МААМ-картинки

«Карусель дружбы». Программа с использованием арт-терапии

Людмила Шаповалова
«Карусель дружбы». Программа с использованием арт-терапии

. Программа с использованием арт-терапии

Дети часто находятся в “плену эмоций”, они не могут ещё управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Дети по своей природе эгоцентричны, потому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка “взгляду со стороны”, мы помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Благодаря этому ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение. Ни для кого не секрет, что “лучший друг” современного ребенка – это телевизор и компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь именно живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы. Я разработала программу с использованием элементов арт терапии, в частности, основой для занятий послужила сказкотерапия, направленная на улучшение коммуникации детей, находящихся в социально - реабилитационном центре для несовершеннолетних, находящихся в сложной жизненной ситуации в г. Краснодар.

Публикация «„Карусель дружбы“, Программа с использованием арт-терапии» размещена в разделах

Карусель дружбы

Цели программы :

- формирование психологического здоровья детей;

- психологическая поддержка и сопровождение детей 5 - 10 лет.

- знакомство с правилами дружбы и чувствами, сопровождающими соблюдение правил, или нарушение этих правил, и развитие творческого процесса дружбы, дающего индивидуальность каждым отношениям.

Задачи программы :

- способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;

- обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;

- развивать у ребенка навыки социального поведения и общения с другими людьми, чувство принадлежности к группе;

- учить ребенка выражать свою любовь к близким людям.

- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать нежелательные черты характера и поведения;

- обучать ребенка рефлексивным умениям;

- формировать у ребенка потребность в саморазвитии.

Организация занятий

Программа “ Карусель дружбы” включает в себя 8 занятий и рассчитана на два месяца по 4 занятия в месяц, один раз в неделю с детьми 5 - 10 лет их продолжительность составляет от 25 до 30 минут (в зависимости от возраста детей).

Занятия проводятся в помещении группы учреждения, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме сказочной истории.

Во время занятий дети сидят в кругу – на стульчиках или на ковре. Карусель дружбы это вход и выход из сказки. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. Круг – это и воспитание воли: дослушать до конца своего товарища представляет значительную сложность для детей. Круг имеет не только обучающие (дидактические) цели, но и эмоционально-психологические: почувствовать плечо друг друга, ощутить общность, увидеть добрый взгляд, улыбку, убедиться в справедливости, научиться сдержанности.

В начале и в конце занятия используется какая-либо ритуальная игра, упражнение для настроя детей. Каждое занятие завершается созданием детьми какого-либо рисунка в индивидуальных тетрадях. Детский рисунок – это итог работы на занятии, который объединяет в себе эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия.

Содержание программы :

План

Занятие 1. Карусель дружбы.

Взаимопонимание.

Занятие 2. Обида.

Занятие 3. Забота.

Занятие 4. Юмор.

Занятие 5. Ответственность.

Занятие 6. Щедрость и Жадность.

Занятие 7. Взаимопомощь.

Занятие 8. Доверие.

Занятие 1

Задачи:

- Создать условия для взаимодействия детей друг с другом.

-Способствовать формированию навыка сотрудничества, положительного отношения друг к другу, эмпатии. Предоставить возможность проявления взаимопонимания. Учить детей поддерживать дружеские отношения.

Карусель дружбы

Максим и Славик гуляли по парку, они были лучшими друзьями. Мальчики уже успели покататься на машинках в автодроме, пострелять из лука, волшебными стрелами, и даже съесть поп корна. Теперь они выбирали на какой карусели им покататься. Максим предлагал прокатиться на цепочках, а Славик хотел на сказочной карусели с лошадками.

- Ты что, маленький? - спорил Максим, - на цепочках веселее. Мальчишки стали ссорится, и вдруг к ним подошел клоун и предложил покататься на волшебной карусели Дружбы.

-Стоит прокатиться на этой волшебной карусели, и вы никогда не будете сорится, - сказал клоун.

- Согласны?

Мальчики согласились, и отправились на карусель. Карусель была необыкновенно красивая и красочная.

-Вам нужно выбрать свою лошадь, сказал клоун, - каждая лошадка имеет удивительное название:

-Взаимопонимание.

-Обида.

-Забота.

-Юмор.

-Ответственность.

-А вот упряжка лошадей Щедрость и Жадность, вы можете сесть в карету.

- Следующая - красавица Взаимопомощь.

- Эту лошадь зовут Доверие.

А остальных как зовут?- спросил Максим. Остальные лошади, это табун, они скачут за вожаком, а, вожака выбираете вы. Кто оседлает вожака?

- Я, ответил Максим, и уселся на взаимопонимание, а то мы тут спорим со Славиком и понять друг друга не можем. Я тоже хотел, чтобы ты меня понял, ответил Славик и сел на лошадь рядом. Клоун пригласил всех детей, присутствующих в группе присоединится к мальчикам.

Карусель стала кружиться, она кружилась все быстрее, быстрее и быстрее и вдруг остановилась, парк исчез. Карусель стояла на поляне, которую окружал лес. Вдали виднелась река. Клоун предложил детям отправиться в путешествие по реке.

-А вот и корабль, на котором мы отправимся в путешествие. Его нужно раскрасить волшебными красками всем вместе. Тогда мы все сможем на нем отправится в путешествие по реке.

У вас получился отличный корабль.

-Как мы его назовем?

Замечательно!

А теперь закроем глаза и представим, что мы взошли на корабль.

- Капитан, отдать швартовые!

(Звучит музыка, шум моря)

Дети кладут руки на плечи, друг другу и раскачиваются создавая эффект волн.

Остановка первая.

Остров масок.

Психолог показывает детям различные маски (театрально – эмоциональные)

Предлагает отгадать эмоциональное состояние масок. Затем по очереди детям предлагают изобразить одно из показанных эмоциональных состояний, остальные угадывают его.

Ребята, как вы думаете, почему важно понимать настроение своего друга?

Нужно ли сочувствовать человеку, когда ему грустно?

Приятно ли вам, когда вместе с вами радуются друзья?

Нужно ли радоваться успехам товарища?

Важно ли это для него?

Что означает выражение «Подарить улыбку»?

Звучит музыка и психолог предлагает отправиться дальше в путешествие.

Дети снова изображают волны, положив руки на плечи друг другу.

Остановка взаимопонимание.

Психолог предлагает детям сойти с корабля на волшебную поляну, а волшебная она потому, что может перенести нас в мир ощущений.

Давайте с вами поговорим о взаимопонимании. Как вы думаете, каким оно может быть? В каком виде вы его представляете? Женщина это или мужчина? А может, это какое то животное, виданное или невиданное доселе. Если бы оно подошло к вам близко, как бы вы его услышали, может быть зазвучала музыка или зашуршал песок под его ногами. А как вы смогли почувствовать его приближение, это было дуновение ветра, или оно мягкое и пушистое и вам его захотелось обнять и больше никогда не расставаться с ним, с Взаимопониманием?

Чем пахнет взаимопонимание, безбрежным морем, которое то штормит, то окутывается в спокойный штиль и приносит запах морской соли и тины?

Или у него утонченный запах французских духов? А может оно имеет запах весеннего цветущего сада.

Какое же на вкус взаимопонимание? Сладкое как конфеты? Или кислое как лимон? А может оно горькое словно чеснок или лук?

Ребята, кто хочет подружиться с Взаимопониманием?

Сейчас вы услышали и поняли, что каждый из вас представляет взаимопонимание по - своему. Давайте обнимемся с ним (пантомима).

Я предлагаю взять его с собой и отправится в путь дальше.

Следующая остановка Именины.

Мы с вами на песчаном острове. Подходите к песочницам, мы поиграем в игру. Делим песочницу пополам, день рожденье с одной стороны, именины с другой стороны. Выбирайте себе понравившиеся фигуры. Готовьтесь отмечать день рожденья. Приходим в гости друг к другу.

Игра. Обсуждение.

Что понравилось на дне рожденье вашем?

Что не понравилось?

Что вы чувствовали при этом?

Что вам показалось важным?

Отыгрывание праздника по очереди двумя фигурами за себя и за гостя.

Таким образом, окружающие могут увидеть, как их товарищ хотел, чтобы у него прошел день рожденья. Объяснить детям, что наблюдая за другом и узнавая о его предпочтениях, мы сможем чаще радовать приятеля желанными сюрпризами, и реже огорчать его.

- Смотрите, клоун приглашает вас вернуться обратно. Возьмем друг друга за плечи, устроим волны и отправимся на нашем волшебном корабле в плаванье. (звучит шум моря).

Дорогие друзья, мы прибыли на волшебную поляну, посмотрите, как здесь весело (психолог показывает плакат, где дети обнимаются, давайте сделаем подарки для своих друзей из пластилина, как вы думаете что они хотели бы получить в подарок?

(Замечательные у вас подарки, я думаю, они очень понравятся вашим друзьям)

- Какое настроение у вас?

Давайте поделимся своим хорошим настроением, игра называется «Впоймай невидимое яблоко» (Пантомима. Дети делятся своим хорошим настроением.)

А теперь, взяв с собой взаимопонимание, с хорошим настроением мы сядем на карусель и произнесем волшебные слова - раз, два, три, крутись, снова в парке окажись.

Вот и наши герои, оказавшись в парке, воспользовались приобретенным взаимопониманием, помирились и, восхищенно обсуждая путешествие, отправились мастерить корабль из конструктора.

Публикации по теме:

«Карусель народных игр». Конспект физкультурного развлечения с использованием русских народных игр (старшая группа) Образовательная область: физическая культура Интеграция образовательных областей: физическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное.

Фрагмент индивидуального логопедического занятия с использованием Су-джок терапии (с использованием ИКТ) Индивидуальное логопедическое занятие на тему «Играем с Гномом» Программное содержание: 1. Продолжать учить детей образовывать существительные.

Конспект непрерывно-образовательной деятельности с использованием Су-Джок терапии «В гости к ёжику» Оздоровительные задачи: • Укреплять здоровье и повышать работоспособность детей посредством использования здоровьесберегающей технологии.

Мастер-класс «Применение игровых приемов с использованием Су-Джок терапии в коррекционно-логопедической работе» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Теремок» с приоритетным направлением художественно – эстетического развития.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.

Праздничная программа ко Дню 8 Марта в старшей группе «Весенняя карусель»Праздничная программа ко Дню 8 Марта в старшей группе «Весенняя карусель» Наступило прекрасное время года – весна! Ласковое солнышко растопило снег и весело улыбнулось всем женщинам на земле!И в это прекрасное.

Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием метода сказкотерапии и игровой песочной терапии Развивающее занятие "Сказочный остров дружбы". Цель занятия:дать возможность каждому ребенку выразить свою индивидуальность, раскрыть свой.

Развлечение-тренинг для педагогов «У зеркала два лица» (с использованием элементов маска-терапии) Автор:педагог-психолог М. В. Ворончихина ЧДОУ «Детский сад №98 ОАО «РЖД» Цель: 1. Дать толчок для самоанализа, самопознания, личностного.

Сценарий, посвященный 80-летию Благоварского района «Карусель дружбы» Цель: «Продолжать знакомить детей с родным краем» Программные задачи: Образовательная: • Систематизировать и расширять знания детей о крае,.

Тренинг коррекции детско-родительских отношений с дошкольниками и их родителями методами арт-терапии и песочной терапии Цель проекта: укрепить отношения между родителями и ребенком; сформировать позитивную коммуникацию в межличностных отношениях между родителями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Карусель дружбы». Программа с использованием арт-терапии
Опубликовано: 16 июля 2016 в 11:18
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД