Получи документы

Кейс игр и игровых упражнений по формированию предпосылок функциональной грамотности

Оксана Малкина
Кейс игр и игровых упражнений по формированию предпосылок функциональной грамотности

Кейс игр и игровых упражнений по формированию предпосылок функциональной грамотности старших дошкольников на примере естествознания.

Игровое занятие 1.

Опыт. «Какими свойствами обладает глина?»

Цель:

- сформировать у детей представление о глине;

- помочь определить её качества и свойства (мягкая, пластичная, мнётся, бьётся и размокает).

- развивать тактильные ощущения, мелкую моторику;

- активизировать словарь детей (глина, твердеет, мнётся, мягкая).

- воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.

Публикация «Кейс игр и игровых упражнений по формированию предпосылок функциональной грамотности» размещена в разделах

Оборудование. Глина, дощечки для лепки, слепленные фигурки из глины, шарики из влажной и сухой глины, баночки с водой, кусочки глины.

Ход познавательно-исследовательской деятельности:

Воспитатель приносит детям коробку с игрушками. «Ребята, вчера я целый день делала вам игрушки, занималась лепкой. Как вы думаете, из чего я сделала все эти предметы?» (Ответы детей).

Воспитатель: «Оказывается, лепить можно не только из пластилина. Есть такой материал, который называется глина. Хотите узнать, какая глина и как из неё лепить?»

Дети вместе с воспитателем рассматривают глину, обследуют её пальчиками. Вопросы: «Как вы думаете, на что похожа глина? (На песок). Каким она цветом? (Коричневая). Глина твёрдая или мягкая? (Мягкая)».

Сравнение шариков из сырой и сухой глины: «Давайте сравним два шарика из глины: один сделан несколько дней назад, а другой сделала я сейчас. Шарики одинаковые или разные? Чем они отличаются? Какой шарик можно сжать? Что будет с шариками, если бросить их на пол?» (Один изменит форму, другой раскрошится на кусочки)

Объяснение: «Глина бывает влажной и сухой. Из влажной глины можно лепить, она мягкая, пластичная, вязкая; сухая глина твёрдая, может крошиться».

Игровое задание: «Найди шарик из сухой и влажной глины».

Игровые действия с кусочками глины: «Получится ли у вас отщипнуть маленькие кусочки? (Да). Получится ли скатать шарики, колбаски? Почему? (Глина мягкая, пластичная).

Воспитатель предлагает отложить слепленные изделия на полочку.

Вывод: «Влажная глина мягкая, вязкая, пластичная».

Игровое занятие 2.

«Печем куличики»

Цель:

-познакомить детей с особенностями сухого и мокрого песка;

- развивать мелкую моторику рук;

- учить понимать слова-антонимы – «сухой – мокрый».

Оборудование: стол для песка, совочки, формочки, лейка с водой.

Ход познавательно-исследовательской деятельности:

Педагог предлагает детям поиграть в песок, испечь куличики для кукол. В песке находятся разные формочки. Педагог просит закрыть глаза, в это время он прячет формочки в песок и сообщает об этом детям. Дети должны найти и откопать спрятанные формочки. Дети ищут формочки в сухом песке, а взрослый обращает их внимание на то, что песок просыпается между пальцами, он сухой. Когда дети найдут все формочки, педагог еще раз спрашивает какой песок, сухой или мокрый? Затем предлагает испечь куличики из сухого песка. Дети насыпают сухой песок и выкладывают его из формочек на поднос, песок рассыпается. Педагог обобщает действия детей: «Можно ли из сухого песка испечь куличики? Что надо сделать с песком?». Если дети затрудняются, педагог просит вспомнить каким становится песок после дождя. Вместе с детьми педагог смачивает песок, и дети пекут куличики. Игра заканчивается.

Вывод: Сухой песок рассыпается, мокрый «лепится».

Игровое занятие 3.

«Тонут-плавают»

Цель: уточнить представление детей о свойствах песка, глины, мела. В воде одни предметы тонут, другие плавают.

Оборудование: емкость с водой, мел, кусочек глины, бумажный кораблик, песок, скорлупки грецких орехов, мелкие пластмассовые и резиновые игрушки.

Ход познавательно-исследовательской деятельности:

Педагог пускает в воду различные предметы (игрушки, бумажный кораблик, камешки, скорлупки) и предлагает понаблюдать, тонут они или плавают. Дети вместе с воспитателем отмечают, что тонет, а что плавает. Воспитатель поясняет, что легкие предметы плавают (дает подержать их, тяжелые - тонут (предлагает подержать их в руке). Детям предлагается самим убедиться, какие из предметов тонут, какие плавают.

Вывод: Легкие предметы плавают, тяжелые тонут

Игровое занятие 4.

Опыт «Как движется сухой песок?»

Цель:

- продолжать знакомить детей со свойствами сухого песка (сухой песок может сыпаться с разной скоростью - быстро и медленно).

- закрепить понятия «быстро - медленно», «полная - пустая»;

- развивать общую и мелкую моторику руки;

- поддерживать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности.

Оборудование: сухой песок, лопатки, песочные часы, воронки большая и маленькая, пластиковые бутылки с красным и желтым кружками.

Ход познавательно-исследовательской деятельности:

Воспитатель приносит в группу песочные часы и предлагает детям их рассмотреть. «Эти часы необычные, без стрелок и цифр. А песок в этих часах пересыпается и показывает определённое время».

Воспитатель: «Ребята, а давайте сделаем свои песочные часы. В воронки с разными отверстиями мы будем насыпать песок и смотреть, как он высыпается».

Вопросы: «Какой песок надо насыпать в воронки? Сухой или сырой? Почему сухой? (он рассыпчатый).

Игровые действия детей с песком.

Вопросы: «Одинаково ли сыпется песок в бутылках? (Нет). Как сыпется песок в бутылке с красным кружком? (Быстро). Как сыпется песок в бутылке с желтым кружком? (Медленно). Как вы думаете, почему в бутылках песок сыпется по - разному? (Потому что воронки имеют разные отверстия). С какой воронкой песок сыпется быстрее? (У которой большое отверстие). Какая бутылка быстрее заполнится песком? (С красным кружком). Какая медленнее? (С желтым кружком). Что сделать с бутылкой, чтобы она снова стала пустой? (Высыпать из неё песок).

Вывод: «Сухой песок сыпется быстро и медленно».

Игровое занятие 5.

Опыт «Смешиваемость и растворяемость нефти и воды»

Цель:

-расширять представления о свойствах нефти;

- развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать, доказывать.

Оборудование: 4 колбочки: две с водой, одна с нефтью, одна с молоко.

Ход познавательно-исследовательской деятельности:

Воспитатель берет колбочку с водой и наливает молоко, все размешиваем. Вопросы: «Что произошло с молоком? (молоко в воде размешалось). Теперь берем колбу с нефтью и наливаем в воду. Вопросы? Что случилось с нефтью, если её налить в воду. (по воде расплываются пятна).

Вывод: нефть легче воды, по воде расплываются пятна, потому что она не смешивается и не растворяется.

Игровое занятие 6.

Опыты «Предметы с секретом. Мел.»

Цель:

-познакомить детей со свойствами мела, его назначением;

-учить обобщать полученные знания, самостоятельно формулируя выводы;

- развивать познавательный интерес.

Материал и оборудование: лупы, пластиковые стаканчики, белые мелки, цветные мелки, стеклянная банка, тарелки, камешки разного размера.

Ход познавательно-исследовательской деятельности:

Педагог вносит пакет с мелом и говорит детям, что в их лабораторию прислали новый материал для исследования. Сегодня «сыщикам» (ребятам) необходимо выявить его свойства и качества.

Педагог раздаёт детям кусочки мела, предлагает исследовать его и рассказать о выявленных свойствах и качествах.

Эксперимент 1. Мел тонет в воде.

Дети опускают кусочек мела в ёмкость с водой. От него начинают отходить пузырьки (воздух). При намокании мел темнеет.

Эксперимент 2. Крошим мел.

Дети кладут в ёмкость кусочек сухого мела и пытаются его раскрошить с помощью твёрдого предмета (камня, скалки и т. д.). Затем кладут в ёмкость кусочек мела, смоченного в воде.

Вывод: мокрый мел крошится легче, чем сухой.

Эксперимент 3. Мел и вода.

Дети насыпают крошки мела в ёмкость с водой. Крупинки мела плавают на поверхности воды. Вывод: крупинки мела легче воды.

Затем размешиваем воду с мелом, вода окрашивается, а мел оседает на дне ёмкости.

Вывод: мел не растворяется в воде.

Эксперимент 4. Рассмотрим мел с помощью микроскопа.

Дети рассматривают крошки сухого мела с помощью микроскопа, определяют, что мел состоит из мельчайших крупинок (пылинок).

Педагог рассказывает о том, что мел добывают из меловых гор. Это белая горная порода, которая образовалась за многие миллионы лет из остатков морских растений и ракушек. Мел применяется не только для рисования и письма на доске, его используют при изготовлении цемента, стекла, бумаги, резины, краски, удобрений для почвы, витаминной добавки.

В мел можно добавить цветной краситель и получить цветной мелок.

Вывод: Мел- твёрдый, но хрупкий материал, его легко сломать; состоит из мельчайших крупинок, тонет в воде, при намокании темнеет, крошится, не растворяется в воде, а смешивается с ней, слегка окрашивает её и оседает на дно.

Игровое занятие 7.

Опыты «Песчаный конус».

Цель: показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.

Оборудование: сухой песок, поднос, на который можно высыпать песок.

Ход познавательно-исследовательской деятельности:

Берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплывы» - движение песка, похожее на течение. Почему же так происходит? Давайте внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? Из отдельных маленьких песчинок. Скреплены ли они друг с другом? Нет! Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.

Вывод: Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.

Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

Подборка игровых упражнений по теме «Одежда и обувь»Подборка игровых упражнений по теме «Одежда и обувь» Здравствуйте,хочу поделиться с вами подборкой игр и упражнений на тему "Одежда и обувь" На организованной деятельности по окружающему.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кейс игр и игровых упражнений по формированию предпосылок функциональной грамотности
Опубликовано: 23 апреля 2024 в 09:03
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД