Папки-передвижки

Статья «Экспериментирование как средство познавательно-речевого развития ребенка-дошкольника»

Марина Горбунова
Статья «Экспериментирование как средство познавательно-речевого развития ребенка-дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму», отсюда становится очевидным, что

усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и делает

сам.

Многие ученые выделяют экспериментирование как ведущий вид

деятельности у маленьких детей.

«Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность

экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские

деятельности, в том числе и игровую. Однако долгое время это не

учитывалось системой дошкольного образования.

Публикация «Статья „Экспериментирование как средство познавательно-речевого развития ребенка-дошкольника“» размещена в разделах

И родители и педагоги, не осознавшие значимости данной стадии для

становления личности ребенка, идут по самому простому пути: запрещают и

наказывают.

Этот подход к обучению лежит и основе авторитарной педагогики: взрослый

(педагог, родитель) всегда знает, как нужно делать правильно, и постоянно

сообщает об этом ребенку. Он требует, чтобы малыш поступал только так, и

лишает его права на ошибку, не позволяет ему самому открывать истины, в

то время как ребенок даже не предполагает, что его естественная

потребность познавать может кем-то не одобряться.

А сейчас важна педагогика сотрудничества — создание обстановки, в

которой ребенок все может делать самостоятельно.

Период дошкольного детства является возрастом наиболее

стремительного общего развития ребёнка. В этом возрасте ребёнок

начинает выделять себя из окружающей среды, развиваются

эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются

основы нравственных позиций личности, которые проявляются во

взаимодействии ребёнка с окружающим миром.

Ценность внедрения метода экспериментирования заключается в том,

что ребёнок познает объект в ходе практической деятельности с ним,

осуществляемые ребёнком практические действия выполняют

познавательную, ориентировочно - исследовательскую функции.

Актуальность. Вместе с игровой, экспериментирование имеет

огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессе

экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка,

активизируются его мыслительные процессы.

Проведение экспериментов, занимательных опытов,

коллекционирование развивает наблюдательность, расширяют кругозор

детей, углубляет знания, приводит к сдвигам в речевом развитии.

Главная цель - это активизация познавательно - речевого развития

путем экспериментирования.

Задачи по данному направлению:

• обогащение личного опыта ребёнка;

• расширение представлений о предметах и объектах окружающего мира;

• установление причинно-следственных связей;

развитие коммуникативных навыков и любознательности;

развитие всех компонентов устной речи.

Повседневная жизнь порождает у детей сотни вопросов «почему мылится

мыло?», «почему ночью темно?» и др. Ребёнок задаёт вопросы, и хочет

услышать ответ. Дать ответ – это еще не всё. Ведь каждый ответ порождает

новые вопросы. Детям надо помочь задать вопросы так, чтобы на него можно

было ответить. Примерами вопросов, развивающих, познавательное

мышление, речь могут быть следующие: «Что ты видишь?», «Что

изменилось?», «Почему изменилось?». Пусть ребёнок задаёт вопросы об

окружающем мире, пусть сам пытается объяснить почему всё происходит

так, а не иначе. Так ребёнок будет не только узнавать больше, но и учиться

тому, как добывать знания.

При планировании работы, чтобы ребенок приобрел опыт познавательный,

речевой через экспериментирование стала перестраивать содержание

занятий, включила экспериментирование во все виды деятельности. Хотелось

бы, чтобы все что заинтересовывало детей становилось для них

увлекательным научным приключением.

Например: Однажды у детей возник вопрос.

Ну, а если в магазине,

В потребительской корзине,

Вдруг исчезнет наше мыло?

Говорят такое было!

Что же делать нам тогда?

Ведь без мыла всем беда!

Возникла проблема, чем можно заменить другим. Стали собирать

информацию об истории возникновения мыла. Даже нашли легенду

возникновения мыла. Оказывается одна из легенд связывает

появление мыла и даже слово Sоар (англ.)с горой $аро, на которой в древнем

Риме сжигали туши принесённых в жертву животных. У подножия этой

горы протекает река Тибр, где постоянно стирали одежду. Жир животных

смешивался с золой костров, а затем смывался дождями в реку. Вода в реке

начинала пениться и хорошо отмывать все загрязнения с ткани.

В результате химической реакции между жиром и золой образуются два

ценных и дополняющих друг друга продукта – мыло и глицерин. Мыло

обладает моющими свойствами, а глицерин – делает умывание приятным и

полезным.

Ключевые вопросы (или слова,

• где?

• Что?

• как?

• почему?

Позволяют дать ребёнку более точное представление обо всем.

- Где? Видеть везде – дома, в городе, на улице.

- Что? Задавать вопросы из чего что состоит, как оно действует, как оно

устроено.

- Как? Проверять, как что работает.

- Почему? Объяснить почему происходит то, что происходит, подкреплять

идеи доказательствами и рассуждениями.

Поиск информации о мыле разных стран помог детям получить

убедительные данные причинно-следственных связей (как развивалось

производство мыла в дальнейшем). О том что, древние римляне для мытья

тела пользовались песком. А если верить Геродоту (5 век до н. э., то

скифские женщины растирали в порошок древесину кипариса и кедра,

добавляя к нему воду и ладан. Этой мазью натирали тело, а после

удаления мази кожа становилась чистой и такой источала аромат. Во

времена Античности мыло делали из козьего, бараньего или бычьего жира

смешав с золой бука. А в Англии способ мыловарения держался в тайне. В

России в конце 18 века мыло было роскошью, и поэтому вместо мыла

использовался щелок, вареный картофель и хлебный квас.

А ведь в основе этого лежит особый вид речевой деятельности, связанный

логично построенным обсуждением ряда конкретных фактов итогом

которых, являются умозаключения детей. Все это расширяет кругозор детей,

развивает их познавательную активность, обогащает словарный запас.

Важно поощрять ребенка высказывать догадки, объяснять, делать

предположения, почему он считает так.

В процессе рассуждений и доказательств у ребенка формируются основы

словесно-логического, а затем и научного мышления.

Очень нравится детям коллекционирование.

В процессе коллекционирования развиваются способности ребенка :

- познавательные психические процессы;

- умения наблюдать;

- сравнивать, анализировать;

- обобщать, выделять главное.

Человек, чем либо интересующийся, удовлетворяется познанием

объекта, и чем больше он его познает, тем сильнее растет его интерес.

Например: Собирая коллекцию мыла мы выяснили, что оно может быть

самым разным, с добавками и без, различной формы, цвета, запаха.

Восприятие предметов коллекций тесно связано с чувствами и эмоциями

детей. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и

художественному творчеству.

Дети играют с рифмами, с загадками, скороговорками. Они осваивают

языковые средства и формы речи. Дети создают свои стишки, загадки,

словосочетания, т. е. занимаются речетворчеством (экспериментируют со

словами).

Например: Мыло в ярких упаковках

Утром в группу принесли.

Руки будем мыть мы ловко

Вот как чисто вымыли.

Или

Что поможет нам отмыть наши руки дочиста? (мыло)

Опираюсь постоянно на художественное слово, дети заучивают и

запоминают, используют сами. Все это развивает речь, ознакомление с

окружающим, нравственные качества.

И самым интересным являются для детей опыты. Они помогают

получить данные о причинно-следственных связях, подведут к осознанию

естественно-научных закономерностей.

Особое значение в речевом развитии дошкольников при проведении

опытов имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по настоящему

чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Я выступаю для

детей в роли партнера, проявляю живой интерес к познаваемому объекту. В

своей речи использую выражения: «Подумаем вместе», «Думаю так, как

ты», «Я с тобой согласна», «Я думаю иначе, меня волнует такая мысль».

Готовых ответов не даю, а побуждаю самостоятельно находить

соответствующие предположения. Даю возможность каждому высказаться,

не оцениваю ответы, а комментирую разные варианты их ответов. Если дети

затрудняются, то по окончании диалога с элементами дискуссии предлагаю

обратиться к книге, познавательному рассказу, чтобы уточнить мнение,

побуждаю детей делать выводы и обобщения. Проведение экспериментов

фиксируем в дневнике экспериментов. Дети составляют рассказы об

экспериментах и мы их записываем в дневник. Записанный текст я читаю

для уточнения и исправления. При составлении рассказов развивается

диалогическая речь воспитанников, связная речь, активизируется словарный запас.

Мною была составлена памятка, которую педагоги могут использовать

в своей работе по развитию речи детей.

1. Выбор интересующего объекта для детей.

2. Постановка ключевых вопросов:

- где?

- что?

- как?

- почему?

3. Поиск информации.

4. Коллекционирование, т. самостоятельно развиваю словарный запас

детей.

5. Эксперименты со словами – речетворчество.

6. Использование художественного слова.

7. Экспериментальная деятельность, составление рассказов об

экспериментальной деятельности.

8. Фиксирование результатов экспериментов.

9. Формулировка выводов.

Я считаю, что экспериментальная деятельность дает возможность

педагогу развивать речь детей.

Публикации по теме:

«Я познаю мир»«Я познаю мир» «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» (китайская пословица) Дошкольники – это маленький удивительный.

Опыт. «Как пронести стаканчик с водой, не касаясь руками?»Опыт. «Как пронести стаканчик с водой, не касаясь руками?» Китайская пословица гласит: "Расскажи- и я забуду,покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму".Усваивается всё крепко и надолго,когда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Экспериментирование как средство познавательно-речевого развития ребенка-дошкольника»
Опубликовано: 12 декабря 2013 в 14:24
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Экспериментирование как средство познавательно-речевого развития ребенка-дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Горбунова (УИ 169543) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД