Оксана Лось
Коллекционирование как форма познания окружающего мира. Сообщение из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Восприятие предметов коллекций тесно связано с чувствами и эмоциями детей. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству. В процессе коллекционирования развиваются способности ребёнка, являющиеся ступеньками к творчеству; познавательные психические процессы (внимание, память, гибкость и нестандартность мышления, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное. Процессом коллекционирования необходимо управлять. Истинное и полезное коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости, даёт навыки исследовательской деятельности. С коллекционирования часто начинается приобщение ребёнка к миру маленьких тайн, их открытий. Стойкость пытливого отношения ребёнка к коллекционированию зависит от того, культивируют ли взрослые это отношение к собирательству или гасят его своим пренебрежительным отношением. Если родители и воспитатели поддерживают интересы ребёнка, направляют познавательную деятельность ребёнка, то формируются ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребёнка чёткую познавательную направленность. А. А. Люблинская подчёркивает, что в процессе формирования у дошкольников познавательного отношения к окружающему вскрываются некоторые стороны самих познавательных интересов, в которых явственно выражено единство интеллектуального и эмоционального отношения человека к предметам действительности. Отмечается ярко выраженный интерес в глубоко эмоциональном отношении к окружающему. Человек, чем-либо интересующийся, удовлетворяется познанием объекта, и чем больше он его познаёт, тем сильнее растёт его интерес. Рост интереса беспределен, имеет огромное прогрессивное значение в развитии творческой личности, способствует возникновению желания больше узнать о нём.
Публикация «Коллекционирование как форма познания окружающего мира, Сообщение из опыта работы» размещена в разделах
С детства я собирала разные открытки, фантики, марки, кое-что сохранилось до сих пор. Однажды принесла в группу альбом с марками по теме «Космос», «Растительный мир», коллекцию открыток с изображением цветов. Дети рассматривали их с большим интересом, кто-то из ребят сказал, что у них дома тоже есть много открыток, которые собирали ещё их мамы. Вечером вместе с ребятами попросили родителей принести их коллекции в детский сад для ознакомления и изучения. Так в нашей группе появилась первая коллекция гоночных машин.
Тема коллекционирования очень увлекла ребят, в свободное время мы часто беседовали о том, какие бывают коллекции. Я рассказала детям об известных людях, хорошо знакомых детям, увлекающихся коллекционированием различных вещей и предметов. Например, телеведущий Валдис Пельш имеет коллекцию военных касок. У певицы Ирины Аллегровой – коллекция туфель, колокольчиков. Телеведущий Андрей Малахов коллекционирует марки с новогодней тематикой. Юморист Игорь Христенко – заядлый рыбак, привозит из всех стран, где бывает – кружки с рыбацкой тематикой.
Однажды во время обеда, когда дети пили компот из сухофруктов, у них возникла идея собрать семена различных ягод, фруктов. Получилась разнообразная коллекция из косточек : вишни, винограда, яблок, апельсина, абрикосов, арбуза - дети всё это приносили из дома. Подключились и родители, организовали выставку поделок из фруктов и овощей «Дары природы». Вместе с детьми и родителями мы читали и разучивали стихи, загадки о фруктах, ягодах, рассматривали фотографии, сравнивали по форме, размеру, вкусу, искали по карте места произрастания.
В декабре ко дню рождения нашего города решили собрать коллекцию значков о городе Братске, помогли нам в этом и родители моих воспитанников.
Большие коллекции киндер-сюрпризов оказались у Вики и Вадима, в наш мини-музей разместили их «домашнюю коллекцию».
Дети очень любят всё сладкое. Илья в группу принёс шоколад, чтобы угостить всех. У ребят возник вопрос: а почему шоколад бывает и тёмным, а бывает и белым? Так возникла идея по созданию проекта «Как делают шоколад и конфеты». Перед собой поставила следующие задачи:
– Обогатить представления детей о видах конфет, продуктах, из которых они изготавливаются.
– Рассказать о странах, где выращивают какао, о кондитерских фабриках.
Для обогащения знаний детей использовали просмотр слайдов мультимедиа. Исчерпывающий ответ искали в энциклопедии, рассматривали иллюстрации. Пополнили сюжетно-ролевую игру «Супермаркет» новыми атрибутами, изготовили из солёного теста «шоколадные конфеты», «драже». Изготовили различные поделки из фантиков. А потом вдруг решили: а почему бы нам не оформить коллекцию из фантиков, обёрток от шоколада?
А тут вдруг девчонки – юные модницы – заговорили о шляпках… Из познавательной литературы узнали, какие шляпы носили в старину. В группе открыли салон по моделированию шляп для модниц, оформили красочный альбом, вскоре «заработал» отдел продажи головных уборов. Открыли мастерскую головных уборов для кукол, где дети могли из цветной бумаги смастерить любой фасон шапки или шляпки. Для коллекции подобрали головные уборы разного назначения: шляпа, ушанка, панама, фуражка, кепка, каска, бейсболка.
Вместе с родителями и детьми подобрали фотографии, картинки головных уборов, которые носят люди разных профессий, оформили выставку «Головные уборы людей разных профессий».
Как-то раз смотрели с детьми видеофильм, в котором подробно рассказывается о бересте как необходимом материале для изготовления туеска. Дети увидели, как её заготавливают, познакомились со способом её обработки, узнали, что именно с поваленных деревьев можно снять бересту, с дерева, стоящего на корню, нельзя: это может принести ему непоправимый вред; о процессе изготовления туеска, об основных инструментах для работы с берестой : резак, пробойник, которым придают формы треугольника, круга, овала, звезды, чеканы – инструменты для нанесения углублённого рельефа, молоток, шило с притуплённым концом, кедровый или еловый кусок древесины для дна. Думаю, не трудно догадаться, что решили коллекционировать мои воспитанники? Большую помощь в организации групповой коллекции «Туески берестяные» оказали нам наши родители.
Родители воспитанников – мои единомышленники, поддерживают нас во всех начинаниях. Формы взаимодействия с ними – очень разнообразные: это и анкетирование (Занимались ли коллекционированием ваши родители, бабушки, дедушки? Стало ли это традицией семьи? Интересуется ли ваш ребёнок коллекционированием? Какие положительные качества, на ваш взгляд, сформированы у ребёнка, благодаря коллекционированию? И т. п., и консультирование «О коллекциях и коллекционерах», «Это интересно», «Коллекционирование – одна из форм развития деятельности компетентности дошкольников», и организация «Клуба коллекционеров», и совместные тематические праздники и развлечения, и семинары-практикумы… Всего не перечесть!
Делюсь своим опытом и достижениями моих ребят с коллегами. Для педагогов составила консультации: «Коллекционирование как средство развития креативности», «Что коллекционировать в группе?», «Хранение коллекции», «Использование коллекционирования в воспитательной работе с детьми».
Таким образом, коллекционирование как одна из эффективных форм нетрадиционного обучения дошкольников позволяет мне углублять познавательные интересы детей, расширять их кругозор, развивать познавательную активность, умение замечать новое, неизвестное, задавать вопросы, повышать продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения. Занятие коллекционированием не требует больших материальных или физических затрат, ведь коллекционировать можно все, что угодно, между тем дети, занимающие осознанным собиранием чего-либо, более общительны, любознательны, умеют добиваться своей цели.