Приложение МААМ

Клиповое мышление как актуальная проблема дошкольного образования

Елена Голоктионова
Клиповое мышление как актуальная проблема дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Е. В. Голоктионова, воспитатель

отделения по дошкольному образованию №3

МБОУ «Знаменская СОШ»

пгт. Знаменка Орловского района

Точного научного определения термина «клиповое мышление» нет. Большинство учёных, работающих над данной темой, склоняются к следующему определению. «Клиповое мышление»- это направление развития отношений человека с информацией. Свое название данный тип мышления получил благодаря английскому слову «clip», что означает фрагмент текста, вырезка из газеты или отрывок видео, фильма. Главной особенностью таких «клипов», переходящих в совокупности в «клиповое мышление», является - яркость красок, краткость сюжета и быстрота смены клипов. А само мышление характеризуется заменой линейного на нелинейное. При таком мышлении ребёнок воспринимает мир не единой картиной, а в виде событий, которые не связаны между собой.

Публикация «Клиповое мышление как актуальная проблема дошкольного образования» размещена в разделах

В наше время у дошкольников действительно наблюдается феномен «клипового мышления». Работает такое мышление по принципу : «увидел и забыл». Признаками «клипового мышления» у дошкольников являются : бедный словарный запас, рассеянность, гиперактивность, преобладание конкретного мышления над абстрактным.

С «клиповым мышлением» не рождаются, оно формируется в процессе жизни и воспитания ребёнка. Одной из причин появления этого явления у детей стала информатизация окружающей среды. Она же в свою очередь тоже была вынуждена появиться в связи с огромным объёмом информации и невозможностью её обработки без помощи компьютерных технологий. Естественно, что современному ребёнку, в будущем самостоятельной личности, просто необходимо уметь грамотно пользоваться этими технологиями. Ситуация в мире на сегодняшний день наглядно это демонстрирует. «Клиповое мышление» дошкольников - это не их вина. Это их реальность.

Современные родители «с пелёнок» предлагают своему ребёнку проводить свободное время с участием продуктов IT- индустрии (смартфон, телевизор, планшет, игровые приставки, тем самым, формируя у него «клиповое мышление». Вся IT-индустрия направлена на мгновенное привлечение потребителя к своим продуктам - яркие краски, «кричащие» заголовки, захватывающие сюжеты, быстрая смена тем ( примеры: односерийные мультфильмы, ролики в видеохостингах (Youtube, Tik-Tok и др., множество одноразовых игр в мобильных маркетах, телевизорах, игровых приставках). Несформировавшееся восприятие ребёнка с радостью переключает его внимание на вышеперечисленные факторы. Они, в свою очередь, становятся для него обыденными, нормой восприятия и проведения свободного времени. Далее, чем чаще это повторяется, тем быстрее данный «снежный ком» названных факторов переводит мышление дошкольника из обычного (абстрактного) в «клиповое».

«Клиповое мышление», сформированное у дошкольника, имеет много отрицательных факторов. Одним из самых важных является утрата способности на абстрактное мышление, построение логических цепочек и причинно-следственных связей. «Клиповое мышление» влияет на отношение дошкольника ко всем жизненным аспектам. Как он понимает и воспринимает жизнь (по принципу, который указан выше: «увидел и забыл», так он и поступает во всех жизненных ситуациях. То же самое касается и образовательного, и воспитательного процесса, в котором участвуют дошкольники. Они становятся более доверчивыми, в определенных ситуациях черствыми, забывают, что такое сопереживание, сострадание. У дошкольников появляется гиперактивность, пропадает концентрация внимания, появляется задержка эмоционального развития.

Однако плюсы у клипового мышления также имеются. Это быстрая обработка информации, защита от перегрузки и умение выделить самое главное. Дети с «клиповым мышлением» одновременно могут заниматься несколькими делами ( пример: слушать музыку, рисовать и поддерживать беседу, и это не доставляет им неудобство, кажется обыденным. Дошкольники свободно адаптируются к внешним факторам, либо к изменениям жизненных ситуаций.

Среди возможных способов решения проблемы «клипового мышления» в практическом педагогическом процессе в дошкольном учреждении можно выделить следующие: беседы с воспитанниками, повторение пройденного материала, сюжетно - ролевые игры, сравнительный анализ исторических событий с построением причинно - следственных связей, дидактические игры, практические занятия, применение в педагогическом процессе наглядных пособий, изготовление сезонных и тематических подделок, патриотическое воспитание, желательно с участниками каких- либо значимых событий. Нужно максимально привлекать воспитанника в проходящее мероприятие, доразвивать, обсуждать, пояснять, показывать на примере, выделять причинно - следственные связи вплоть до первоисточников. Также на изменение мышления дошкольника влияют соревновательные мероприятия, квесты, конкурсы со сверстниками, где они могут показывать и развивать свои качества, учиться друг у друга, сопереживать и обмениваться знаниями и умениями.

Возможные способы решения проблемы «клипового мышления» в практическом воспитательно - образовательном процессе в домашних условиях можно выделить следующие: чтение дошкольнику книг, настольно - печатные игры, максимальное увеличение совместно проведенного со взрослым времени, беседы с ребенком на различные темы. Уход за домашними животными также благоприятно влияет на развитие внимания, сострадания, сочувствия ребенка. Здоровый образ жизни, регулярные прогулки на свежем воздухе, занятия различными видами спорта способствуют формированию правильного восприятия и развития дошкольника. Родитель не должен бояться делать какое- либо дело совместно со своим ребенком. Он должен объяснять ему причинно - следственные связи своих поступков и выполненных действий. Родитель должен разрешать ребенку оказывать посильную помощь в повседневных делах, так как ребенок берет пример со своих родителей, старается быть во всем на них похожим. Когда ребенок задает вопрос, родитель должен постараться дать исчерпывающий ответ, а не игнорировать его, ссылаясь на занятость или усталость.

«Клиповое мышление» явление распространенное. В настоящее время уже не подразумевается восприятие дошкольником окружающей действительности без отдельных элементов клипового мышления. Это неотъемлемая часть окружающей действительности. Такое мышление имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Родители и педагоги должны обеспечить дошкольнику максимально широкий охват окружающей действительности. Использование гаджетов необходимо максимально ограничить. В результате образовательно - воспитательного процесса дошкольника формируется фундамент будущей личности, с определенным типом мышления. И что бы оно соответствовало всем критериям сформировавшейся личности в будущем, родитель и педагог должны максимально передать дошкольнику свой жизненный опыт, свои знания, сформировать у него методологию получения этих знаний и умений, заложить необходимую мотивацию. Все это достигается путем личного общения, совместно проведенного времени. Только в этом случае дошкольник будет огражден от отрицательных факторов «клипового мышления». Его мышление будет развиваться как полноценное явление, с положительными факторами и абстрактного, и «клипового» мышления, с четким представлением о целостной картине мира.

Список литературы:

1. Абраменкова В. В. Дети и телевизионный экран / Воспитание школьников. - 2009. - № 6.

2. Азаренок Н. В. Клипое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2011.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Развиваем мелкую моторику и логическое мышление малышейРазвиваем мелкую моторику и логическое мышление малышей Здравствуйте,сегодня я хочу поделиться с вами теми играми и игровым материалом,которые я использую для развития мелкой моторики и логического.

Как развивать логическое мышление дошкольника Нередко случается так, что ребенок, казалось бы, прекрасно подготовленный к школе, в первом классе оказывается не слишком успешным. Это.

Консультация «Развивать творческое мышление»Консультация «Развивать творческое мышление» Старые забавы Сегодня я предлагаю поговорить о творческом или креативном, как сейчас модно говорить, мышлении. Потому что в наше время.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Развиваем инженерное мышление с психологомРазвиваем инженерное мышление с психологом Развитие инженерного мышления является одной из наиболее актуальных задач образования. И в детском саду мы закладываем основы развития этого.

С Днём работника дошкольного образования!С Днём работника дошкольного образования! Ежегодно в самую красивую и романтичную пору года отмечается День работника дошкольного образования России. Сама природа дарит всем тем,.

Консультация «Проблема выбора»Консультация «Проблема выбора» гр. «Светлячок», Кормильцева И. А. Существует определенное мнение у родителей на предмет вопроса выбора у ребенка и его решения. Привожу.

Тест «ФГОС дошкольного образования» Уважаемые коллеги предлагаю вам тест "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация и планирование.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Клиповое мышление как актуальная проблема дошкольного образования
Опубликовано: 29 ноября 2021 в 09:20
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Клиповое мышление как актуальная проблема дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Елена Голоктионова (УИ 2826112) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД