Ольга Гришунина
Кинезиологические игры и упражнения как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Гришунина Ольга Юрьевна, воспитатель
Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение
детский сад №16 г. Ангарск, Иркутская область
В последнее время в связи с развитием науки и техники на нас и наших детей обрушива-ется большое количество информации. И не секрет, что в настоящее время растет число де-тей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации, которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями качеств психики. Эта ситуация ставит перед нами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Публикация «Кинезиологические игры и упражнения как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Человек, вступающий сегодня в жизнь должен увидеть, услышать, понять и запомнить го-раздо больше информации, чем 10 или 5 лет назад. Взаимодействуя с окружающим миром, дети развивают свои способности, усваивают общественные нормы, расширяют свой круго-зор. Естественно, что данный процесс требует напряжения, усилий, концентрации внимания от ребёнка.
Как же поддержать познавательную активность ребёнка, развить его мыслительные процессы: восприятие, мышление память и воображение, не перегружая ребёнка излишней информацией? Как помочь развить умственные способности ребенка, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье? Этот вопрос лег в основу науки о кине-зиологии.
Кинезиология происходит от греческого слова «кинезис», что обозначает движение, и «логос» - наука т. е. наука о движении, а если быть точнее, то Кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет и используется во всем мире.
Одним из результатов работы учёных в данной области стала разработка развивающих программ, в которые входят комплексы упражнений, стимулирующие активность головного мозга, что позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблю-дать за предметами и явлениями и делать выводы из увиденного. При этом естественные си-лы ребёнка стимулируются посредствам воздействия на рефлекторные точки, через опреде-ленные упражнения, что приводит к увеличению физического, эмоционального, ментального и духовного благополучия.
Основой развития каждого человека является двигательная активность. Крупная моторика – та часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве.
Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения ки-стями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем нервной, мы-шечной, костной.
Начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с самого раннего возраста. Процесс развития мелкой моторики детских рук довольно длителен. Тренировку рук необходимо проводить при любом удобном случае, находясь на прогулке и дома. Очень полезно проводить упражнения с песком, водой, с различными природными материалами, с пуговицами, работать с пластилином, бумагой и т. п.
Средства развития мелкой моторики
1. Пальчиковые игры
2. Завязывание лент, шнурков, узелков на верёвке
3. Мозаика
4. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков
5. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д.
6. Нанизывание пирамидки, собирание матрешки
7. Рисование
8. Аппликация
9. Переборка круп
10. Лепка из глины и пластилина
11. Изготовление поделок из природного материала
12. Нанизывание бус и пуговиц
13. Всасывание пипеткой воды
14. Сматывание шерстяной пряжи в клубки
Так же к средствам развития мелкой моторики относятся кинезиологические игры и упражнения.
Основная цель кинезиологии : развитие межполушарного взаимодействия, способствую-щее активизации мыслительной деятельности.
Задачи кинезиологии :
•Развитие межполушарной специализации.
•Синхронизация работы полушарий.
•Развитие общей и мелкой моторики.
•Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
•Развитие речи.
•Формирование произвольности.
•Снятие эмоциональной напряженности.
•Создание положительного эмоционального настроя.
Кинезиология позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга.
Родоначальником кинезиологии стал американский исследователь и остеопат Джордж Гудхард. Он впервые заметил, что одна и та же мышца может иметь разную энергетическую силу, становясь то сильной, то слабой. Из этого наблюдения выросла наука, которая базиру-ется на целостном подходе к человеку.
Для понимания воздействия кинезиологических упражнений на головной мозг ребенка педагогу необходимо разобраться сначала в понятиях функциональной асимметрии полуша-рий и межполушарного взаимодействия. Единство мозга определяется сочетанием двух фун-даментальных свойств: межполушарной специализацией и межполушарным взаимодействи-ем, которое обусловлено стабильностью переноса информации из одного полушария в дру-гое.
Функциональная асимметрия полушарий — это свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его левым и правым полушариями. Формирование и развитие этого распределения происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов. Функциональная асимметрия полу-шарий является одной из причин существования у человека определенной структуры психи-ки.
Психофизиологи выделяют 32 типа функциональной организации мозга. Упрощая схему индивидуального профиля функциональной асимметрии полушарий, выделим три основных типа организации мозга:
• Левополушарный тип. Доминирование левого полушария определяет склонность к аб-страгированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счёт, способность к анализу. При этом информация, поступившая в левое полушарие, обра-батывается последовательно, линейно и медленно. Восприятие левополушарных людей дис-кретное, память произвольная.
Интроверты. Для успешной учебной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: абстрактный линейный стиль изложения информации, анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина на занятиях (уроках, работа в одиночку, вневременные задания, вопросы закрытого типа. Для них характерна высокая потребность в умственной деятельности. Для левополушарных детей наиболее значима правая полусфера, сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел, классическая посадка за столом.
• Правополушарный тип. Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Его функционирование обусловливает наглядно-образное, трехмерное мышление, которое связано с целостным представлением си-туаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятель-ности.
Для лучшего восприятия информации с классной доски сочетание цветов должно быть следующим; светлая доска — темный мел. Для организации невербального общения право-полушарных детей на занятиях необходимо посадить полукругом.
• Равнополушарный тип. Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полу-шарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме то-го, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария, как фи-зиологической основы общей одаренности.
Однако врожденные предпосылки — это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных контактов и прежде всего в семье.
Таким образом, интегрированное межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта и служит для передачи информации из одного полушария в другое. По-этому при активизации левого полушария правое полушарие быстрее вовлекается в работу.
Дифференцированное обучение с учетом функциональной асимметрии полушарий го-ловного мозга ребенка — один из самых сложных, но эффективных способов обучения. Он более продуктивен, чем поиск совершенных методов, так как ни один метод не подходит сразу для всех детей.
Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений :
1. Основным условием является точное выполнение движений и приёмов, педагог (роди-тели) обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.
2. Работа проводится как левой и правой рук поочерёдно, так и согласованная работа обе-их рук одновременно.
3. Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке.
4. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.
5. Заниматься необходимо ежедневно.
Длительность занятий по одному комплексу упражнений - 45-60 дней.
Для постепенного усложнения упражнений можно использовать :
•ускорение темпа выполнения;
•выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);
•подключение движений глаз и языка к движениям рук.
Виды кинезиологических упражнений :
– Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппара-та.
– Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
– Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить воспри-ятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
– Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроиз-вольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
– Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
– Массаж – воздействует на биологически активные точки.
– Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Кинезиологические упражнение для развития мелкой моторики :
«Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
«Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак раз-вернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении при-коснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.
«Кулак - ребро – ладонь»— последовательно менять три положения: сжатая в кулак ла-донь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ладушки-оладушки» - правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одно-временная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожа-рим, повернем и опять играть начнем».
«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки ( начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
«Дом-ёжик-замок» Соединить пальцы обеих рук парно под углом и большие пальцы со-единить.
«Ёжик» Поставить ладони под углом друг к другу. Пальцы одной руки расположить меж-ду пальцами другой руки
«Замок» Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести.
«Фонарик» Фонарики зажглись- пальцы выпрямились. Фонарики погасли - пальцы сжа-лись.
«Зайчик» Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный при-жать большим пальцем к ладони.
«Лисичка» Указательный палец и мизинец выпрямить, средний и безымянный прижать большим пальцем к ладони.
«Вилка» Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони.
Заключение
Используя кинезиологические игры и упражнения в работе с детьми, педагоги и родители могут значительно совершенствовать мелкую моторику кисти и пальцев рук, а также повысить уровень речевого развития детей, развития психических процессов.
Библиографический список
1. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О, П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. Рязань, 2012.
2. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М: ТЦ Сфера, 2001.
3. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников : Практиче-ское пособие. М. : АРКТИ, 2014.
4. Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками / Е. И. Стальская, Ю. С. Корнеева, Е. Г. Ромицына // Северная Двинамай-июнь).
5. Кинезиология, или природная мудрость тела Н. В. Любимова. - СПб. : Невский про-спект, 20с.
6. Сиротюк А. Л. Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии. - М. : Аркти, 2003. – 156 с.
7. Шереметева Г. Б. Кинезиология Целебное прикосновение – М. : Амрита-Русь,2009.- 96с.