Алия Малышева
Родительское собрание в старшей логопедической группе «Дизартрия»
▼ Скачать + Заказать документы
Клинические и педагогические шифровки в логопедическом заключении. Дизартрия, что это? Характеристика детей со стертой формой дизартрии. Родители – главные помощники логопеда.
В логопедическую группу зачисляются дети с речевыми нарушениями. На основании логопедического заключения Центральной ПМПК Кемеровского городского округа детям осуществляется коррекционная помощь. В нашу группу зачислены дети как с тяжелыми нарушениями речи (ТНР, так и с более легкими нарушениями речи - ФФНР (фонетико - фонематическое недоразвитие речи). С ТНР дети зачисляются на 2-3 года, с ФФН сроком на 1 год. К ТНР относится общее недоразвитие речи (ОНР) I, II, III уровня. Основную массу составляют дети с ОНР III уровня. Такие дети характеризуются наличием недостаточной сформированностью фразовой речи с лексико – грамматическим и фонетико – фонематическим недоразвитием речи (т. е. страдают не только звуки, но и лексико – грамматический строй речи: бедный словарный запас, нарушения согласования различных частей речи, употребления предлогов, трудности при высказывании).
Публикация «Родительское собрание в старшей логопедической группе „Дизартрия“» размещена в разделах
- Дизартрия
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Что касается детей с ФФНР, то у них нарушено только фонематическое восприятие, т. е. дети при нормальном биологическом слухе, не слышат и не дифференцируют звуки, трудно различают похожие созвучия, н –р, «доска – тоска», «Марина – малина», т. к. не развит речевой слух, поэтому и произносят их неверно. Можно обладать хорошим физиологическим и музыкальным, но при этом плохо воспринимать речь. У детей в речи наблюдаются негрубые аграмматизмы.
Каковы же главные причины, вызывающие нарушения речи?
В первую очередь влияют негативные факторы в период беременности и родов: угроза выкидыша, длительный токсикоз, перенесенные беременной простудные и инфекционные, хронические заболевания, прием лекарств, противопоказанных в период беременности, вредные привычки, гипоксия, асфиксия плода, травмы во время родов. Практически у каждого ребенка в медицинской карте, в анамнезе до года, стоит неврологический статус ПЭП или ММД. (ПЭП – перинатальная энцефалопатия – это последствия перинатального поражения ЦНС. Одним из грозных осложнений является детский церебральный паралич (ДЦП). ММД – минимальные мозговые дисфункции ЦНС, возникающие в результате микроповреждений коры головного мозга в период внутриутробного развития или в процессе родов, родовой травмы. Наиболее частое проявление ММД – это синдром двигательной расторможенности, либо СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. В дальнейшем, у таких детей отмечается быстрая утомляемость, эмоциональная неустойчивость, отставание в речевом развитии. Имея данные неврологические признаки, следовательно, в логопедическом заключении будет место клиническому диагнозу: стертая (легкая) форма дизартрии и, соответственно, педагогический: ФФНР либо ОНР (о которых говорилось выше). Таким образом, логопедическое заключение имеет два диагноза: 1) клинический и 2) педагогический. Стертая дизартрия чаще всего диагностируется после пяти лет. Все дети, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, направляются на консультацию к неврологу для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т. к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать:
• медицинское воздействие;
• психолого - педагогическую помощь
• логопедическую работу.
Итак, что же такое дизартрия? Дизартрия – это стойкое нарушение звукопроизношения, обусловленное органической неполноценностью некоторых моторных функций, а также слабостью или вялостью артикуляционной мускулатуры речевого аппарата.
Дети со стертой дизартрией моторно неловки, особенно заметна моторная неловкость на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают от темпа, ритма, также с трудом овладевают навыками самообслуживания: испытывают трудности при одевании, обувании, наблюдается вялость, либо чрезмерное напряжение пальцев, особенно при работе с карандашом, ручкой, ножницами, пластилином. Нарушение движений рук проявляется при выполнении пальчиковой гимнастики. Всё это ведет к задержке готовности руки к письму.
При логопедическом обследовании выявляются патологические особенности и в артикуляционном аппарате: присутствует паретичность (слабость) мышц, либо спастичность (напряженность) мышц органов артикуляции, наблюдается дрожание кончика языка, обильное слюнотечении (гиперсаливация). При обследовании звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, нарушена слоговая структура слов.
У детей со стертой дизартрией речь невнятная и невыразительная, при рассказывании стихотворений речь либо тихая, монотонная, либо быстрая, захлебывающаяся. Это все говорит о том, что у детей неправильное речевое дыхание, над которым нужно работать. Исправление звукопроизношения при дизартрии носит длительный характер: звуки либо ставятся тяжело, либо автоматизация звука долгая.
Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно - логопедическую работу.
Необходимо обращать внимание на правильное и полноценное формирование всех сторон речевого развития – фонематическую (звуко – слуховую, лексическую и грамматическую. Для этого существуют логопедические домашние задания, каждую неделю даются рекомендации и предлагаются упражнения для их выполнения с ребенком. Эти упражнения на нормализацию моторики артикуляционного аппарата (гимнастика для язычка, на укрепление голоса, дыхания. Обязательным элементом коррекции является развитием мелкой моторики.
Подбирается лексический материал на автоматизацию и дифференциацию звука, придерживаясь тематической недели. Для развития просодики (темпа, ритма, интонации, автоматизации поставленных звуков и улучшения памяти предлагаются небольшие стихотворения наизусть, также включаются задания и на развитие связной речи, внимания и мышления.
Главное правило:
• занятия с ребенком должен проводить взрослый, имеющий чистую речь без искаженных звуков;
• отрабатывать произношение звуков не только на занятиях, но и в повседневной жизни;
• четко произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова;
• ни в коем случае не ругать ребенка.
Неправильное звукопроизношение для ребенка – привычка, с которой нужно прощаться.
Уважаемые родители, при совместных стараниях и терпении, можно добиться хороших результатов в устранении речевых недостатков и подготовиться к дальнейшему обучению в школе.