Получи документы

Профессиональная компетентность педагога как условие социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Таcлима Садыкова
Профессиональная компетентность педагога как условие социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Садыкова Таслима Нурисовна

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, аспирант кафедры педагогики и психологии детства

Публикация «Профессиональная компетентность педагога как условие социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с реализацией задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию детей. Дана характеристика содержания социально-коммуникативного развития, профессиональной компетентности педагога как одного из важнейших и необходимых условий социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольное образование, социально-коммуникативное развитие, профессиональная компетентность, педагог дошкольной образовательной организации.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка, развиваются навыки общения, взаимодействия и сотрудничества с окружающими. Приоритет общечеловеческих ценностей, гуманистический принцип, положенный в основу современного образовательного процесса, требует высокого уровня социально-коммуникативного развития личности ребенка.

Проблема успешной социализации детей, понимаемая как защита и гармоничное развитие подрастающего поколения на основе использования культурных ценностей, отражена в «Конвенции о правах ребенка», в законе «Об образовании в РФ», в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, в котором выделена отдельная образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Дошкольный возраст – это период, когда происходят изменения во всех сферах психического и личностного развития. В процессе воспитания и обучения детьми усваиваются социальные нормы, духовно-нравственные ценности. Ребенок становится субъектом различных видов деятельности, у него формируются самосознание, самооценка и другие важные личностные новообразования.

В различных видах совместной деятельности – игровой, продуктивной, трудовой – у детей формируются навыки социального взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками, развиваются коммуникативные умения. В научных исследованиях М. И. Лисиной, В. А. Петровского, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, Е. О. Смирнова и других подчеркивается, что основа, фундамент социальных отношений складывается именно в этот период. У детей дошкольного возраста формируется коммуникативная и социальная компетентность.

Умение взаимодействовать, сотрудничать с другими людьми (с взрослыми и сверстниками) у детей проявляется в процессе общения и совместной деятельности. У детей дошкольного возраста в общении с взрослыми проявляется высшая форма коммуникативной деятельности дошкольников – внеситуативно-личностная форма общения. Главным мотивом коммуникативной деятельности становится личностный. Взрослый выступает перед дошкольником в полноте своих особенностей, жизненного опыта. Внеситуативно-личностная форма коммуникативной деятельности вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста предполагает становление следующих компонентов :

а) когнитивный – это представления о системе взаимоотношений между людьми, различных средствах и способах общения, нормах и правилах поведения в различных жизненных ситуациях, в различных видах совместной деятельности;

б) мотивационный – это система мотивов, которая стимулирует ребенка к проявлению социально-коммуникативных знаний и умений, интереса к различным видам совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, желание вступать в контакт с окружающим миром;

в) деятельностный – это совокупность умений, навыков действовать в соответствии с имеющейся системой знаний, представлений, адекватность поведения в различных ситуациях, в том числе конфликтных, владение различными средствами коммуникации.

Формирование социально-коммуникативной компетентности детей, их взаимодействие и сотрудничество детей осуществляется в процессе игры, совместного труда, праздников, развлечений. Эти формы совместной деятельности позволяют реализовать потребность детей в общении и взаимодействии.

Таким образом, дошкольный возраст – это период усвоения и социально-культурного опыта, необходимого для включения ребенка в систему общественных отношений, формирования социальных качеств, навыков общения и сотрудничества. Умение взаимодействовать, сотрудничать с другими людьми (с взрослыми и сверстниками) у детей проявляется в процессе общения и совместной деятельности.

Педагог дошкольной образовательной организации должен создать условия для формирования социально-коммуникативной компетентности ребенка дошкольного возраста, выбрать эффективные формы и методы для усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, для развития навыков общения и взаимодействия, для становления таких важных качеств личности, как самостоятельность, ответственность, инициативность, эмоциональная отзывчивость, для формирования позитивного отношения к труду и творчеству.

Для того, чтобы реализовать эти задачи, педагог дошкольной образовательной организации, в свою очередь, должен обладать достаточным уровнем компетентности. Проблема формирования компетентных педагогов ДОО определена на законодательном уровне. Так, в нормативно-правовых актах подчеркивается, что педагог должен осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями нормативных документов, при этом постоянно повышая уровень своей профессиональной подготовки (ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)[4], при этом дошкольная образовательная организация должна создать для этого условия (п. 3.2.6 ФГОС ДО)[3].

В научной литературе рассматриваются различные аспекты проблемы формирования профессиональной компетентности педагогов ДОО (Л. Н. Атмахова, С. Г. Молчанов, М. М. Поташник, Н. Б. Пикатова, Е. П. Тонконогая, П. И. Третьяков, Л. Ю. Шемятихина и другие).

Л. Н. Атмахова считает, что профессиональная компетентность педагога ДОО – это потенциальные возможности, знания и умения, опыт, ценности личности, которые позволяют эффективно решать профессиональные задачи с учетом всех требований и характеристик [1].

С. Г. Молчанов считает, что профессиональная компетентность педагога есть комплекс образовательных, профессиональных и личностных компетенций, социально-профессионального статуса и уровня профессиональной квалификации педагога, профессионально-важных качеств и педагогических способностей, которые в совокупности позволяют эффективно решать задачи профессиональной деятельности [2].

Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации выступает как условие реализации задач, заявленных в Федеральном государственном образовательном стандарте, в том числе по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста. В связи с этим педагог ДОО с высоким уровнем профессиональной компетентности, жизненным опытом является образцом для ребенка, наставником в сложном мире социальных отношений.

Требования к уровню квалификации педагога, в том числе на ступени дошкольного образования, раскрываются в Профессиональном стандарте педагога. Это знание особенностей и специфики дошкольного образования, форм и методов организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста, понимание и учет особенностей развития детей, умение организовать различные виды деятельности, владение методиками познавательного, личностного и физического развития детей раннего и дошкольного возраста. Все эти требования применимы и к работе по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста. Это знание и понимание задач по социально-коммуникативному развитию дошкольников, особенностей личностного становления на данном этапе возрастного развития, владение методиками социально-коммуникативного развития.

Также стандарт выделяет комплекс умений, необходимых педагогу ДОО, среди которых умения планировать, организовывать образовательную работу, осуществлять контроль, постоянно повышать уровень своей квалификации, владеть современными образовательными технологиями с учетом особенностей дошкольного образования, умение взаимодействовать с коллегами и родителями детей дошкольного возраста. Это умение планировать работу по социально-коммуникативному развитию детей, осуществлять контроль качества образовательного процесса, владеть технологиями социально-коммуникативного развития, выбора эффективных форм организации взаимодействия с родителями, так как без вовлечения семьи процесс социально-коммуникативного развития детей будет малоэффективным.

В научной литературе ведется поиск эффективных методов и способов формирования профессиональной компетентности педагогов ДОО как условия социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Так, например, С. Г. Молчановым на основе методик отбора содержания социализации и оценивания социализованности разработана технология «Духовные скрепы». В соответствии с ней компетентный педагог ДОО должен уметь осуществлять отбор дидактического и методического обеспечения работы по социально-коммуникативному развитию детей, выбирать способы определения количественных и качественных параметров и оценивания уровня социально-коммуникативного развития детей, планировать и организовывать свою профессиональную деятельность на основе требований ФГОС ДО на основе эффективных форм и методов, осуществлять мониторинг качества образовательного процесса.

Оценивание уровня социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста педагог ДОО может провести, взяв за основу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Для каждой задачи можно выбрать определенную диагностическую методику, например:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности – методика «Закончи историю» (Р. Р. Калинина);

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками – методика «Культура общения» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина);

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий – наблюдение за детьми в различных видах деятельности;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания – методика «Зазеркалье» (Е. И. Изотова);

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками – методика «Рукавички» Г. А. Цукерман;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации – беседа на тему «Моя семья»;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества – беседа, наблюдение, игровое тестовое задание «Помоги гномику»;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе – беседа.

На основе результатов исследования планируется и проводится работа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста, включая проведение беседы, игры, занятий, чтения художественной литературы, продуктивной деятельности, просмотра мультфильмов. Например, в работе по социально-коммуникативному развитию детей – формированию такого личностного качества, как ответственность – можно использовать следующие формы и методы работы:

1. Беседа «Ответственность – что это?», «Что значит быть ответственным?» (подбор прилагательных, «Подбери синонимы (близкие по смыслу) слова к слову «ответственность» (подбор существительных).

2. Отбор изображений, на которых изображены действия персонажей сказок, рассказов. Демонстрация иллюстраций, на которых изображены ситуации, связанные сответственным поведением.

3. Акция «День ответственности». В течение дня дети ведут себя «ответственно», т. е. выполняют поручения педагога, выполняют задания качественно, аккуратно. В конце дня обсуждение – «как проявилась ответственность в моем поведении?».

4. Комплексные занятия по ознакомлению с нравственными нормами и правилами поведения на материале художественной литературы: Л. Толстой, Г. Снегирев, К. Чуковский, А. Барто, В. Ф. Одоевский, В. Осеева и др.

5. Организация дежурств, трудовые поручения в режимных моментах. Дети выполняют несложные обязанности по обслуживанию коллектива, уже способны к элементарной ответственности за порученное дело, преодолевать небольшие трудности в работе. Тем самым у детей формируется положительное отношение к труду, соответственно и ответственность за выполненную работу.

6. Дидактические игры «Волшебные камешки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу», «Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты» «Угадай, кто я», «Разговор по телефону», «Как нам быть?», «Как с тобой разговаривают?» и др.

7. Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Магазин», «Семья» в которых упор делается на ответственность врача (пациента, продавца (покупателя) и т. д.

8. Игры-драматизации. Придумывание и обыгрывание сказки по теме «Ответственный поступок»; фланелеграф «Доскажи историю» (по произведению В. Осеевой «В одном доме»); драматизация сказок, проигрывание ситуаций из произведений «Косточка» Л. Толстой, «На катке»В. Осеева.

9. Фольклор. Знакомство с пословицами и поговорками об ответственности.

10. Просмотр мультфильмов и их обсуждение: «Честное слово», «Королевство кривых зеркал», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Конек Горбунок», «Приключения Буратино» и др.

11. Просмотр диафильмов «Сказка о солдатской каше», «Новое платье короля», «Гуси-лебеди», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Маша и медведь» с последующим обсуждением.

12. Детская продуктивная деятельность. Изобразительная деятельность по прочитанным произведениям: «Косточка» Л. Толстой, «Печенье» В. Осеева и другие, создание рукописных книг «Трудно ли быть ответственным?» (совместно с родителями); «Моя любимая книга» (с детьми, презентация (выставка рукописных книг).

Для того, чтобы решить задачи социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, поставленные ФГОС ДО, педагог дошкольной образовательной организации должен обладать высоким уровнем компетентности. В связи с этим возникает необходимость в повышении компетентности педагогов ДОО, создании эффективной методической работы, так как именно методическая работа направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной квалификации педагогов, своевременное оказание им методической помощи.

Педагогические условия, при которых возможно успешное управление профессиональной компетентностью педагогов ДОО, включают в себя: формирование активности и внутренней мотивации педагогов и организация разных форм методической работы как средства формирования профессиональной компетентности педагогов.

Мотивация является важным условием формирования профессиональной компетентности педагогов ДОО. Формирование мотивации педагогов – это одна из важнейших функций в структуре организаторской деятельности руководителя ДОО. Функция мотивации руководителя – это создание таких стимулов для работников образовательной организации, чтобы они были заинтересованы в повышении качества образовательного процесса.

Существуют различные способы мотивации. К материальным способам мотивации относятся премии, ценные подарки, организация досуга работников, предоставление возможности вести платные дополнительные образовательные услуги, назначение на руководящую должность (например, председателем методического объединения) и т. п. Руководству также важно использовать и нематериальные способы мотивации. Интеллектуально-творческие способы мотивации ориентированы на создание условий для профессионального роста педагогов, в том числе карьерного.

Для повышения профессиональной компетентности педагогов в ДОО должна быть создана эффективная система методической работы. К наиболее эффективным формам методической работы, по мнению К. Ю. Белой, Л. М. Волобуевой, Л. М. Денякиной, Е. В. Коротаевой, Т. П. Колодяжной, Е. П. Милашевич, Л. В. Поздняк относятся традициионные, а также нетрадиционные, активные формы.

К традиционным формам методической работы относятся формы, которые организуются в ДОО и устоялись на протяжении длительного времени. Это различные семинары, консультации, творческие отчеты, методические совещания, проектная деятельность и другие.

К активным формам можно отнести проблемные семинары, организацию методического кабинета, службы или центра, проведение деловых игр, конкурсов профессионального мастерства, методических объединений педагогов, занимающихся разработкой определенных проблем дошкольного образования.

Наиболее эффективными в современных условиях являются интерактивные формы методической работы. Это различные дискуссии, практикумы, разнообразные формы взаимообучения и взаимоконтроля педагогов, обмен педагогическим опытом, проектная деятельность, организация конференций и фестивалей, конкурсов, дистанционное обучение и другие.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога на современном этапе выступает как условие социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. В различных видах совместной деятельности – игровой, продуктивной, трудовой – у детей формируются навыки социального взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками, развиваются коммуникативные умения.

Для того, чтобы выполнить свои профессиональные обязанности по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста, педагог ДОО должен постоянно повышать уровень своей подготовки, стремиться к самообразованию. ФГОС ДО устанавливает требования к условиям, которые должны быть созданы в ДОО для организации профессиональной деятельности педагогических работников. Это оказание консультативной поддержки педагогов, организационно-методическое сопровождение, оказание помощи в реализации образовательной программы.

К условиям успешного управления профессиональной компетентностью педагогов ДОО относятся формирование активности и внутренней мотивации педагогов и организация разных форм методической работы как средства формирования профессиональной компетентности педагогов.

Литература:

1. Атмахова Л. Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Екатеринбург, 2006. 24 с.

2. Молчанов С. Г. Профессионально-педагогическая компетентность – объект описания, формирования и оценивания // Инновационное развитие профессионального образования. 2014. No 2. С. 14–17.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// Дошкольное воспитание. 2014. No 2. С. 4–18.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: от 29 декабря 2012 года No 273-ФЗ. М., 2018. 787 с.

Публикации по теме:

Двигательно-игровая среда как важнейшее условие для физического развития детей дошкольного возраста «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает кричит, пусть он находится.

«Система наблюдений как необходимое условие познавательного развития детей дошкольного возраста» Краткая аннотация работы. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования обозначает одной из приоритетных целей формирование.

Трудовое воспитание, как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста Уважаемые педагоги, тема моего выступления: «Трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного.

Деловая игра «Профессиональная компетентность педагога» Деловая игра «Профессиональная компетентность педагога» Цель: Выработка единого взгляда на личностные и профессиональные качества педагога.

Картотека игр для социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Исследования показывают, что дети старшего дошкольного возраста способны правильно воспринимать состояние другого человека, при этом они.

Проект «Сказкотерапия как средство воспитания социально — коммуникативного развития дошкольника» .

Профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования Т. Н. Садыкова г. Муравленко, Россия ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация:.

Профессиональная компетентность педагога ДОО в условиях реализации ФГОС  2 СЛАЙД - Нормативно-правовые документы. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ); Федеральный государственный.

Программа стажировочной площадки «Профессиональная мобильность педагога как условие инновационного развития ДОУ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В «Профессиональном стандарте педагога» указано, что «педагог — ключевая фигура реформирования образования». Характеристиками.

Семинар-практикум «Профессиональная компетентность педагога ДОУ» Понятие педагогической компетенции Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профессиональная компетентность педагога как условие социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 мая 2019 в 17:31
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД