Землянко Анна Васильевна
Классный час «Я бы с песни начал свой рассказ…» (литературно-музыкальная композиция для 3–4 классов)
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину;
расширение песенного кругозора детей.
Оборудование:
аудиозаписи военно – патриотических песен и песен военных лет;
видеообеспечение, мультимедийное и музыкальное оформление.
Ход классного часа
• Звучат позывные.
Учитель :
Публикация «Классный час „Я бы с песни начал свой рассказ…“ (литературно-музыкальная композиция для 3–4 классов)» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 4 классе
- Классный час
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературная деятельность
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Песни. Все материалы на тему песен
- Темочки
9 мая победоносно завершилась ожесточённая битва против гитлеровского фашизма. Для нашей страны эта война была освободительной. Советский народ, его Вооружённые Силы внесли решающий вклад в победу над Германией и её союзниками, и в этом их величайшая заслуга перед человечеством.
Что такое подвиг? Это значит, в бескорыстном великом порыве души человек отдаёт себя людям, жертвует всем. Бывает подвиг одного человека, двух, сотен, тысяч, а бывает подвиг народа. Такой подвиг совершил советский народ в годы Великой Отечественной войны.
Мир – короткое, лучезарное, искрящееся счастьем слово. Война – это нескончаемые бомбёжки, минные поля, это ужасы концлагерей и похоронки. Мир и война – несовместимые понятия.
Более полувека мы живём без войны и столько лет помним её, каждый её день- от первого до последнего. Помним расплавленные камни Бреста, и Сталинграда, овраги Дубосекова и поля Прохоровки, пепел Хатыни. Во имя вечного продолжения жизни проливали кровь в боях наши деды и прадеды, вершился титанический подвиг тыла, во имя того, чтобы горели мартены и колосились хлеба, вставали новые светлые города, чтобы радостнее была наша жизнь. Мы помним, кому обязаны жизнью!
К сожалению, с каждым днём всё меньше и меньше становится среди нас ветеранов, участников Великой Отечественной войны. В живых остались единицы. И тем трепетнее мы должны проявлять заботу и уважение к живым ветеранам; склонять головы и почитать тех, кто ради нас отдал самое дорогое – свою жизнь.
Память – не просто дань славному прошлому. Память – это принятие всем сердцем ответственности за сохранность и приумножение величия духа и достоинства нации.
В годы Второй мировой войны на территории нашей страны фашистами было разрушено и сожжено 1710 городов и посёлков, более 70 тысяч сёл и деревень, оставлено без крова 25 миллионов человек. Советский Союз на долгом пути к Берлину потерял 26,5 миллионов человек. Война… От Бреста до Москвы – 1000км, от Москвы до Берлина – 1600км, итог – 2600км. Поездом – 4 суток, самолётом – 4 часа, перебежками, по – пластунски – 4 долгих года. Забыть прошлое – значить предать память о людях, погибших за счастье Родины. Если за каждого погибшего во Второй мировой войне объявить минуту молчания, мир молчал бы 50 лет. Вечная им память
• Звучит спокойная музыкальная композиция, зажигаются свечи.
Ученик 1:
Они к нам не придут, не постучат,
И всё ж, хотя нам это всем известно,
Мы за столом для них оставим место,
Нальём бокалы им…Пускай стоя!
Ученик 2:
Мы – внуки их, нам больше повезло,
Мы – будущее их, нас миновало…
Зато как после нам их не хватало
И как без них нам было тяжело!
Ученик 3:
Не ждут их больше матери назад,
Состарились их жёны и невесты.
Под мирным небом всходят повсеместно
Цветы и травы, где они лежат.
Ученик 4:
Но памяти о них навек верны,
За счастье жить мечтаем, честь по чести,
И вспомним, не сговариваясь песни,
Что распевались ими в дни войны.
Ученик 5:
«Землянку», «Огонёк» и все подряд…
И будем слушать, в чувствах не лукавы,
О чём молчат, не тронуты бокалы,
О чём они не выпиты кричат!
Ученик 6:
Я бы с песни начал свой рассказ,
Пусть узнают юные солдаты,
Как однажды, в предрассветный час,
Песни взяли в руки автоматы.
С этой песней первой бомбы свист,
Наша сила, мужество горе,
И неслось, как лозунг, как призыв
Над страной в одном -едином хоре.
• Звучит видиозапись песни «Священная война», идут кадры военной хроники. (Клип)
Ученик 7:
Я бы с песни начал свой рассказ,
У которой трудное начало,
Сколько раз, холодных, зимних раз
Нс в землянке песня согревала,
Принесли комбата в медсанбат,
Врач сказал: «Не доживёт до ночи».
«Мне бы песню,- прошептал солдат,-
Я до песен с давних пор охочий!»
Учитель:
В годы Великой Отечественной войны литература, искусство были душевными поверенными героического народа. Творчество и подвиг слились воедино. Стихи и песни во все времен были бойцами. А в суровые годы они особенно нужны были народу. Они помогали людям идти по огненным дорогам войны, сквозь страдания и смерть.
Песни военных лет. Они поражают пронзительным лиризмом. Звучит песня – и уходит суровая усталость, и тает дым пороховой. Земля родной окопный запах вздыхает, как луговой настой.
• Исполняется музыкальная композиция на тему песни «Землянка»
В углу стоит печь - буржуйка без дверки, в печи «пламя», рядом кучка дров. Перед печкой на полу сидит боец, пишет на коленях письмо. Рядом два бойца едят из котелка, пристроившись на обрезке бревна. В центре скамейка. Сидит гармонист, вокруг бойцы. Дощатый стол, вокруг которого командиры, склонившие над картой. Тихо звучит музыка. Каждый занимается своим делом.
Гармонист тихонько запевает:
Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твои глаза.
Голос певца крепнет:
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Потихоньку начинают подпевать другие бойцы:
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Распевно, задумчиво уже поют все:
Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти четыре шага.
Веселее, задорно:
Пой, гармоника, вьюге назло.
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.
Поют всё тише и тише:
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.
Ученик 8:
Я бы с песни начал свой рассказ,
С той нехитрой песни сокровенной,
Что как символ радости неслась
Над Софией, Будапештом, Веной.
Пешим ходом и в грузовике,
Жарким днём и зимнею порошей,
Мы её носили в вещмешке,
Самой ценной, самой лёгкой ношей,
И быстрей, чем вести из газет,
От Москвы к высотам Сталинградским,
Песня шла по кругу, как кисет,
С самым крепким табаком солдатским.
• Звучит аудиозапись песни «Давай закурим» в исполнении К. И. Шульженко, идут кадры военной хроники.
Ученик 9:
Я бы с песни начал свой рассказ,
Пусть узнают юные солдаты,
Как однажды, в предрассветный час,
Песни взяли в руки автоматы.
Им наград не вешали на грудь,
Их портретов не было в газете,
Но прославлен их нелёгкий путь,
И народ, воспевший песни эти!
• Звучит аудиозапись песни «Комбат» ,идут кадры военной хроники.
Ученик 9:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!»
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Ученик 10:
Пускай всегда годину ту,
На память нам приводит
И первый снег, и рожь в цвету,
Когда под ветром ходит,
И каждый дом, и каждый сад
В ряду – большой и малый,
И дня восход, и дня закат
Над тёмным лесом – алый.
Ученик 11:
Пускай во всём, чем жизнь полна,
Во всём, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья,
Затем, чтоб нам счастливым быть.
А счастье – не в забвенье!
• Исполняется песня «Последний бой», идут кадры фильма «Освобождение».
• Звучит бой Кремлёвских курантов. Звучит музыка.
Учитель:
Наше время полно ярких больших дел. Но и сегодня, когда выросло поколение, не знавшее ни воя сирен, ни визга осколков, ни горя похоронок, священная наша память о войне. Память эта - дата уважения, безграничная благодарность героям, преклонение перед подвигом миллионов. Память делает место, где родился, отчим краем; окружающих тебя людей – соотечественниками; государство, в котором живёшь, - Родиной.
Родина – земля твоего народа. Родина – это прежде всего люди. И всякий добрый поступок, совершаемый человеком во имя людей, совершается во имя Родины.
Война – это не страницы школьного учебника истории, это четыре года жизни, по тяжести равные десятилетиям, это незатухающая боль.
К сожалению, и в послевоенное время то здесь, то там вспыхивают горячие точки. И вновь где – то звучат выстрелы, и вновь льётся чья – то кровь, и вновь в трудные минуты и в минуты отдыха на помощь приходит песня, которая лечит, вдохновляет, успокаивает, вселяет надежду!
• Исполняется песня «Спой нам, солдат.»
Учитель:
Всех, кто воевал. Кровь, пролитая за справедливое дело, роднит и связывает друг с другом. У каждого из нас своя группа крови, и в этом мы не схожи. Но со своей страной у нас одна, единая группа. Определяется она не медицинскими показателями. Она определяется верностью родной земле, готовностью идти за неё «на труд, на подвиг и на смерть». Да будет так всегда!
• Звучит клип песни «День Победы».