Екатерина Слепова
Картотека. Экспериментирование. Младший возраст
▼ Скачать + Заказать документы
К1
Экспериментирование с песком и глиной
Тема «Почему песок хорошо сыпется?»
Задачи. Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость
Материал: песок, глина
Оборудование: емкости, лупа, ширма, сито
Ход. Стр. 91 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К2
Экспериментирование с песком и глиной
Тема «Глина, ее качества и свойства»
Публикация «Картотека, Экспериментирование, Младший возраст» размещена в разделах
Задачи. Научить узнавать вещи из глины, определять ее качества (мягкость, пластичность, степень прочность) и свойства (моется, бьется, размокает)
Материал: глиняные предметы, кусочки глины, вода
Оборудование подставка для работы, емкости, алгоритм описания свойств
Ход. Стр. 93 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 3
Экспериментирование с песком и глиной
Тема «Глиняные игрушки.»
Задачи. Развивать изобразительные умения, стремление к преобразованию предмета, учить преобразовывать предметы; используя новые детали, изменяя цвет, величину
Материал: глина, вода
Оборудование салфетки, схема изготовления игрушек. Дощечки для работы
Ход. Стр 94 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 4
Экспериментирование с песком и глиной
Тема «Родственники стекла»
Задачи. Развивать умение узнавать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора, сравнивать их качественные характеристики и свойства
Материал: вода, краски
Оборудование: стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки. Деревянные палочки, алгоритм деятельности
Ход. Стр 95 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 5
Экспериментирование с песком и глиной
Тема «Ветер»
Задачи. Помочь выявить изменение песка при взаимодействии с ветром и водой
Материал: песок, глина
Оборудование: прозрачные емкости с закрытой крышкой, полиэтиленовые бутылки с прикрученной крышкой
Ход. Стр 96 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 6
Экспериментирование с водой
Тема «Свойства и признаки воды»
Задачи. Познакомить со свойствами воды: помочь понять особенности организмов, обитающих в воде, их приспособленность к водной среде обитания
Материал: вода, молоко, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, горячая вода, стекло (зеркальце, акварельные краски
Оборудование: стаканчики, палочки (чайные ложки, соломинки для коктейля, термос (кипятильник)
Ход. Стр 97. (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 7
Экспериментирование с водой
Тема «Откуда берется вода»
Задачи. Познакомить детей с процессом конденсации
Материал: горячая вода
Оборудование: емкость, охлажденная металлическая крышка
Ход. Стр 99 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 8
Экспериментирование с водой
Тема «Пар- это тоже вода»
Задачи. Познакомить детей с одним из состояний воды - паром
Материал: кипяток
Оборудование: термос (емкость с кипятильником)
Ход. Стр 100 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 9
Экспериментирование с водой
Тема «Замерзание жидкостей»
Задачи. Познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей
Материал: одинаковое количество обычной и соленой воды, молоко сок, растительное масло
Оборудование: емкость, алгоритм деятельности
Ход. Стр 101 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К10
Экспериментирование с водой
Тема «Разноцветные сосульки»
Задачи. Помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре)
Материал: вода, краски
Оборудование: формы для замерзания льда, нитки, алгоритм деятельности
Ход. Стр 102 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К11
Экспериментирование с воздухом
Тема «Реактивный шарик»
Задачи. Помочь выявить свойства воздуха (упругость, понять, как может использоваться сила воздуха (движение)
Оборудование: воздушные шары
Ход. Стр 103 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 12
Экспериментирование с воздухом
Тема «Упрямый воздух»
Задачи. показать, что воздух при сжатии занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой – может двигать предметы
Материал: вода (подкрашенная).
Оборудование: шприцы, пипетки, емкость
Ход. Стр 104 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 13
Экспериментирование с воздухом
Тема «Где теплее?»
Задачи. помочь выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх
Материал: горячая вода
Оборудование: два термометра, чайник
Ход. Стр 105 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 14
Экспериментирование с воздухом
Тема «Ветер в комнате («Живая змейка»)»
Задачи. выявить, как образуется ветер
Оборудование: две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить)
Ход. Стр 106 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 15
Экспериментирование с воздухом
Тема «Вертушка»
Задачи. учить отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, работать с бумагой и ножницами
Материал: бумага, гвоздики, бусинка
Оборудование: палочка, ножницы, схема
Ход. Стр 107 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 16
Наблюдения за жизнью растений
Тема «На свету и в темноте»
Задачи. определить факты внешней среды, необходимые для роста и развития растений
Материал: лук, земля
Оборудование: коробка из прочного картона, две емкости
Ход. Стр 108 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К17
Наблюдения за жизнью растений
Тема «В погоне за светом»
Задачи. помочь установить, как растение ищет свет
Материал: два одинаковых растения (бальзамин, колеус)
Ход. Стр 109 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 18
Наблюдения за жизнью растений
Тема «В тепле и в холоде»
Задачи. выделить благоприятные условия для роста и развития растений
Материал: цветы с клумбы с частью почвы
Оборудование: модель зависимости растений от тепла
Ход. Стр 109 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 19
Наблюдения за жизнью растений
Тема «Фабрика питания»
Задачи. показать, что растение может само себя обеспечить питанием
Материал: горшочек с растением внутри стеклянной банки с широким горлышком
Оборудование: герметичная крышка
Ход. Стр 110 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 20
Наблюдения за жизнью растений
Тема «Что внутри?»
Задачи. помочь установить, почему стебель может проводить воздух к листьям; подтвердить, что строение стебля обусловлено его функциями
Материал: стебли морковки, петрушки, вода, растение
Оборудование: деревянные бруски, лупа, емкость, алгоритм деятельности
Ход. Стр 111 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 21
Наблюдения за жизнью растений
Тема «Как увидеть движение воды через корни?»
Задачи. доказать, что корень растения всасывает воду, уточнить функцию корней растений, установит взаимосвязь строения и функции
Материал: черенок бальзамина (герани) с корнями, вода с пищевым красителем
Ход. Стр112 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 22
Наблюдения за жизнью растений
Тема «Может ли растение дышать?»
Задачи. выявить потребность растения в воздухе, дыхании; помочь понять, как происходит процесс дыхания у растений
Материал: комнатное растение, вазелин
Оборудование: трубочки для коктейля, лупа
Ход. Стр 113 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 23
Наблюдения за жизнью растений
Тема «Где лучше расти?»
Задачи. установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений; выделить почвы, разные по составу
Материал: черенки традесканции, чернозем, глина с песком
Ход. Стр 114 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 24
Наблюдения за жизнью растений
Тема «Что есть в почве?»
Задачи. помочь установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений)
Материал: комочек земли, остатки сухих листочков
Оборудование: металлическая (из тонкой пластины) тарелочка, спиртовка, лупа, пинцет
Ход. Стр 115 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова
К 25
Наблюдения за жизнью животных
Тема «Дышат ли рыбы»
Задачи. помочь установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть везде
Материал: вода
Оборудование: прозрачная емкость, аквариум, лупа, палочка, трубочка для коктейля
Ход. Стр 116 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 26
Наблюдения за жизнью животных
Тема «У кого какие клювы?»
Задачи. помочь установить зависимость межу характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида животных
Материал: плотный ком земли или глины, вода, мелкие легкие камешки, кора дерева, зернышки, крошки
Оборудование: муляжи клювов из разных материалов, емкость
Ход. Стр 117 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 27
Наблюдения за жизнью животных
Тема «Как пчелки переносят пыльцу»
Задачи. помочь выявить, как происходит процесс опыления у растений
Оборудование: ватные шарики, порошок –краситель двух цветов, макеты цветов, коллекция насекомых, лупа
Ход. Стр 118 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 28
Наблюдения за жизнью животных
Тема «Кто чистит аквариум»
Задачи. помочь выявить взаимосвязи в живой природе экосистемы «пруд»
Материал: моллюски
Оборудование: аквариум со «старой» водой, лупа, кусок белой ткани
Ход. Стр 119 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 29
Изучаем органы чувств человека
Тема «Наши помощники органы чувств»
Задачи. познакомить с органами чувств и их назначением, воспитывать потребность в уходе за органами чувств
Материал: лимон, яблоко, сахар, вода
Оборудование: «чудесная» коробочка (с дырочками, коробочка с бубном, «чудесный» мешочек, непрозрачный чайник
Ход. Стр 120 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 30
Изучаем органы чувств человека
Тема «Носарий»
Задачи. познакомить с функцией носа, его строением
Оборудование: рисунки (контурные) профилей, изображающие разную форму носа (орлиный, курносый, и др.) схематичное изображение носа
Ход. Стр 122 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 31
Изучаем органы чувств человека
Тема «Умный нос»
Задачи. научить определять предметы по запаху, познакомить с особенностями работы носа
Материал: различные цветы, продукты (рыба, котлета, хлеб, чеснок, лук и др.) с характерным запахом
Оборудование: контейнеры из-под киндер-сюрприза, содержащие пахучие вещества (укроп, петрушка, лимон, духи, лекарственный травы и т п, картинки с изображением соответствующих продуктов (предметов, растений и пр.)
Ход. Стр 124 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 32
Изучаем органы чувств человека
Тема «Язычок -помощник»
Задачи. познакомить со строением и значением языка, выполнить упражнение в определении вкуса продуктов
Оборудование: набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус, схематичное изображение языка с вкусовыми зонами
Ход. Стр 125 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 33
Изучаем органы чувств человека
Тема «Глаза- орган зрения»
Задачи. познакомить с органом чувств –глазами, их назначением, правилами ухода и охраной зрения
Материал: вода
Оборудование: непрозрачный чайник
Ход. Стр 126 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 34
Изучаем органы чувств человека
Тема «проверка зрения»
Задачи. выявить зависимость видения объекта от расстояния до него
Оборудование: картинки с изображением предметов
Ход. Стр 127 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 35
Изучаем органы чувств человека
Тема «Ухо-орган слуха»
Задачи. познакомить с органом чувств (ухом0, его назначением, с охраной органов чувств
Оборудование: коробочка с бубном, музыкальные инструменты, знаки, запрещающие действия, которые могут привести к опасности для ушей
Ход. Стр 128 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 36
Изучаем органы чувств человека
Тема «Как распространяется слух»
Задачи. помочь понять, как распространяются звуковые волны
Материал: вода, камешки, стол с ровной поверхностью
Оборудование: емкости, шашки (монеты)
Ход. Стр 129 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 37
Изучаем органы чувств человека
Тема «Где живет эхо?»
Задачи. помочь понять, как возникает эхо
Материал: веточки
Оборудование: пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани. мяч
Ход. Стр 130 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 38
Изучаем органы чувств человека
Тема «Почему не слышно?»
Задачи. помочь выявить причины ослабления звука
Материал: вода
Оборудование: большая емкость. Маленькие бумажные и пробковые кораблики
Ход. Стр 131 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 39
Изучаем органы чувств человека
Тема «Спичечный телефон»
Задачи. познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние
Оборудование: два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички
Ход. Стр 132 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 40
Изучаем органы чувств человека
Тема «Как появляется песенка?»
Задачи. помочь выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера
Оборудование: ксилофон, металлофон, деревянная линейка
Ход. Стр 133 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К41
Изучаем органы чувств человека
Тема «Починим игрушку»
Задачи. познакомить со старением тела человека и пространственным расположением его частей, с признаками пола (прической, одеждой, именем и пр)
Оборудование: образцы контура стана человека. Частей тела (рука, нога, стопа, шея, голова с ушами, туловищ разного размера; изображение различных состояний человека (разные выражения лица); причесок, одежда для девочки и мальчика
Ход. Стр 134 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 42
Экспериментирование с солнечным светом
Тема «Уличные тени»
Задачи. помочь понять как образуется тень; показать зависимость тени от источника света и предметов, их взаиморасположение
Ход. Стр 135 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 43
Экспериментирование с солнечным светом
Тема «Солнечные «Зайчики»»
Задачи. помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете, научить пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркало)
Оборудование: зеркала
Ход. Стр 137 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 44
Экспериментирование с предметами
Тема «Бумага ее качества и свойства»
Задачи. научить узнавать вещи, сделанные из бумаги; вычленять ее качества (цвет, белизна. Гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит)
Материал: вода.
Оборудование: писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости, алгоритм описания свойств бумаги
Ход. Стр 140 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 45
Экспериментирование с предметами
Тема «Ткань, ее качества и свойства»
Задачи. научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит)
Материал: образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, вода
Оборудование: ножницы, спиртовка, спички, емкость, алгоритм описания свойств материала
Ход. Стр 140 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 46
Экспериментирование с предметами
Тема «Пластмасса, ее качества и свойства»
Задачи. научить узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность)
Материал: вода
Оборудование: пластмассовые стаканчики, спиртовка, спички, алгоритм свойств материала
Ход. Стр 143 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 47
Экспериментирование с предметами
Тема «Резина и ее качества»
Задачи. учить узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность)
Материал: резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки
Оборудование: спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала
Ход. Стр 144 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 48
Экспериментирование с предметами
Тема «Игрушки из ниток»
Задачи. развивать мелкую моторику рук; учить реализовывать возможность преобразования предмета и получать результат
Материал: нитки для вязания
Оборудование: ножницы, кукла из ниток
Ход. Стр 145 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К49
Экспериментирование с предметами
Тема «Мы- фокусники»
Задачи. выявить материалы, взаимодействующие с магнитами
Материал: вода, растительное масло, кусочек ткани
Оборудование: деревянный шарик со вставленной внутрь металлической пластиной, обычный деревянный шарик, емкость, «Волшебная» рукавичка с магнитом внутри, иголка
Ход. Стр 145 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 50
Экспериментирование с предметами
Тема «Кораблик»
Задачи. учить видеть возможности преобразования предмета, реализовывать их и получать результат
Материал: парафин
Оборудование: спичечные коробки, картон, бумага, ножницы
Ход. Стр 147 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К51
Экспериментирование с предметами
Тема «Почему все падает на землю»
Задачи. помочь понять, что Земля обладает силой притяжения
Материал: предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух, вода, песок
Оборудование: емкость, металлические шарики
Ход. Стр148 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 52
Экспериментирование с предметами
Тема «защитим себя от солнца»
Задачи. научить делать шапочку из бумаги по типу оригами, реализовать представления о солнце, полученные в ходе поисковой деятельности
Оборудование: бумага, схема изготовления шапочки
Ход. Стр 149 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К53
Экспериментирование с предметами
Тема «Почему лампочка светит?»
Задачи. познакомить с принципом работы электроприбора
Оборудование: батарейка для фонарика (4,5 В). тонкая проволока, маленькая лампочка с припаянными проводами, бумажная игрушка сова
Ход. Стр150 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К 54
Экспериментирование с предметами
Тема «твердые- жидкие»
Задачи. помочь понять изменение агрегатного состояния веществ в зависимости от тепла
Материал: пластилин, свеча
Оборудование: баночка для тушения свечи, металлическая подставка, металлическая емкость, пинцет
Ход. Стр151 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)
К55
Экспериментирование с предметами
Тема «Как измерить тепло?»
Задачи. помочь выявить принцип действия термометра (увеличение объема жидкостей при нагревании, уменьшение объема –при сжатии, охлаждении)
Материал: вода разной температуры
Оборудование: ведерки, пузырек, наполненный водой со стержнем, вставленным в крышку и заполненным мыльным раствором
Ход. Стр152 (Организация опытно -экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова)