Получи документы

Консультация «Компетентность педагога в общении с родителями»

Ольга Стрельникова
Консультация «Компетентность педагога в общении с родителями»

Как большинство случаев выглядит взаимодействие родителей дошкольников с педагогами? Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, а вечером уводят их домой. И если текущие вопросы, связанные с успехами ребенка или испытываемыми им затруднениями, воспитатели и родители иногда обсуждают, то беседы в рамках систематического разностороннего психолого-педагогического просвещения родителей являются большой редкостью. Такая ситуация обусловлена целым рядом факторов: высокая степень занятости родителей; непонимание значимости информации, предоставляемой воспитателем; представление родителей о том, что воспитывать можно опираясь только на интуицию; отсутствие доверительных отношений между воспитателем и родителями; затруднения педагогов в организации общения с родителями и пр.

Публикация «Консультация „Компетентность педагога в общении с родителями“» размещена в разделах

Между тем родители дошкольников остро нуждаются в педагогических и психологических знаниях, включающих вопросы формирования познавательных интересов ребенка на основе учета индивидуальных склонностей; его социальной адаптированности; осознания ценности здорового образа жизни; социально - нравственного воспитания др. Приоритет семейного воспитания признается государством, в Законе РФ «Об образовании» (ст. 18п. 1) сказано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.

Ведущими факторами в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этими понятиями подразумеваются социальные установки и система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и с окружающими людьми, семейные традиции, педагогическая и психологическая образованность, культура родителей, их умение организовывать жизнь и деятельность детей в семье соответственно возрасту ребенка и целям его всестороннего воспитания. Трудно поспорить с этими утверждениями, однако, нельзя не заменить, что полноценное развитие дошкольников возможно при условии оказания психолого - педагогической поддержки родителей. Не подлежит сомнению то, что психолого - педагогические знания лежат в основе успешного воспитания; позволяют родителям справляться с педагогическими задачами; дают вероятность по новому взглянуть на свои возможности как воспитателя, включить в свой педагогический арсенал эффективные подходы и способы взаимодействия с ребенком.

Поскольку педагоги и родители решают единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, то взаимоотношения семьи и образовательного учреждения должны складываться на основе сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Наиболее эффективным взаимодействие семьи и дошкольного учреждения будет при условии, когда оно строится на сознании и необходимости целенаправленных воздействий на ребенка, понимании целесообразности их согласования. Оно предъявляет каждый из сторон определенные требования.

Какова роль детского сада в построении системы эффективных взаимоотношений с родителями дошкольников? На наш взгляд, задачей образовательного учреждения является определение путей и новых форм продуктивного взаимодействия с родителями, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им расширить круг их психолого - педагогических знаний, оказать помощь в понимании своеобразия развития личности ребенка, формировать у них осознанное критическое отношение к своей воспитательной деятельности.

Ведущая роль в организации взаимодействия с родителями дошкольников принадлежит воспитателю. От него зависит установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; создание атмосферы взаимопонимания; активизация и обогащение воспитательных умений родителей; поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Успешное решение воспитателем вышеперечисленных задач требует от него владения определенным набором качеств, являющихся составной частью профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников. Профессиональная компетентность педагога – интегративное, многокомпонентное явление, показатель профессионализма и мастерства.

Анализ современных требований к организации общения педагога с родителями воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Профессиональная компетентность предполагает также наличие устойчивой системы ценностных ориентаций, владение знаниями о семье, психолого-педагогическими знаниями, навыками организации общения с родителями. Основой же профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников являются такие профессионально значимые качества - как гуманистическая направленность, эмпатичность, рефлективность, эмоциональная устойчивость и педагогическая гибкость.

Педагогическая эмпатия проявляется в умении педагога мысленно поставить себя на место родителя дошкольника, проникнуться его психическим состоянием, понять, проявить сочувствие. Достижение высокого уровня эмпатийности, если педагог хорошо знает и понимает самого себя, способен объективно анализировать свои мысли, переживания, действия отношения с людьми, т. е. если у него развита рефлексия. Рефлективность находится в тесной связи с эмпатичностью, эмоциональной устойчивостью и гибкостью педагога, что в совокупности обеспечивает активный поиск новых видов взаимодействия, эффективного решения проблем, связанных с воспитанием дошкольников и общением с родителями.

Анализ исследований и собственный опыт позволяют выделить критерии для определения уровня профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников :

• признание роли родителей в воспитании детей как полноценных партнеров;

• стремление к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им психолого-педагогической помощи в вопросах воспитания дошкольников;

• проявление внимания, заинтересованности, выдержки, тактичности;

• владение профессиональными знаниями о специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;

• понимание истинных запросов родителей при организации общения с ними;

• умение планировать беседы, подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активации родителей;

• высокий уровень развития коммуникативных навыков;

• устойчивая потребность в совершенствовании в сфере общения с родителями и в профессиональной деятельности в целом.

Важными задачами общения детского сада с семьей являются следующие; раскрыть перед родителями важные стороны развития ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства; дать родителям информацию; поддерживать их интерес в ее получении.

Среди положительно зарекомендовавших себя форм взаимодействия с родителями дошкольников, можно выделить проект на тему «Здоровое питание детей в детском саду».

Правильное питание играет огромную роль в жизни человека. Но особое значение имеет оно имеет в период развития и роста. Суточные наборы продуктов, разработанные ведущими специалистами в области детского питания, предусмотрены в организациях детских коллективах (яслях, садах и др.). В них учтены физиологические потребности детского организма в основных пищевых веществах, химический состав и биологическая ценность различных продуктов. И организации питания детей дошкольного возраста большое значение имеет не только использование всего набора продуктов, но и выбор блюд, их правильная кулинарная обработка, высокие вкусовые качества, привлекательный внешний вид.

Одним из вопросов, который наиболее часто задают родители, забирая детей из детского сада, является: «Что ты сегодня кушал? Как поел?». Известно что каждая семья имеет свои особенности питания в домашних условиях, поэтому ребенок посещая детский сад, не всегда воспринимает блюда, приготовленные в детском саду. Перед нами стояла задача ознакомить родителей с меню детского сада, отличающимся разнообразием, полезностью и вкусом.

Работа с родителями включает в себя беседы, консультации, ответы на вопросы анкеты, встречи на дне открытых дверей, видеосъемку режимных моментов (завтрак, обед, ужин, семинары на которых освещаются вопросы рациональной организации питания дошкольников в детском аду и в домашних условиях, обсуждаются вопросы, связанные с утренним отсутствием аппетита у ребенка, учетом темперамента ребенка при кормлении и др.

В детском саду было организованно заседание семейного клуба на тему «Питание детей в детском саду», на котором родителям в интересной форме были представлены выставка «Вкусно и полезно», состоящая из кулинарных рецептов блюд по меню детского сада и блюд, приготовленных родителями.

Родители имели возможность попробовать (блюда, приготовленных родителями, что питание в детском саду, является оптимальным для детей дошкольного возраста. Многие из них разнообразили домашнее меню, которое стало включать блюда детского сада. Это привело к тому, что дети стали лучше кушать в дошкольном учреждении и дома.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников, приносит положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно- образовательном процессе важно, прежде всего, для развития их собственного ребенка.

Публикации по теме:

ИКТ-компетентность педагога Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении.

Профессиональная компетентность педагога в условиях реализации ФГОС В наше «стремительное» время к современному детскому саду предъявляются требования, при которых повышение уровня управления становится объективной.

Консультация «Работа педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ в гештальт-подходе» Автор: Миронова Светлана Викторовна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: «ГБОУ СОШ № 2089» Населенный пункт: город Москва Наименование.

Фотоотчет о республиканских педагогических чтениях «Профессиональная компетентность педагога ДОО»Фотоотчет о республиканских педагогических чтениях «Профессиональная компетентность педагога ДОО» Фотоотчет о республиканских педагогических чтениях «Профессиональная компетентность педагога ДОО:ПРОЕКТИРУЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ Педагогические.

Информационная компетентность как основа профессиональной компетентности современного педагога Информационная компетентность как основа профессиональной компетентности современного педагога ДОО. Вы никогда не сумеете решить возникшую.

Консультация для воспитателей «Коммуникативная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения» На современном этапе, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, с разработкой на государственном уровне системы программных мероприятий,.

Консультация «Общение педагога с родителями» Консультация «Общение педагога с родителями» В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду.

Профессиональная компетентность педагога как условие социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Садыкова Таслима Нурисовна.

Профессиональная компетентность педагогов в сфере общения с родителями воспитанников Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. Задача педагогического коллектива.

Социально-коммуникативная компетентность педагога как условие социально-коммуникативного развития у детей В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Компетентность педагога в общении с родителями»
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 10:19
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД