Приложение МААМ

Кейс по решению конфликтов между детьми в дошкольной образовательной организации

Валерия Фоменко
Кейс по решению конфликтов между детьми в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы

Кейс по решению конфликтов между детьми в дошкольной образовательной организации

Выполнила: воспитатель Фоменко Валерия Юрьевна

Ситуация. В подготовительной группе мальчики, придя с улицы, пошли мыть руки. Мальчик 6-ти лет уронил полотенце, когда вешал его на крючок, на что мальчик 7-ми лет сказал: «Ты что маленький?», шестилетний ребенок ответил: «Я не маленький!», семилетний мальчик продолжил его дразнить «Нет, ты маленький!». Ребенок 6-ти лет разозлился и толкнул семилетнего ребенка. На что тот, ответил тем же. Воспитатель, заметив это, «развела детей по разным углам».

Публикация «Кейс по решению конфликтов между детьми в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

Решение.

Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями.

Наблюдая поведение детей в ходе прохождения практики, можно заметить, что ребенка 6-ти лет многие дети дразнили маленьким из-за его проявления несамостоятельности и из-за того, что он еще не пойдет в школу, а останется в детском саду. Чаще всего это делал данный ребенок 7-ми лет. До этого случая проблем с драками не возникало. Воспитатель проводила беседы по поводу обзывания сверстников. Но данный инцидент все равно возник.

Таким образом, мы можем определить:

участников конфликта : мальчик 6-ти лет и 7-ми лет;

инцидент: мальчик 6-ти лет толкнул мальчика 7-ми лет;

объект конфликта : ущемление достоинства шестилетнего ребенка с целью подчеркнуть свое превосходство;

предмет конфликта : дразнение шестилетнего мальчика;

тип конфликта : конфликт отношений.

Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем, выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.

Переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту знаменуется наступлением возрастного кризиса 7 лет. По словам Л. С. Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст [1]. В период кризиса 7 лет происходит существенное изменение всего психологического облика ребенка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением.

Внешними проявлениями кризиса являются заметные изменения в поведении ребенка: он начинает манерничать, бросается в глаза демонстративность. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает следовать хорошо знакомым, привычным нормам поведения. За этими внешне негативными проявлениями скрываются глубокие изменения в психической жизни ребенка, которые и составляют основной психологический смысл кризиса 7 лет[5].

Психологические исследования показывают, что у современных детей верхняя граница кризиса смещается к 6 годам, поэтому правомерно вести речь о кризисе 6-7 лет. При этом у детей, являющихся сверстниками, период кризиса может не совпадать во времени. Это может быть связано с особенностями общего психического и психофизического развития ребенка, характером его социального окружения, особенностями воспитания и т. д.

Кризис 7 лет может сопровождаться агрессивным поведением. Агрессивное поведение в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В пособии Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой выделяются вербальная и физическая агрессия, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы[2].

Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. В данном случае формой прямой вербальной агрессии является дразнение - «маленький».

Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения. Она может принимать символическую и реальную форму. В данном случае проявляется реальная форма - непосредственное физическое нападение.

Среди причин, провоцирующих агрессивность детей, в данном конфликте мы можем выделить :

• ущемление достоинства другого ребенка с целью подчеркнуть свое превосходство (проявляется у ребенка 7-ми летнего возраста);

• защита и месть (в ответ на нападение – дразнение ребенок 6-ти лет ответил вспышкой агрессии).

Таким образом, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство — невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма».

О. Федосеевой, Е. Ермолаевой, И. Галасюк предлагается тренинг «Как справиться с агрессией?», куда включено проведение мозгового штурма с родителями по теме: «Причины детской агрессии»[6] :

Решение родителями проблемных ситуаций по агрессии детей;

• Самостоятельное определение родителями ряда требований, которые рекомендуется соблюдать, запись высказанных предложений на доску;

• Выступление воспитателя группы на тему «Методы сопровождения агрессивного ребенка», сопровождаемое показом и аннотацией папки - передвижки.

Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения.

Педагог может прибегнуть к использованию разных стилей (стратегий) поведения в конфликтной ситуации, предложенных психологами К. Томасом и Р. Килменном[4].

В ситуации «здесь и сейчас» воспитателю рекомендуется выяснить причины конфликта между детьми. Используя стиль сотрудничества, предложить детям совместно выработать решение, удовлетворяющее интересы всех сторон. То есть вместе с детьми разобрать ситуацию с разных позиций: с позиции обидчика и с позиции жертвы и найти решение.

Воспитатель может предложить детям найти компромисс – урегулировать разногласия через взаимные уступки.

Воспитатель может уединить детей. Здесь существует строгое правило – время одиночества должно соответствовать возрасту (6 лет – 6 минут, 7 лет – 7 минут).

А также оповестить родителей о поведении детей. Провести диагностику совместно с психологом, чтобы выяснить причины агрессии.

Пятый этап – решение кейса.

Николаева В. В. предлагает провести занятия по профилактике детской агрессивности, используя терапевтические сказки [3]. В данной ситуации уместно использовать такие сказки как:

1. Маленький медвежонок

Рассматривает проблему нарушения общения со сверстниками, повышенную агрессивность.

Это случилось в одном детском саду, в который ходили разные лесные зверушки. Каждое утро лес просыпался от теплых лучей солнышка, согревающих землю, а песни птиц будили лесных зверушек, и родители вели их в лесной детский садик.

Недалеко от этого детского сада жил Медвежонок. Никто из зверей с ним не дружил, потому что он со всеми дрался. “Все хотят меня обидеть, сделать мне плохо. Мне надо защищаться, потому что если я не буду драться, другие зверята будут меня обижать”,- так думал Медвежонок.

Ему было грустно всегда быть одному, и вот однажды он отправился погулять. Ходил он, ходил и пришел к детскому садику, где играли зверята.

— Смотрите, к нам идет Медвежонок. Может, он будет нашим новым другом,- сказала Белочка.

— Но посмотрите,- закричал Зайчик,- он сжал кулаки и собирается с нами драться!

Медвежонок не слышал разговора зверят и, все сильнее сжимая кулаки, думал: “Они договариваются о том, чтобы начать меня обижать, и мне придется защищаться”.

— Мы хотим с ним дружить, а он хочет с нами драться,- закричали зверята. - Мы будем защищать себя!

И они побежали к Медвежонку. Медвежонок, увидев подбегающих зверят, очень испугался. Он еще сильнее сжал свои кулаки и приготовился драться.

— Эх ты! Мы хотели с тобой дружить, а ты хочешь с нами драться,- сказали зверята. - Мы думали, ты наш новый друг, а ты--- закричали они.

— Мы не будем с тобой дружить!

И они оставили Медвежонка одного. Медвежонок почувствовал, что ему стало очень стыдно за то, что он хотел драться с этими зверятами. Грусть переполнила сердце Медвежонка, и он заплакал. Ему стало очень плохо от того, что его все боялись и у него не было друзей. “Что же мне делать, как подружиться со зверушками?”- думал Медвежонок. И вдруг увидел, что кулаки у него до сих пор сжаты и на них капают слезы.

“Я понял, мне надо разжать кулаки, ведь, наверное, из-за них зверята подумали, что я буду с ними драться!”- решил Медвежонок.

На следующий день Медвежонок пришел к зверятам в детский садик и не стал сжимать свои кулаки. Зверята увидели, что он не хочет драться, и решили с ним дружить. Медвежонок и зверята стали вместе играть в разные веселые игры, петь песни и танцевать. Они смеялись и рассказывали друг другу интересные истории. А Медвежонок, играя со зверушками, думал: “Я больше никогда не буду без причины сжимать свои кулаки и драться, потому что другие зверята и не думали обижать меня. Как хорошо, что я разжал свои кулаки и понял сам, что плохо быть Драчуном!”. И от этой мысли Медвежонок почувствовал себя отлично.

Обсуждение:

1. Почему Медвежонок думал, что все его хотят обидеть? Так ли это было на самом деле?

2. Почему дети в детском саду сказали Медвежонку, что они не будут с ним дружить? Из-за чего они так подумали?

3. Что помогло Медвежонку подружиться со зверятами? Что бы ты еще ему посоветовал сам?

2. Крокодильчик (сказка для детей, проявляющих словесную агрессию)

Может, в море, может, в речке, может, в озере лесном жил Крокодильчик.

Больше всего на свете он любил вкусно поесть. Мог и рыбку, мог и жабку, мог и птичку прожевать, потому что у Крокодильчика были крепкие, красивые и здоровые зубы.

Но была у Крокодильчика плохая привычка, он часто ругался, говорил много злых и нехороших слов.

Однажды Крокодильчик обидел доброго волшебника. Волшебник его заколдовал, и теперь после каждого плохого слова у Крокодильчика выпадал один зуб.

Скоро у него совсем не осталось зубов, и он уже не мог вкусно поесть. Грустно стало Крокодильчику. Начал он расспрашивать обитателей водоема, почему у него выпали все зубы. Мудрый Бегемот объяснил ему причину. Крокодильчик все понял, извинился перед волшебником, и у него начали расти новые зубы.

С того времени Крокодильчик бережет свои зубы. Он не только чистит их вовремя, но и, самое главное, не говорит плохих слов.

Обсуждение:

1. Почему у Крокодила начали выпадать зубы?

2. Как Крокодил понял свою ошибку? Что он сделал, чтобы исправить ситуацию?

Предложенные в кейсе решения не являются единственно правильными, а служат толчком для творческого осмысления реальной проблемы.

Список использованной литературы

1. Выготский Л. С. – Вопросы детской психологии, 1997.

2. Межличностные отношения дошкольников : диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с. Электронный ресурс: https://www.studmed.ru/view/smirnova-eo-holmogorova-vm-mezhlichnostnye-otnosheniya-doshkolnikov-diagnostika-problemy-korrekciya_566da955f3f.html

3. Николаева В. В. Терапевтические сказки для детей, проявляющих агрессию – 2018. Электронный ресурс: https://multiurok.ru/blog/tierapievtichieskiie-skazki-dlia-dietiei-proiavliaiushchikh-aghriessiiu.html

4. Педагогическая конфликтология : учебное пособие / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2013. 229 с.

5. Филина Е. А. Психологические особенности кризиса 7 лет, 2015.

6. Федосеева О., Ермолаева Е., Галасюк И. Тренинг для родителей: «Как справиться с агрессией?», 2012. Электронный ресурс: https://pochemu4ka.ru/load/psikhologu/vzaimodejstvie_s_roditeljami/trening_dlja_roditelej_quot_kak_spravitsja_s_agressiej_quot/275-1-0-3790

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Фотоотчет. Преемственность между дошкольной и школьной ступенями.Фотоотчет. Преемственность между дошкольной и школьной ступенями. В настоящее время, особую актуальность имеет, работа по преемственности между дошкольной и школьной ступенями образования. Для того, чтобы.

Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание»Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание» Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание» (17.02.2021). Цель мастер-класса: познакомить.

Конспект педагогического совета «Высоко в дошкольной образовательной организации» Конспект педагогического совета по ВСОКО в ДОО Проведите педагогический совет «ВСОКО в дошкольной образовательной организации». по готовому.

Конспект НОД «Взаимоотношения между детьми» Тема: «Взаимоотношения между детьми» Цель: Создать условия для формирования нравственного развития детей. Задачи: - обогащать первоначальные.

Конструирование из деревянного конструктора в организации образовательной деятельности с детьми в ДОУКонструирование из деревянного конструктора в организации образовательной деятельности с детьми в ДОУ Конструирование – это особая форма детской деятельности, основная цель - создание из различных материалов разнообразных игровых поделок.

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС  На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.

Оснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организацииОснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организации Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта Для полноценного воспитания детей сенсорное развитие играет одну из самых важных.

План работы МО педагогов ДОО «Коллаборация педагогов дошкольной организации и родителей в области воспитания дошкольников»План работы МО педагогов ДОО «Коллаборация педагогов дошкольной организации и родителей в области воспитания дошкольников» Методическое объединение педагогов МБДОУ «ДСОВ «Лесная сказка» Октябрьского района Тема: «Коллаборация педагогов дошкольной организации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кейс по решению конфликтов между детьми в дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 26 февраля 2023 в 17:58
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кейс по решению конфликтов между детьми в дошкольной образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем Валерия Фоменко (УИ 3128583) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД