентировки в пространстве. Игровая задача: оставить чё ткий отпечаток ладони Ход: По словесной инструкции тифлопедагога, ребёнок ставит отпечаток ладони в заданном пространстве. Затем обходит мольберт и другой рукой должен точно коснуться оставленных отпечатков.
Упражнение «Разноцветные перчатки»
Коррекционные задачи: Развитие зрительно-моторной координации, прослеживающей функции глаз, фиксации взора и ориентировки в пространстве. Игровая задача: найти самый первый отпечаток на стекле. Ход: Ребёнок раскрашивает ладонь самыми разными цветами и прикладывает к стеклу в разных местах до тех пор, пока след не становится ярким. Тифлопедагог (другой ребёнок) должен угадать, какой отпечаток был первым. Упражнение «Необыкновенный листопад» Коррекционные задачи: Развитие зрительно-моторной координации, фиксации взора, ориентировки в пространстве, закрепление знаний цвета. Игровая задача: Ход: Тифлопедагог рисует на стекле ствол с одной стороны мольберта, а ребёнок ладошками листья, падающие и кружащиеся в воздухе, словно настоящий листопад.
Упражнение «Рыбки в аквариуме»
Коррекционные задачи: Развитие зрительно-моторной координации, фиксации взора, ориентировки в пространстве, словесное обозначение направления движения. Игровая задача: нарисовать свой аквариум Ход: Тифлопедагог с одной стороны мольберта рисует водоросли на стекле, а ребёнок с другой ладонью рыбок, называя направление её движения. Четвертый этап – работа с трафаретами Закрашивание, штриховка внутренней части трафарета. Обведение внутренних контуров. Обведение внешних контуров – силуэтов.
Упражнение «Выручалка»
Коррекционные задачи: Развитие зрительно-моторной координации, прослеживающей функции глаз, фиксации взора, закрепление знаний геометрических фигур, ориентировка в пространстве. Игровая задача: получить фишку Ход: Тифлопедагог знакомит ребёнка с трафаретом «Выручалка», который научит уверенно проводить линии. Среди трафаретов с геометрическими фигурами ребёнок находит по загадке тифлопедагога нужный, объясняет почему. Тифлопедагог закрепляет выбранный трафарет на прозрачном мольберте, ребёнок с другой стороны стекла обводит трафарет маркером. Варианты: обведенный трафарет можно закрасить, заштриховать, превратить в предметную картинку.
Упражнение «Волшебник Штрих»
Коррекционные задачи: Развитие зрительно-моторной координации, прослеживающей функции глаз, фиксации взора, умение видеть отдельный элемент на заштрихованном поле. Игровая задача: разгадать загадки волшебника Штриха Ход: Тифлопедагог рассказывает ребё нку про Волшебника Штриха: «Волшебник Штрих любит штриховать квадратное поле (нарисовано на стекле квадратное поле, штриховкой выделены две части: большая и меньшая по площади). Делает он это разными способами: выбирает разные по длине штрихи, меняет направление штрихования или изменяет расстояние между штрихами». Предлагает показать ребёнку большое и маленькое поле. Самостоятельно выбрать цвет и «превратить» (раскрасить) части так, чтобы они отличались цветом. Работу можно выполнять кистью, губкой, маркерами.
Упражнение «Клад»
Коррекционные задачи: Развитие зрительно-моторной координации, фиксации взора, закрепление знаний геометрических фигур, ориентировка в пространстве. Игровая задача: спрятать клад Ход: Тифлопедагог предлагает спрятать на острове (прозрачном мольберте) клад (геометрические фигуры). Ребёнок сам выбирает трафареты только геометрических фигур без углов (только с углами, только большие и т. д., называет фигуру и говорит, в каком месте на острове будет «закапывать» клад. Затем закрепляет выбранный трафарет на прозрачном мольберте, обводит трафарет маркером с другой стороны стекла. Клад спрятан. Варианты: обведенный трафарет можно закрасить, заштриховать, превратить в карту по поиску клада. Пятый этап – рисование по клеткам. До рисовывание части фигуры. Срисовывание всей фигуры.
Упражнение «Дорисуй фигуру»
Коррекционные задачи: Развитие зрительно-моторной координации, фиксации взора, ориентировки в пространстве. Игровая задача: помочь гномику Яше Ход: Гномик Яша не может отправиться в плавание, у него сломан корабль, ребёнку предлагается отремонтировать (дорисовать по клеткам) недостающую часть корабля. Упражнение «Инженеры-чертёжники» Коррекционные задачи: Развитие зрительно-моторной координации, фиксации взора, ориентировки в пространстве. Игровая задача: сделать чертё ж дома для Гены и Чебурашки Ход: У Гены и Чебурашки есть только маленький чертеж дома (на альбомном листе, а для строительства необходим крупный размер. Ребёнку предлагается срисовать с альбомного листа, увеличив чертёж дома (по клеткам на стекле нарисовать такой как на образце, только увеличенного размера).