тютикова виктория
Классификация нарушений психологического здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Внутриличностные конфликты по-разному проявляются внешне в
зависимости от стиля поведения ребенка в конфликте.
А. Бодалев и В. Столин выделяют два основных деструктивных
стиля поведения в конфликте: ассимилятивный и аккомодативный.
При ассимилятивном стиле поведения ребенок стремится
приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим
желаниям и возможностям. Неконструктивность его поведения
проявляется в ригидности, в результате чего ребенок пытается
полностью соответствовать желаниям окружающих.
При аккомодативном поведении ребенок, наоборот, активно
использует наступательную позицию, стремится подчинить
Публикация «Классификация нарушений психологического здоровья» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Психология школьников
- Темочки
окружение своим потребностям. Неконструктивность такой позиции
заключается в негибкости поведения, в преобладании
экстернального локуса контроля, недостаточной критичности.
От чего зависит выбор ребенка? По мнению Л. Крейслера, «пара
«активность—пассивность» появляется на сцене уже в первый
период жизни», то есть уже младенцы проявляют либо активное,
либо пассивное поведение.
Можно предположить, что склонность ребенка к активным или
пассивным способам поведения во многом определяется
особенностями его темперамента, закрепляемыми, естественно,
условиями развития.
Конечно, ребенок может в разных ситуациях использовать и тот, и
другой стиль. Поэтому можно говорить лишь о преобладающем
стиле поведения для конкретного ребенка. Но условное отнесение
поведения в конфликте к ассимилятивному или аккомодативному
удобно, поскольку дает возможность выйти на поведенческие
проявления внутреннего конфликта.
Кроме того, беря за основу стиль поведения в конфликте, можно
составить классификацию нарушений психологического здоровья
старших дошкольников и младших школьников.
Рассмотрим каждое из нарушений психологического здоровья
подробно.
ЗАЩИТНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ
Если следствием резонанса проблем развития в младенчестве и
актуальной тревожности родителей является закрепление у ребенка
страха перед окружающим миром, то при наличии активной позиции
(преобладании ассимиляции, в поведении ребенка отчетливо
проявится защитная агрессивность.
Прежде всего стоит отметить, что агрессия традиционно
рассматривается как состояние, поведение или черта личности.
Агрессивное поведение присуще всем людям и является
необходимым условием жизнедеятельности.
В некоторые возрастные периоды — раннем и подростковом
возрасте — агрессивные действия считаются не только
нормальными, но и в определенной степени необходимыми для
становления самостоятельности, автономности. Полное отсутствие
агрессивности в эти периоды может быть следствием тех или иных
нарушений развития, например вытеснения агрессивности или
формирования реактивных образований. Агрессивность,
необходимую для развития ребенка, принято называть нормативной.
Ненормативная агрессивность, то есть склонность к частому
проявлению агрессивного поведения, как черта личности
формируется по разным причинам.
Защитной назовем агрессивность, основной причиной которой
является нарушение развития в младенческом возрасте,
закрепленное актуальной семейной ситуацией. Основная функция
агрессии в этом случае — защита от внешнего мира, который
представляется ребенку небезопасным. Поэтому у таких детей в той
или иной форме присутствует страх смерти, который они, как
правило, отрицают.
Приведем поведенческие проявления защитной агрессивности
ребенка:
— часто конфликтует, дерется;
— громко говорит;
— на занятиях и уроках выкрикивает;
— может проявлять обостренную тенденцию к
лидерству.
Защитную агрессивность следует отличать от агрессивности,
вызванной гиперактивностью. В последнем случае у ребенка также
бывает нарушено внимание, он постоянно отвлекается.
СТРАХИ
Если же у ребенка преобладают пассивные формы реагирования на
окружающую действительность (аккомодативное поведение в
конфликте, то у него возникают различные страхи.
Маскировочную функцию детских страхов подробно описывает Р.
Мэй. Он полагает, что иррациональный и непредсказуемый характер
детских страхов можно объяснить, если допустить, что многие из
так называемых страхов представляют собой скрытую тревогу.
Становится понятным, почему снятие одного страха может привести
к появлению другого: устранение объекта не ведет за собой
устранения причины тревоги.
Как мы уже говорили, усугублению ситуации содействует наличие у
самих родителей повышенного уровня тревоги и страхов. Более
всего подвержены влиянию родительских страхов дети, находящиеся
с ними в симбиотических отношениях (в полной эмоциональной
слитности). В этом случае ребенок играет роль «эмоционального
костыля матери», то есть помогает ей компенсировать ее
собственные внутренние конфликты. Симбиотические отношения,
как правило, достаточно устойчивы и могут сохраняться, когда
ребенок вырастет.
Приведем характеристику детей со страхами:
— заявляют о большом количестве источников страха;
— многие страхи имеют постоянный характер;
— реакции страха несоразмерны ситуациям, в которых
они возникают;
— у ребенка отсутствует возможность для преодоления
и ослабления страха;
— страх наносит ущерб качеству жизни.
ДЕСТРУКТИВНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ
Если у ребенка в раннем возрасте отсутствует автономность,
способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в
активном варианте у него появляется деструктивная агрессивность.
Как известно, в раннем возрасте агрессивные действия являются для
ребенка не просто нормальной, но особенно важной формой
активности, являющейся предпосылкой его последующей успешной
социализации.
Агрессивные действия ребенка — это сообщение о своих
потребностях, заявление о себе, установление своего места в мире.
Однако сложность состоит в том, что первые агрессивные действия
направляются на мать и близких людей, которые нередко из самых
лучших побуждений не допускают их проявления. И если ребенок
столкнется с неодобрением проявлений своего гнева, он будет делать
все, чтобы избежать проявления гнева открыто. В этом случае
невыраженная эмоция, как пишет В. Оклендер, остается внутри
ребенка, мешая здоровому росту. Ребенок привыкает жить,
систематически подавляя свои эмоции. При этом его собственное
«Я» может стать настолько слабым и диффузным, что ему будет
требоваться постоянное подтверждение собственного
существования.
Однако дети с активным стилем поведения находят способы
проявления агрессии — косвенные — с тем, чтобы все-таки заявить
о своей силе и индивидуальности. Это могут быть насмешки над
окружающими, побуждение к агрессивным действиям других,
воровство или внезапные вспышки ярости на фоне общего хорошего
поведения. Основная функция агрессии здесь — это стремление
заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки
социального окружения. А основная форма — разрушение, что
позволяет назвать такую агрессивность деструктивной.
Поведенческие признаки детей с деструктивной агрессивностью:
— испытывают стремление к употреблению слов
анальной проблематики («туалетных»);
— присутствует стремление ломать (рвать, резать);
— склонны к проявлению косвенной агрессии
(например, ябедничают или действуют исподтишка);
— проявляют радость при разрушении чего-либо
(например, при виде бьющейся посуды);
— в общепринятом смысле почти неагрессивны (редко
дерутся);
— в ситуациях проверки знаний проявляют
неуверенность, сверхконтроль.
СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ
Если у ребенка отсутствует автономность, способность к
самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в пассивном
варианте у него возникают различные социальные страхи: он боится
не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения,
становится неуверенным.
И это понятно. Дети с пассивным стилем поведения в конфликте не
имеют возможности проявить чувство гнева. Чтобы защититься от
него, они отрицают даже наличие у себя этого чувства. Но таким
образом они как бы отрицают часть самих себя. Дети становятся
робкими, осторожными, угождают окружающим, чтобы услышать
слова поощрения. Более того, у малышей пропадает способность
различать истинные мотивы своего поведения. В некоторых случаях
исчезает сама возможность хотеть чего-либо, действовать по
собственному желанию.
Поведенческие признаки детей с социальными страхами:
— стремятся соответствовать установленным нормам,
образцам поведения, готовы жертвовать своими
интересами;
— очень стремятся к поощрениям;
— при выполнении учебных заданий часто задают
вопросы типа «А можно так?», «А как надо?», «А это —
правильно?»;
— творческие или незнакомые задания выполняют хуже,
чем задания по образцу или хорошо знакомые;
— присутствует страх ошибок (в частности, сильно
беспокоятся на контрольных);
— не способны к агрессивным действиям;
— могут появляться расстройства речи (запинки);
— имеют развитое чувство долга, ответственности;
— обладают высокой эмоциональной
чувствительностью;
— все эмоции переживают внутри;
— остро реагируют на неуспех;
— имеют склонность к психосоматическому
реагированию (заболевают в эмоционально
напряженных ситуациях);
— на уроках в значимых ситуациях могут действовать
хаотично, испытывать трудности в планировании своих
действий (слабая ориентация в реальной ситуации).
ДЕМОНСТРАТИВНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ
Как мы уже говорили, в дошкольном возрасте для благополучного
развития ребенка особенно важны стабильные внутрисемейные
отношения. Конфликты супругов, развод или уход из жизни одного
из родителей могут привести к депривации потребностей в
безопасности, в любви и принятии.
Дети с активным стилем реагирования могут использовать
различные способы получения негативного внимания. Иногда для
этого они прибегают к агрессивным действиям. Но цель их, в
отличие от уже описанных нами вариантов, — не защита от
окружающего мира и не причинение вреда кому-то, а привлечение
внимания к себе. Поэтому такую агрессивность можно назвать
демонстративной.
Иногда дети привлекают к себе внимание и без агрессивности. Это
может быть стремление нарядно одеться, ответить первым у доски
или даже использовать такие социально неодобряемые действия, как
воровство и лживость.
Поведенческие признаки детей с демонстративной агрессивностью:
— стараются привлечь к себе внимание социально
неодобряемыми способами;
— проявляют преимущественно вербальную агрессию;
— могут прибегать к лживости или воровству;
— проявляют большое внимание к своей одежде,
внешнему виду (девочки).
ЗАМКНУТОСТЬ
В этой же ситуации дети с пассивным стилем поведения в конфликте
действуют противоположным способом. Они замыкаются в себе,
отказываются говорить со взрослыми о своих проблемах.
При внимательном наблюдении за ними можно заметить
существенные изменения в их поведении. Родители обращаются за
помощью к психологу только в том случае, если у ребенка возникает
уже те или иные невротические или психосоматические проявления
или ухудшается успеваемость в школе.
Поведенческие признаки замкнутых детей:
— на занятиях или уроках мечтают о чем-то, часто не
слышат вопросов взрослых;
— снижено внимание;
— в поведении отсутствует спонтанность, живость;
— невелико количество контактов со сверстниками.