Галина Пенкова
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Колобок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Талица
Конспект занятия по развитию речи
во второй младшей группе
на тему:
«Рассказывание русской народной сказки "Колобок"»
Воспитатель: Пенкова Г. В.
2015-2016 учебный год
Публикация «Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе „Рассказывание русской народной сказки „Колобок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе детского сада «Рассказывание русской народной сказки "Колобок"»
Цель: Развитие речи детей при помощи театрализации сказки.
Образовательные задачи:
• Познакомить детей с русской народной сказкой «Колобок».
• Совершенствовать грамматический строй речи, мышление детей с помощью вопросов.
• Учить детей отвечать на вопросы по содержанию произведения.
• Закреплять умение лепить предметы круглой формы.
Развивающие задачи :
• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
• Развивать зрительную память, воображение, мелкую моторику.
• Формировать умение рассказывать сказку, развивать интерес к игре-драматизации.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.
• Развивать умение отгадывать загадки.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
• Воспитывать любовь к театрализованным играм.
Предварительная работа с детьми:
- организация выставки книг по сказке «Колобок» разных издательств.
- дидактические игры с детьми.
- разучивание песенки Колобка.
Методические приё мы:
• Игровой (использование сюрпризных моментов).
• Наглядный (использование настольного театра).
• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
• Поощрение, анализ занятия.
Материалы к занятию : настольный театр с персонажами сказки «Колобок», книга с картинками, иллюстрации главных героев сказки, тесто для лепки (соленое, доски для лепки, поднос, атрибут домика, маски, костюмы, поделка «Колобок», фонограмма
Оборудование: экран, оборудование для показа слайдов.
Список литературы:
https://www.youtube.com/watch?v=7fAGrywgpL8
https://song-man.ru/?mode=song&id=222794
https://gettune.net/?a=music&q
Расскажи мне сказку… : Лит. сказки для детей/cост. Э. И. Иванова. – М. :Просвещение, 1993. – 63с.
«Наши талантливые малыши» Е. П. Бухарина. «Дошкольное воспитание» 1997 – №6.
«Кукольный театр – дошкольникам» Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко.
«Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста» О. А. Куревина.
Комиссарова Л. Н. Кузнецова Г. В. «Ребенок в мире музыки». – М. : Школьная пресса, 2006. – 128с.
Н. Ф. Сорокина «Сценарии театральных» кукольных занятий, М. : 2004.
Детский сад от А. до Я, №6 2005г.
Ход образовательной деятельности.
Организационный момент. Дети стоят в кругу.
Воспитатель:
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие :
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнешь и не найти.
- Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.
Звучит фонограмма заставки из передачи «В гостях у сказки» и воспитатель поет отрывок из песни «Приходи, сказка»
Текст песни» Приходи, сказка»
Если вы не очень боитесь Кощея
Или Бармалея и Бабу Ягу,
Приходите в гости к нам поскорее,
Там, где зеленый дуб на берегу.
Там гуляет черный котище ученый,
Пьет он молоко и не ловит мышей,
Это настоящий кот говорящий,
А на цепи сидит Горыныч-змей.
Приходите в гости к нам,
Поскорей приходите в гости к нам!
Кот про все расскажет вам,
Потому что он видел все сам.
Ах, как тихо и темно!
Ах, как чудно и чудно!
Ах, как страшно и смешно,
Зато в конце все будет хорошо!
Воспитатель: Утром к нам в детский сад заходил почтальон и принес посылку. Как вы думаете, что в ней? (Ответы детей)
Давайте посмотрим, что внутри посылки ( Дети вместе с воспитателем открывают посылку: в ней книга с русской народной сказкой «Колобок».)
Вы только посмотрите какая книга! Какие рисунки! (показывает иллюстрации к сказке).
Это русская народная сказка «Колобок». Кто знает, что такое «русская народная сказка»? ( звучат ответы детей: -Сказка-это вымысел, выдумка, русская народная – это значит придумал русский народ).
Воспитатель: Все правильно, сказку придумал русский народ. А как вы думаете, кто главный герой сказки? (Колобок). Подумайте, представьте: как выглядит колобок? Кто это? (Колобок-это хлебушек, он круглый, желтый, горячий, вкусный, румяный, ароматный, с корочкой и т. д. Дети описывают какой может быть колобок.)
Чтение сказки.
Воспитатель рассказывает (читает)сказку, показывая слайды к сказке, используя настольный театр.
Воспитатель: Молодцы, а теперь ребята, присаживаемся на стульчики и давайте послушайте русскую народную сказку «Колобок». Кто знает эту сказку, может помогать мне рассказывать.
Ребята, кто придумал испечь колобка? (Дед) Правильно. А кто его замесил и испек? (Бабка) Молодцы.
Звучит минусовка заставки из передачи «В гостях у сказки» на фоне ее воспитатель читает стих.
Воспитатель:
Вот и домик расписной
Посмотрите, вот какой.
В доме дедушка и бабушка живут
Деток в гости к себе ждут.
Ладушки, ладушки
Мы в гостях у дедушки.
Ладушки, ладушки
Мы в гостях у бабушки.
Будем слушать сказочки.
Раздается стук в дверь групповой комнаты.
Воспитатель: «Слышите, ребята, кто-то стучит…»
Заходит бабушка (младший воспитатель, переодетый).
Бабушка: «Здравствуйте ребята. Вы меня узнали? (Да)
Угадайте, что я вам принесла?
Из муки он был печен,
На сметане был мешен,
На окошке он студился
По дорожке: (укатился)
Был он весел, был он смел, И в пути он песню: (пел)
Кто же это?. (Колобок)
Молодцы, угадали! Берите колобка. Детишки я так устала, пока колобка пекла. Можно я у вас посижу, отдохну, поиграю с вами. (Да)
Воспит атель: Ребята как его бабушка пекла мы знаем? (Да.) Давайте и мы испечем колобок бабушке.
Физкультминутка: «Колобок»
Замесила бабушка ни булку, ни оладушки,
(Руки месят тесто)
Доставала из печи
(Руки вверх, в стороны, вниз)
Ни пирог, ни калачи,
(Повороты туловища влево - вправо, руки в стороны)
Как поставила на стол
(Приседания)
Он от бабушки с дедушкой ушел.
(Прыжки)
Кто же бегает без ног?
(Хлопки в ладоши)
Это желтый колобок.
Воспитатель: А может вы расскажите какой получился колобок. ( Дети описывают: круглый, желтый, румяная корочка и т. д.)
Дыхательное упражнение.
— Давайте понюхаем колобок (аппетитный, ароматный)
Воспитатель: Куда нужно колобка положить? (На окошко простынуть.) Правильно.
Колобочек – колобок,
У него румяный бок.
И хорош он и пригож,
И на солнышко похож!
Положили колобок
Остудиться на окошко.
Колобок с окошка- скок! -
Покатился по дорожке.
Ребята, а куда покатился колобок? (В лес) А какую же песню пел он? Давайте-ка с вами вспомним.
На экране появляется слайд с изображением колобка.
Пальчиковая игра "Колобок"
Я, колобок, колобок! (катают в руках воображаемый колобок)
По сусекам скребён, (правой ладонью скребут по левой ладони)
По амбару метен, (имитируют подметание пола)
На сметане мешен, (делают круговые движения кистью правой руки)
В печку сажен, (показывают обе руки, вытянутые вперед)
На окошке стужен, (показывают руками окно)
Я от бабушки ушел, (перебирают средним и указательными пальцами правой руки по ладони левой)
Я от дедушки ушел.
Воспитатель: Ребята, если сейчас вы правильно отгадаете мою загадку, то узнаете, кто первый повстречался колобку в лесу :
Есть в лесу большой трусишка, цветом он похож на мышку.
Любит кушать он морковку, очень ловко скачет в горку.
Дети: Заяц.
На экране появляется слайд с изображением зайца и колобка.
Воспитатель: У зайчика ушки
торчат на макушке,
Любит он вкусный
листик капустный.
Бегает быстро
и прыгает ловко,
Всё потому, что
ест он морковку! Е. Малёнкина
Какой заяц?
Дети: Зайка серенький, пушистый, с длинными ушками.
Воспитатель: Кого следующего встретил колобок?
Дети: Волка.
На экране появляется слайд с изображением волка и колобка.
Воспитатель: Какой волк?
Дети: Серый, большой, зубастый, злой…
Воспитатель: Как рычит волк?
Дети: Р-р-р.
Воспитатель: Колобка увидел волк
Он зубами щёлк да щёлк,
Но поймать его не смог
Укатился колобок.
Кого потом встретил колобок и какой он был?
На экране появляется слайд с изображением медведя и колобка.
Дети: Медведя. Большого, коричневого, сильного.
Воспитатель: Кто, ребята, знает стихотворение про мишку?
Чтение стихов А. Барто «Мишка косолапый по лесу идет», «Оторвали мишке лапу».
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, колобок уже устал бегать по лесу?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте вместе с колобком проведем физкультминутку.
Физкультминутка «Колобок» :
Зайка серенький скакал,
Лапкой топал и плясал,
Вот так, вот так,
Лапкой топал и плясал.
Мишка толстый спал, гулял,
Мёд из бочки доставал,
Вот так, вот так,
Мёд из бочки доставал!
Серый, злой, сердитый волк
Так рычит – зубами щёлк!
Вот так, вот так,
Лапой ток – зубами щёлк.
А хитрющая Лисица
Возле Колобка кружится,
Вот так, Вот так,
Возле Колобка кружится!
Воспитатель: Кто последний встретился на пути у колобка?
Дети: Лиса.
На экране появляется слайд с изображением волка и колобка.
Воспитатель: Какая лиса?
Дети: Рыжая, хитрая.
Воспитатель: Что же сделала рыжая, хитрая лиса?
Дети: Съела колобка.
Беседа после рассказывания.
Воспитатель: - Как называется сказка? («Колобок»)
- Кто испек колобка? (Бабушка)
- Куда бабушка положила студиться колобка? (На окошко)
- Что сделал колобок? (Убежал)
- Куда покатился колобок? (В лес)
- Кого встретил колобок? (Зайца, волка, медведя)
- Кто съел колобка? (Лиса)
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним всех героев сказки "Колобок", отгадывая загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и лишь потом говорим отгадку.
На экране появляются слайды.
Загадки-добавлялки с отгадками в рифму:
Он ушел от бабки с дедом,
Не хотел их быть обедом
По тропинке прыг да скок
Укатился…
(Колобок)
Ходит он на двух ногах,
Повторяя : «Ох!» и «Ах!»
Говорят, ему сто лет,
Он ворчливый старый…
(Дед)
Как появится мука,
Печь не станет колобка,
Испечет оладушки
Старенькая…
(Бабушка)
Летом скачет в шубке серой,
А зимою в шубке белой
Длинноухий побегайчик,
Маленький трусишка…
(Зайчик)
День и ночь по лесу рыщет,
Для себя добычу ищет,
А найдет – зубами щелк! –
И поест голодный…
(Волк)
Любит мед и даже слишком
Бурый косолапый…
(Мишка)
Обитает среди леса
Ярко-рыжая принцесса –
Превеликая хитреца, И зовут ее.
(Лисица)
Театрализация сказки «Колобок»
Воспитатель: Молодцы. «А, хотите ли вы сами стать героями этой сказки? Дети соглашаются, одевают герои сказки соответствующие костюмы, маски.
-А теперь, ребятки, превратитесь вы в зверяток. Все готовы сказка начинается.
Жил-был старик со старухой. Вот и просит старик:
- Испеки мне, старая, колобок.
- Да из чего испечь-то? Муки нет.
- Эх, старуха, по амбару помети, по сусекам поскреби - вот и наберется.
Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила в масле и положила на окно простынуть.
Надоело колобку лежать, он и покатился с окна на завалинку, с завалинки - на травку, с травки на дорожку и покатился по дорожке.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, косой, а лучше послушай я тебе песенку спою.
Заяц уши поднял, а колобок запел :
- Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
От тебя, зайца, не хитро уйти.
И покатился колобок дальше - только его заяц и видел.
Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, серый волк: я тебе песенку спою. - И колобок запел :
- Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
От тебя, волка, не хитро уйти.
И покатился колобок дальше - только его волк и видел.
Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идёт, хворост ломает, кусты к земле гнёт.
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Ну, где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай лучше моей песенки.
Колобок запел, а Миша и уши развесил.
- Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От тебя, медведь, полгоря уйти.
И покатился колобок - медведь только вслед ему посмотрел.
Катится колобок, а навстречу ему лиса:
- Здравствуй, колобок! Какой же ты пригожий, румяный!
- Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да всё ближе подкрадывается.
- Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От медведя ушел,
От тебя, лиса, не хитро уйти.
- Славная песенка! - сказала лиса. - Да то беда, голубчик, что я стара стала - плохо слышу. Сядь ко мне на носок да пропой ещё разок.
Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на носок и запел:
- Я колобок, колобок.
А лиса его - гам! - и съела.
Воспитатель: Да, перехитрила лиса Колобка. Поэтому, ребята, чтобы не попасть в беду, надо слушаться родителей, не убегать от них и не разговаривать с незнакомыми. А теперь мы с вами поиграем в игру «Горячий колобок».
МП/И «Горячий колобок». Дети становятся кругом. Воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопросы, ребенок отвечает и бросает мяч воспитателю очень быстро, чтобы не обжечь руки.
- Сколько солнышек на небе?
-Сколько звездочек на небе? -Какого цвета трава? -Какое время года?
-Какого цвета небо? -Сколько волос на голове?
- Домой когда с садика идем?
-Когда снег ложиться на землю? И т. д.
Бабушка: - Ох, ребята, заигралась я с вами, а дед-то голодный дома ждет. У меня тесто осталось, поможете мне испечь колобков? (Да)
Воспитатель: Проходите за столы. Какой был колобок? Правильно, круглый.
Как бабушка пекла Колобка?
Пальчиковая гимнастика. Дети круговыми движениями ладоней, будто катая шар, лепят колобка (без теста).
Воспитатель лепит колобка из теста, прикрепляет глазки, рот прорезает стекой. (Показ приемов лепки.)
Воспитатель: Теперь возьмите тесто и слепите колобков (лепка детьми колобков).
Бабушка: - Ну, спасибо, дети, помогли вы мне. Кладите своих колобков на противень, а я пойду его в печь поставлю. То-то дед обрадуется. (Бабушка уходит)
Итог занятия.
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли бабушке. А теперь давайте вспомним, из какой сказки к нам приходила гостя?
Дети: "Колобок".
Воспитатель: Кто ее сочинил?
Дети: Народ.
Воспитатель: Правильно. Сейчас с вами поиграем в одну музыкальную игру и вспомним героев этой сказки.
Воспитатель: Все ли герои сказки вам понравились?
Дети: Нет. Не понравилась лиса, потому что она обманула колобка и съела его.
Воспитатель: Я с вами согласна, дети. Лиса поступила плохо. Но и колобку надо было вести себя осторожнее. Ребята, мы с вами очень хорошо потрудились, вы были внимательными, послушными и сообразительными. Поэтому я вам всем дарю маленькие сувениры с изображением колобка.