Валерия Фоменко
Кейс по решению конфликтов между детьми в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Кейс по решению конфликтов между детьми в дошкольной образовательной организации
Выполнила: воспитатель Фоменко Валерия Юрьевна
Ситуация. В подготовительной группе мальчики, придя с улицы, пошли мыть руки. Мальчик 6-ти лет уронил полотенце, когда вешал его на крючок, на что мальчик 7-ми лет сказал: «Ты что маленький?», шестилетний ребенок ответил: «Я не маленький!», семилетний мальчик продолжил его дразнить «Нет, ты маленький!». Ребенок 6-ти лет разозлился и толкнул семилетнего ребенка. На что тот, ответил тем же. Воспитатель, заметив это, «развела детей по разным углам».
Публикация «Кейс по решению конфликтов между детьми в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Решение.
Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями.
Наблюдая поведение детей в ходе прохождения практики, можно заметить, что ребенка 6-ти лет многие дети дразнили маленьким из-за его проявления несамостоятельности и из-за того, что он еще не пойдет в школу, а останется в детском саду. Чаще всего это делал данный ребенок 7-ми лет. До этого случая проблем с драками не возникало. Воспитатель проводила беседы по поводу обзывания сверстников. Но данный инцидент все равно возник.
Таким образом, мы можем определить:
участников конфликта : мальчик 6-ти лет и 7-ми лет;
инцидент: мальчик 6-ти лет толкнул мальчика 7-ми лет;
объект конфликта : ущемление достоинства шестилетнего ребенка с целью подчеркнуть свое превосходство;
предмет конфликта : дразнение шестилетнего мальчика;
тип конфликта : конфликт отношений.
Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем, выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.
Переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту знаменуется наступлением возрастного кризиса 7 лет. По словам Л. С. Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст [1]. В период кризиса 7 лет происходит существенное изменение всего психологического облика ребенка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением.
Внешними проявлениями кризиса являются заметные изменения в поведении ребенка: он начинает манерничать, бросается в глаза демонстративность. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает следовать хорошо знакомым, привычным нормам поведения. За этими внешне негативными проявлениями скрываются глубокие изменения в психической жизни ребенка, которые и составляют основной психологический смысл кризиса 7 лет[5].
Психологические исследования показывают, что у современных детей верхняя граница кризиса смещается к 6 годам, поэтому правомерно вести речь о кризисе 6-7 лет. При этом у детей, являющихся сверстниками, период кризиса может не совпадать во времени. Это может быть связано с особенностями общего психического и психофизического развития ребенка, характером его социального окружения, особенностями воспитания и т. д.
Кризис 7 лет может сопровождаться агрессивным поведением. Агрессивное поведение в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В пособии Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой выделяются вербальная и физическая агрессия, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы[2].
Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. В данном случае формой прямой вербальной агрессии является дразнение - «маленький».
Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения. Она может принимать символическую и реальную форму. В данном случае проявляется реальная форма - непосредственное физическое нападение.
Среди причин, провоцирующих агрессивность детей, в данном конфликте мы можем выделить :
• ущемление достоинства другого ребенка с целью подчеркнуть свое превосходство (проявляется у ребенка 7-ми летнего возраста);
• защита и месть (в ответ на нападение – дразнение ребенок 6-ти лет ответил вспышкой агрессии).
Таким образом, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство — невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.
Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма».
О. Федосеевой, Е. Ермолаевой, И. Галасюк предлагается тренинг «Как справиться с агрессией?», куда включено проведение мозгового штурма с родителями по теме: «Причины детской агрессии»[6] :
• Решение родителями проблемных ситуаций по агрессии детей;
• Самостоятельное определение родителями ряда требований, которые рекомендуется соблюдать, запись высказанных предложений на доску;
• Выступление воспитателя группы на тему «Методы сопровождения агрессивного ребенка», сопровождаемое показом и аннотацией папки - передвижки.
Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения.
Педагог может прибегнуть к использованию разных стилей (стратегий) поведения в конфликтной ситуации, предложенных психологами К. Томасом и Р. Килменном[4].
В ситуации «здесь и сейчас» воспитателю рекомендуется выяснить причины конфликта между детьми. Используя стиль сотрудничества, предложить детям совместно выработать решение, удовлетворяющее интересы всех сторон. То есть вместе с детьми разобрать ситуацию с разных позиций: с позиции обидчика и с позиции жертвы и найти решение.
Воспитатель может предложить детям найти компромисс – урегулировать разногласия через взаимные уступки.
Воспитатель может уединить детей. Здесь существует строгое правило – время одиночества должно соответствовать возрасту (6 лет – 6 минут, 7 лет – 7 минут).
А также оповестить родителей о поведении детей. Провести диагностику совместно с психологом, чтобы выяснить причины агрессии.
Пятый этап – решение кейса.
Николаева В. В. предлагает провести занятия по профилактике детской агрессивности, используя терапевтические сказки [3]. В данной ситуации уместно использовать такие сказки как:
1. Маленький медвежонок
Рассматривает проблему нарушения общения со сверстниками, повышенную агрессивность.
Это случилось в одном детском саду, в который ходили разные лесные зверушки. Каждое утро лес просыпался от теплых лучей солнышка, согревающих землю, а песни птиц будили лесных зверушек, и родители вели их в лесной детский садик.
Недалеко от этого детского сада жил Медвежонок. Никто из зверей с ним не дружил, потому что он со всеми дрался. “Все хотят меня обидеть, сделать мне плохо. Мне надо защищаться, потому что если я не буду драться, другие зверята будут меня обижать”,- так думал Медвежонок.
Ему было грустно всегда быть одному, и вот однажды он отправился погулять. Ходил он, ходил и пришел к детскому садику, где играли зверята.
— Смотрите, к нам идет Медвежонок. Может, он будет нашим новым другом,- сказала Белочка.
— Но посмотрите,- закричал Зайчик,- он сжал кулаки и собирается с нами драться!
Медвежонок не слышал разговора зверят и, все сильнее сжимая кулаки, думал: “Они договариваются о том, чтобы начать меня обижать, и мне придется защищаться”.
— Мы хотим с ним дружить, а он хочет с нами драться,- закричали зверята. - Мы будем защищать себя!
И они побежали к Медвежонку. Медвежонок, увидев подбегающих зверят, очень испугался. Он еще сильнее сжал свои кулаки и приготовился драться.
— Эх ты! Мы хотели с тобой дружить, а ты хочешь с нами драться,- сказали зверята. - Мы думали, ты наш новый друг, а ты--- закричали они.
— Мы не будем с тобой дружить!
И они оставили Медвежонка одного. Медвежонок почувствовал, что ему стало очень стыдно за то, что он хотел драться с этими зверятами. Грусть переполнила сердце Медвежонка, и он заплакал. Ему стало очень плохо от того, что его все боялись и у него не было друзей. “Что же мне делать, как подружиться со зверушками?”- думал Медвежонок. И вдруг увидел, что кулаки у него до сих пор сжаты и на них капают слезы.
“Я понял, мне надо разжать кулаки, ведь, наверное, из-за них зверята подумали, что я буду с ними драться!”- решил Медвежонок.
На следующий день Медвежонок пришел к зверятам в детский садик и не стал сжимать свои кулаки. Зверята увидели, что он не хочет драться, и решили с ним дружить. Медвежонок и зверята стали вместе играть в разные веселые игры, петь песни и танцевать. Они смеялись и рассказывали друг другу интересные истории. А Медвежонок, играя со зверушками, думал: “Я больше никогда не буду без причины сжимать свои кулаки и драться, потому что другие зверята и не думали обижать меня. Как хорошо, что я разжал свои кулаки и понял сам, что плохо быть Драчуном!”. И от этой мысли Медвежонок почувствовал себя отлично.
Обсуждение:
1. Почему Медвежонок думал, что все его хотят обидеть? Так ли это было на самом деле?
2. Почему дети в детском саду сказали Медвежонку, что они не будут с ним дружить? Из-за чего они так подумали?
3. Что помогло Медвежонку подружиться со зверятами? Что бы ты еще ему посоветовал сам?
2. Крокодильчик (сказка для детей, проявляющих словесную агрессию)
Может, в море, может, в речке, может, в озере лесном жил Крокодильчик.
Больше всего на свете он любил вкусно поесть. Мог и рыбку, мог и жабку, мог и птичку прожевать, потому что у Крокодильчика были крепкие, красивые и здоровые зубы.
Но была у Крокодильчика плохая привычка, он часто ругался, говорил много злых и нехороших слов.
Однажды Крокодильчик обидел доброго волшебника. Волшебник его заколдовал, и теперь после каждого плохого слова у Крокодильчика выпадал один зуб.
Скоро у него совсем не осталось зубов, и он уже не мог вкусно поесть. Грустно стало Крокодильчику. Начал он расспрашивать обитателей водоема, почему у него выпали все зубы. Мудрый Бегемот объяснил ему причину. Крокодильчик все понял, извинился перед волшебником, и у него начали расти новые зубы.
С того времени Крокодильчик бережет свои зубы. Он не только чистит их вовремя, но и, самое главное, не говорит плохих слов.
Обсуждение:
1. Почему у Крокодила начали выпадать зубы?
2. Как Крокодил понял свою ошибку? Что он сделал, чтобы исправить ситуацию?
Предложенные в кейсе решения не являются единственно правильными, а служат толчком для творческого осмысления реальной проблемы.
Список использованной литературы
1. Выготский Л. С. – Вопросы детской психологии, 1997.
2. Межличностные отношения дошкольников : диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с. Электронный ресурс: https://www.studmed.ru/view/smirnova-eo-holmogorova-vm-mezhlichnostnye-otnosheniya-doshkolnikov-diagnostika-problemy-korrekciya_566da955f3f.html
3. Николаева В. В. Терапевтические сказки для детей, проявляющих агрессию – 2018. Электронный ресурс: https://multiurok.ru/blog/tierapievtichieskiie-skazki-dlia-dietiei-proiavliaiushchikh-aghriessiiu.html
4. Педагогическая конфликтология : учебное пособие / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2013. 229 с.
5. Филина Е. А. Психологические особенности кризиса 7 лет, 2015.
6. Федосеева О., Ермолаева Е., Галасюк И. Тренинг для родителей: «Как справиться с агрессией?», 2012. Электронный ресурс: https://pochemu4ka.ru/load/psikhologu/vzaimodejstvie_s_roditeljami/trening_dlja_roditelej_quot_kak_spravitsja_s_agressiej_quot/275-1-0-3790